Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд (Город Севастополь) |
Дата поступления | 19.07.2018 |
Дата решения | 10.09.2018 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Котешко Людмила Леонидовна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 3bbc83d0-ac8f-39a8-a576-c3a09ddc5a5a |
Дело № 2-2090/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2018 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Царенко С.С.,
с участием:
представителя ответчика – Шарковой С.В., действующей на основании доверенности,
третьего лица – Хрычиковой С.В.,
представителя третьего лица – адвоката Шевченко Е.А., действующей на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к [СКРЫТО] Н.Н., с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищество собственников недвижимости «Садовое товарищество «Берег», Хрычикова С.В., Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании недействительным Распоряжения, взыскании стоимости неосновательно приобретенного имущества и убытков,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с иском, в котором просит суд признать недействительным Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от 21.12.2017 «О предоставлении [СКРЫТО] Н.Н. земельного участка в собственность, расположенного: <адрес> взыскать с [СКРЫТО] Н.Н. в пользу города федерального значения Севастополя в возмещение стоимости неосновательно приобретенного имущества и убытков, вызванных последующим изменением стоимости имущества, 1500000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.12.2017 № по результатам рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации [СКРЫТО] Н.Н. о предоставлении земельного участка в собственность, предоставлен гражданину Российской Федерации [СКРЫТО] Н.Н. в собственность бесплатно земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: ведение дачного хозяйства.
Вместе с тем, ранее на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.08.2017 № ответчику уже был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный <адрес>, который также отнесен к категории земель «земли населенных пунктов».
На основании указанных Распоряжений за [СКРЫТО] Н.Н. было зарегистрировано право собственности на земельные участки. 31.01.2018 г. [СКРЫТО] Н.Н. заключила договор купли-продажи земельного участка, расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования: ведение дачного хозяйства, с Хрычиковой С.В., которая 15.02.2018 зарегистрировала право собственности на вышеуказанный земельный участок.
Истец полагает, что ответчик в данном случае, повторно приобретая бесплатно земельный участок в собственность, действовала недобросовестно и противозаконно. Несмотря на то, что ранее другой земельный участок ей уже был предоставлен, действуя в противоречии с законодательным предписанием об однократности бесплатной передачи земли в собственность граждан, она не уведомила об этом факте Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, и, с другой стороны, этот орган государственной исполнительной власти, уполномоченный на осуществление права государственной собственности, в силу изложенного не имел права отчуждать это имущество по испрашиваемым ответчиком основаниям. В соответствии со ст.ст. 12, 13, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, на основании которого ответчик незаконно и без предусмотренного в законе основания повторно и бесплатно приобрел право собственности на земельный участок, подлежит признанию недействительным, как нарушающее право государственной собственности города Севастополя на спорный земельный участок и его охраняемые законом имущественные интересы.
Кроме того, в связи с невозможностью применения в данном случае виндикации по отношению к Хрычиковой С.В., как к добросовестному приобретателю, истец полагает, что в его пользу подлежат взысканию стоимость неосновательного обогащения ответчика за счет стоимости безосновательно приобретенного ею в собственность земельного участка, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости этого имущества.
В судебное заседание истец явку своего представителя не обеспечил, причины неявки суду не сообщил, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика, третье лицо Хрычикова С.В. и ее представитель в судебном заседании возражали против исковых требований по тем основаниям, что основанием обращения ответчика к истцу с заявлением о получении бесплатно в собственность оба земельных участка является ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», согласно которой завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляются на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года.
Третьи лица ТСН «СТ «Берег» а также Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом мнения представителя ответчика, третьего лица суд пришел к выводу о возможности на основании положений ст. 167 ГПК РФ рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в дел.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения сторон и их представителей, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.08.2017 г. № «О предоставлении гражданину Российской Федерации [СКРЫТО] Н.Н. в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по <адрес> [СКРЫТО] Н.Н. был предоставлен данный земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – ведение садоводства.
Указанное распоряжение административного органа издано в соответствии со статьями 39.1, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 8.1, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным Законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Уставом города Севастополя, Законами города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» и от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП «Об утверждении Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству», учитывая решение Севастопольского городского Совета от 17.09.2013 № «О даче согласия гр. [СКРЫТО] Н.Н. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного в районе <адрес>, для ведения садоводства».
Также судом установлено, что на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.12.2017 г. № «О предоставлении гражданину Российской Федерации [СКРЫТО] Н.Н. в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по <адрес> [СКРЫТО] Н.Н. был предоставлен земельный участок с видом разрешенного использования: ведение дачного хозяйства» из земель категории «земли населенных пунктов».
Указанное распоряжение административного органа издано в соответствии со статьями 39.1, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 8.1, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным Законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Уставом города Севастополя, Законами города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» и от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП «Об утверждении Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству», учитывая решение Севастопольского городского Совета от 28.01.2014 № «О даче согласия гр. [СКРЫТО] Н.Н. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного в районе <адрес> для индивидуального дачного строительства.
На основании вышеназванного Распоряжения за [СКРЫТО] Н.Н. было зарегистрировано право собственности 19.01.2018 года на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> с видом разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства.
31.01.2018 [СКРЫТО] Н.Н. заключила договор купли-продажи земельного участка с Хрычиковой С.В., продав участок за 800 000 руб. 15.02.2018 Хрычикова С.В. зарегистрировала право собственности на вышеуказанный земельный участок.
Судом установлено, что 30.05.2018 Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № отменено Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.12.2017 № «О предоставлении гражданину Российской Федерации [СКРЫТО] Н.Н. [СКРЫТО] Н.Н. в собственность бесплатно земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов» расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования: ведение дачного хозяйства» в связи с выявлением нарушения принципов однократности, установленных статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так в соответствии со ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Судебным разбирательством установлено, что нормой закона, дающей право ответчику обратиться с заявлением о получении бесплатно в собственность обоих земельных участков, является статья 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», согласно которой завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Постановлением Правительства Севастополя № 25-ПП «Об утверждении Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству».
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и постановления Правительства Севастополя № 25-ПП от 01.02.2016г., являются:
- предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
- несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Согласно пункту 7 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2019 года.
Как видно из заявлений ответчика, имеющихся в материалах дела, [СКРЫТО] Н.Н. обратилась в уполномоченный орган 03.08.2017 и 30.11.2017, то есть в срок, установленный законом.
Каких-либо ограничений по количеству земельных участков, процедура приватизации которых была начата, но не завершена до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статья 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46- ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» не содержит.
Судебным разбирательством установлено, что ответчик обращалась с заявлением в уполномоченный орган на основании решения Севастопольского городского Совета № от 28.01.2014 «О даче согласия гр. [СКРЫТО] Н.Н. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного в районе <адрес>» для индивидуального дачного строительства».
Истец в качестве оснований для признания недействительным Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДЗ от 21.12.2017 указывает на нарушение ответчиком принципа «однократности» предоставления бесплатно в собственность земельных участков, предусмотренного пунктом 1 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, а также порядка, предусмотренного пунктами 2.7, 2.8 и 2.10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Вместе с тем, позиция истца основана на ошибочном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 ст. 1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон) настоящий Закон устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Таким образом, указанный Закон субъекта Российской Федерации подпадает не под регулирование пп.7 п. 1 ст. 39.5, ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, а устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, на территории города Севастополя по сравнению с федеральным законодательством РФ в силу ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на момент обращения в уполномоченный орган решение Севастопольского городского Совета № от 28.01.2014 «О даче согласия гр. [СКРЫТО] Н.Н. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного в районе СТ «Берег» для индивидуального дачного строительства» было действующим, никем не оспорено, не отменено, не признано незаконным.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», у суда отсутствуют основания для признания распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от 21.12.2017 «О предоставлении [СКРЫТО] Н.Н. земельного участка в собственность, расположенного: <адрес> недействительным.
Отказ в удовлетворении требования о признании недействительным Распоряжения, свидетельствует об отсутствии фактических оснований для удовлетворения требований о взыскании с [СКРЫТО] Н.Н. стоимости неосновательного приобретенного имущества и убытков.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к [СКРЫТО] Н.Н. о признании недействительным Распоряжения, взыскании стоимости неосновательно приобретенного имущества и убытков - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Мотивированное решение суда изготовлено 14.09.2018.
Председательствующий –