Дело № 2а-1453/2023 ~ М-944/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Балаклавский районный суд (Город Севастополь)
Дата поступления 26.05.2023
Судебное решение Есть
ID c8db1cad-7745-431b-b308-e102d07553af
Стороны по делу
Истец
********* ****** *************
Ответчик
*********** ** ************* * ********* ********** *. ***********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело а-1453/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2023 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Просолова В.В.,

при секретаре Скулкиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] М. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным,

установил:

[СКРЫТО] М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным решение административного ответчика, изложенное в письме №ГУ-исх-4444/23 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в перераспределении земель и (или) земельный участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельного участка, находящегося в частной собственности по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в районе <адрес>, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление.

В обоснование требований административный истец указала, что является собственником земельного участка по адресу: РФ, г.Севастополь, <адрес>, к которому примыкает земельный участок земель неразграниченной государственной собственности площадью 270 кв.м., расположенный между землями общего пользования (дорогой) и участком административного истца. Доступ к земельному участку [СКРЫТО] М.А. может быть обеспечен исключительно через испрашиваемый к перераспределению земельный участок, однако административным ответчиком вынесено незаконное решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания в установленном законом порядке, явку представителя в судебное заседания не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии с ст. 150 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту – КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, в соответствии с требованиями КАС РФ, учитывая, что административный истец, административный ответчик извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.55 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 176 КАС РФ).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что [СКРЫТО] М.А. является собственником земельного участка по адресу: РФ, г.Севастополь, внутригородское муниципальное образование Балаклавский муниципальный округ, <адрес>, кадастровый , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

С целью перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, административный истец обратилась с соответствующим заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее в том числе Департамент, административный ответчик).

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено решение № ГУ-исх-4444/23, которым [СКРЫТО] М.А. отказано в перераспределении земель и (или) земельный участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельного участка, находящегося в частной собственности по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в районе <адрес>.

В обоснование решения ответчик сослался на образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок.

Несогласие с вышеуказанным решением послужило основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным иском.

В силу статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 названного Кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьей 39.28 ЗК РФ.

В частности, законодателем в п.3 ч.1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункты 1 и 8 указанной статьи).

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 данного Кодекса в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на основания отказа (пункт 10 статьи 39.29).

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.

Между тем, в нарушение вышеуказанных норм права оспариваемое решение ссылок на положения земельного законодательства не содержат.

В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Кодекса.

Аналогичное основание для отказа в предоставлении государственной услуги содержится в п.п.9 п.2.9 административного регламента предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N542-РДЗ.

Исходя из положений ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из представленной административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории очевидно, что из земель с восточной и западной стороны испрашиваемой к перераспределению части земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок.

Административный истец, указывая на незаконность оспариваемого решения административного ответчика ссылается на заключение кадастрового инженера Турковойо Н.С.

В заключении кадастрового инженера Турковой Н.С. ООО «Экспертиза и кадастр» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что доступ к земельному участку с кадастровым номером 91:01:067001:414 может быть обеспечен исключительно через земли неразграниченной государственной собственности, подлежащие перераспределению.

Между тем, при оценке вышеуказанного заключения суд принимает во внимание, что в представленном административным истцом заключении специалиста не указана площадь участка необходимого проезда к земельному участку с кадастровым номером 91:01:067001:404, а также иным смежным земельным участкам с учетом обязательных требований к ширине дороги. Также заключение кадастрового инженера не содержит графической части, из которой представлялось бы возможным определить общую площадь земель неразграниченной собственности, находящихся между земельным участком административного истца и имеющейся дорогой, через которую может быть обеспечен проезд к данному участку, и площадь земель без учета необходимых проездов.

Следовательно, невозможность образования самостоятельного земельного участка административным истцом не обоснована, выводы представленного заключения специалиста в должной степени не мотивированы, в связи с чем не могут достоверно свидетельствовать о невозможности образования самостоятельного земельного участка из земель, из которых образуется испрашиваемый административным истцом к перераспределению земельный участок.

Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что земельный участок с кадастровым номером 91:01:067001:414 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 91:01:067001:410, имевшим доступ к землям общего пользования с восточной части данного участка. Между тем, в результате данного раздела были образованы два земельных участка, которые не имели непосредственного доступа к улично-дорожной сети.

Таким образом, необходимость перераспределения земельного участка с целью обеспечения доступа к земельному участку административного истца вызвана недобросовестными действиями собственника первоначального земельного участка, из которого он образован.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Отказ административного ответчика в удовлетворении заявления административного истца вынесен в пределах его полномочий. Оспариваемое решение содержит законное основание отказа в предоставлении государственной услуги со ссылкой на нормы права.

Учитывая изложенное, исковые требования являются необоснованными удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] М. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В.Просолов

Просолова В.В. Скулкиной А.Ю. [СКРЫТО] М. А. [СКРЫТО] М.А. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> [СКРЫТО] М.А. [СКРЫТО] М.А. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] М.А. <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Турковойо Н.С. Турковой Н.С. ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] М. А. ДД.ММ.ГГГГ
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Балаклавский районный суд (Город Севастополь) на 26.05.2023 в базе нет.