Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Феодосийский городской суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 08.08.2019 |
Дата решения | 27.09.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Стародуб Павел Иванович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | a432f701-b983-34ba-8962-26d00a861dce |
УИД 91RS0022-01-2019-002336-77
Дело №2а-1956/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2019 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Стародуба П.И.,
при секретаре Майоровой Е.В.,
с участием представителя административного истца – прокурора Карпова А.Г.,
представителя административного ответчика – Сергеева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Феодосии к администрации г. Феодосии Республики Крым, заинтересованные лица на стороне административного истца Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН», заинтересованные лица на стороне административного ответчика МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии» и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконными бездействия, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Феодосии обратился в суд с административным исковым заявлением, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к Администрации города Феодосии Республики Крым с требованиями о признании бездействия незаконным, о возложении обязанностей принять меры направленные на охрану объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, в том числе необходимых для создания особо охраняемой территории местного значения на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук – Аджиголь.
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой города Феодосии, в связи с поступившим поручением прокуратуры Республики Крым проведена проверка по вопросу нарушения требований природоохранного законодательства в области охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива, расположенной между с. Береговое и пгт Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук - Аджиголь.
Так, в адрес Администрации города 07.03.2019 поступило обращение Пашука А.Н. с просьбой принятия необходимых мер по охране растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым.
В ответе на указанное обращение в письме от 30.04.2019 за исх.№ 2-47/5239/1 Администрация города Феодосии сообщила, что Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, рассмотрев обращение Администрации города Феодосии о предоставлении информации о наличии занесенных в Красную книгу видах растений и животных на территории пляжей в районе с. Береговое, пгт Приморский, рекомендовало Администрации города провести исследования для установления запрашиваемых данных в отношении наличия объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым.
Согласно экспертному заключению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН от 05.04.2019 №01.01-05/173, проведенного по обращению Крымской региональной общественной организации водного туризма, спорта и рыбалки «Берег», на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук - Аджиголь произрастают около 120 видов высших сосудистых растений, в их числе 9 особо охраняемых растений: занесенных в Красную книгу Республики Крым – 9, в Красную книгу Российской Федерации – 3, в Красную книгу Черного моря – 3, в Европейский красный список – 2.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований законодательства, Администрацией города Феодосии не рассматривался вопрос о создании особо охраняемой территории местного значения на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт. Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук – Аджиголь.
По указанному факту прокурором города 24.05.2019 в адрес главы Администрации города Феодосии внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Согласно ответу Администрации города Феодосии по результатам рассмотрения представления от 21.06.2019 между Администрацией города и ООО «АНК» заключен договор о благоустройстве пляжной территории № 2 от 07.02.2019.
Истец полагает, что в целях защиты природных комплексов и объектов в границах особо охраняемой природной территории местного значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках, водных поверхностях необходимо создание охранных зон с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Административный истец указывает, на обстоятельство того, что действия ответчика, направленные на создание особо охраняемой природной территории местного значения на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования, до настоящего времени не приняты, что свидетельствует о бездействии должностных лиц органа местного самоуправления по осуществлению возложенных на них полномочий.
Определением суда от 23 августа 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН», в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии» и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым».
Определением суда от 13.09.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г.Феодосии Карпов А.Г., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Сергеев С.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворении иска, не отрицая того, что Администрацией г. Феодосии Республики Крым не предпринимались действенные меры, необходимые для создания особо охраняемых природных территорий. При этом выразил несогласие с проведенной экспертизой, учитывая, что при проведении экспертизы представители Администрации города Феодосии не присутствовали, в выводах экспертизы не указаны четкие границы зон, на которых произрастают и обитают краснокнижные растения и животные, также эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности. Кроме того полагал, что срок предложенный административным истцом является крайне малым для совершения действий по созданию особо охраняемых природных территорий.
От заместителя директора КНС – природный заповедник РАН – филиала ФИЦ ИнБЮМ Литвина В.А. в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя с удовлетворением искового заявления в полном объеме.
Иные лица при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, письменных пояснений либо ходатайств об отложении рассмотрения дела суду представлено не было.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное заявление подано истцом в установленный законом срок.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статьям 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в ст. 2 названного федерального закона различаются категории данных территорий. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (п. 3 этой же статьи).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно ст. 10 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 22.10.2014), к полномочиям органов местного самоуправления в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:
1) осуществление организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
2) участие в организации сбора информации об особо охраняемых природных территориях местного значения для государственного кадастра;
3) организация охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
4) решение вопросов о финансировании мероприятий, отнесенных к вопросам местного значения, по охране особо охраняемых природных территорий местного значения из местных бюджетов;
5) осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Положениями части 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно части 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 5 названного Федерального закона N 33-ФЗ граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой города Феодосии, в связи с поступившим поручением прокуратуры Республики Крым проведена проверка по вопросу нарушения требований природоохранного законодательства в области охраны, использования и воспроизводства, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива, расположенной между с. Береговое и пгт Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук – Аджиголь (л.д. 6).
07 марта 2019 года в адрес администрации города поступило обращение Пашука А.Н. по вопросу необходимости принятия мер по охране растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым.
В ответе на указанное обращение в письме от 30.04.2019 за исх.№ 2-47/5239/1 Администрация города сообщила, что Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, рассмотрев обращение Администрации города Феодосии о предоставлении информации о наличии занесенных в Красную книгу видах растений и животных на территории пляжей в районе с. Береговое, пгт Приморский, рекомендовало Администрации города провести исследования для установления запрашиваемых данных в отношении наличия объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым (л.д. 7).
Согласно выводам экспертного заключения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН от 05.04.2019, флористические и фаунистические природные комплексы на берегу Феодосийского залива Черного моря между селом Береговым и пос. Приморским, характеризуются рядом особенностей, обусловивших их ценность и необходимость сохранения.
Территория примечательна сохранностью псаммофитных комплексов растительности - редких не только для Крыма, но и редких в глобальном масштабе. Псаммофитная растительность уникальна, поскольку её большая флористическая часть представлена облигатными псаммофитами - видами, приспособленными к произрастанию только на песчаных субстратах и не может существовать в других условиях (экотопах). Приморские береговые комплексы с типичной псаммофитной и солончаковой растительностью сокращают свой природный ареал и в Восточном Крыму практически не сохранились.
На отмеченной территории произрастают около 120 видов высших сосудистых растений, в их числе 9 особо охраняемых растений: занесенных в Красную книгу Республики Крым - 9, в Красную книгу Российской Федерации - 3, в Красную книгу Черного моря - 3, в Европеский Красный список - 2.
Фрагментарно сохранившемуся растительному покрову принадлежит ведущая средообразующая роль, поскольку здесь он играет роль стабилизирующего фактора экзогенных процессов, препятствует разрушению пляжной полосы и всего комплекса местообитаний прибрежной биоты.
Аквальный комплекс исследуемой территории играет весьма существенную роль в сохранении орнитологического разнообразия Восточного Крыма и Большой Феодосии. Прилегающей части Феодосийского залива, акватория и береговые отмели озера Кучук- Аджиголь представляют собой кормовые биотопы для птиц во все сезоны года. Здесь встречается 71 вид водных и околоводных птиц, что составляет около 95% от видового состава обитающих в Крыму; общая численность в отдельные периоды года достигает нескольких тысяч особей. Из зарегистрированных здесь птиц 17 видов занесены в ККРК и 8 - в ККРФ.
В пределах территории отмечается обитание популяций 4-х видов герпетофауны, включённых в ККРК. В их числе разноцветная ящурка - уникальный природный объект черноморского побережья Крыма. Оптимальный биотоп, где вид локально достиг высокой плотности, находится в пределах исследуемой территории и приурочен исключительно к полосе приморских песков. Поэтому основную угрозу существованию феодосийской популяции ящурки представляет застройка приморских песков. Общая численность ящурки не превышает 2000 разновозрастных особей. Утрата феодосийской популяции разноцветной ящурки явится ощутимой потерей для науки и нанесет непоправимый урон биоразнообразию Крымского полуострова в целом.
Фауна беспозвоночных на исследуемой территории довольно разнообразна и весьма специфична. В настоящее время проводится её инвентаризация, хотя на данный момент уже установлено присутствие 10 видов чешуекрылых внесённых в ККРК.
На прибрежной полосе моря и озёр произрастают растения занесенные в различные охранные списки (региональные, государственные, международные), расположены места обитания редких видов пресмыкающихся, отмечено гнездование, зимовка и миграционные остановки птиц, в числе которых краснокнижные.
На территории необходимо сохранить места обитания рептилий, зимовки птиц, произрастания краснокнижных растений. Режим строгой охраны этих мест в одних случаях может длится короткое время, в остальное время допустима умеренная антропогенная нагрузка, но с соблюдением определенных ограничений (обустройство мест отдыха, элементов инфраструктуры и прочее).
Меры, необходимые, для сохранения растительного и животного мира должны включать снижение и контролирование рекреационной нагрузки: запрещение съезда транспорта на полосу приморских песков, запрещение установки палаток, киосков и других временных сооружений на этой полосе, категорическое недопущение застройки песков (строительство можно вести только северо-западнее автомагистрали). Оборудование пляжей навесами и т.п. возможно проводить только в пределах лишенной растительности литорали по утвержденным проектам благоустройства территории. Дальнейшая застройка побережья (ближе, чем на 500 м от уреза воды) вызовет необратимые процессы, нарушит баланс наносов на побережье, уменьшится ширина естественных песчаных пляжей, возникнет негативная санитарно-гигиеническая ситуация.
Застройка пляжной полосы снизит рекреационный потенциал и качество курорта, поскольку пляж является основным и стратегическим ресурсом социально- экономического развития села Береговое и даже города Феодосия. Побережье потеряет свою рекреационную ценность и привлекательность, поэтому она экономически не выгодна и может быть вопиющим фактом нерационального использования не восполняемых природно-рекреационных ресурсов Юго-восточного Крыма (л.д. 8 – 13)
Согласно ч. 2 ст. 60 Федерального закона № 7-ФЗ порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1.2 Порядка ведения Красной книги Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, Красная книга Российской Федерации содержит свод документированной информации о состоянии, распространении, категориях статуса редкости и статуса угрозы исчезновения и мер охраны (далее - категории статуса), с целью обеспечения сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее - объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу п. 2.1 указанного Порядка ведение Красной книги Российской Федерации включает, в том числе разработку и реализацию мер по охране и восстановлению объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Республики Крым от 13.01.2015 № 65-ЗРК/2015 "О Красной книге Республики Крым" установлено, что Красная книга Республики Крым - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении, мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных, дикорастущих растений и грибов (далее - объекты животного и растительного мира), постоянно или временно обитающих (произрастающих) в естественных условиях на территории (акватории) Республики Крым; перечень (список) объектов животного и растительного мира, взятых под особую охрану.
В соответствии со ст. 6 Закона № 65-ЗРК/2015 охрана и воспроизводство объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, которые являются субъектами пользования объектами животного и растительного мира, и гражданами в соответствии с законом.
Охрана объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, обеспечивается путем: установления особого правового режима охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, запрета или ограничения их использования (добыча и сбор) в хозяйственных целях; систематической работы по выявлению мест их пребывания (произрастания), проведения постоянного наблюдения (мониторинга) за состоянием их популяций; приоритетного создания особо охраняемых природных территорий, а также экологической сети на территориях, где находятся (произрастают) объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Республики Крым; учета специальных требований по охране объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, при размещении производительных сил, решении вопросов отвода земельных участков, разработке проектной и проектно-планировочной документации, проведении государственной экологической экспертизы.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, Администрацией города Феодосии не рассматривался вопрос о принятии необходимых мер, направленных на охрану и защиту краснокнижных растений и животных, создание особо охраняемой территории местного значения на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук – Аджиголь.
24 мая 2019 года за исх. № 7-01-2018 в адрес главы Администрации города Феодосии прокуратурой г. Феодосии внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. 16-17 оборот).
Согласно ответу Администрации города Феодосии по результатам рассмотрения представления от 21.06.2019 между Администрацией города и ООО «АНК» заключен договор о благоустройстве пляжной территории № 2 от 07.02.2019 (л.д. 23).
В судебном заседании было установлено, что за совершение неправомерных действий в области охраны окружающей среды, генеральный директор ООО «АНК» привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.35 КоАП РФ за то, что в результате благоустройства и уборки территории по адресу: Республика Крым, Городской округ Феодосия, на пляже между озер Кучук – Аджиголь и Аджиголь допустил уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (л.д 65 - 70).
За аналогичные противоправные действия к административной ответственности привлечено ООО «Интерскиф Плюс» (л.д. 59 - 64).
В целях защиты природных комплексов и объектов в границах особо охраняемой природной территории местного значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках, водных поверхностях необходимо создание охранных зон с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Создание особо охраняемой природной территории регионального значения рассматривается Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно ст. 36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к полномочиям Администрации г. Феодосии Республики Крым отнесено в том числе: п. 11 организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Феодосия; п. 28 внесение предложений Городскому совету по созданию лечебнооздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа Феодосия, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; п. 24) разработка для утверждения представительным органом генеральных планов городского округа Феодосия, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа Феодосия документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа Феодосия, разработка местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Феодосия, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Феодосия, разработка порядка резервирования земель и изъятия земельных участков в границах городского округа Феодосия для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа Феодосия, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений; п. 50) иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Крым, муниципальными правовыми актами Городского совета.
В соответствии пп. 12 ч. 2 ст. 27 Устава, к компетенции Городского совета относится объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих экологическую, историческую, культурную ценность, особо охраняемыми природными территориями, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и использования.
Между тем, с целью отнесения земель к особо охраняемым территориям местного значения, отраслевой орган Администрации г. Феодосии готовит проект решения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения. Администрация города Феодосии Республики Крым осуществляет процедуру внесения решения в Феодосийский городской совет Республики Крым для принятия. После принятия решения Администрация города Феодосии Республики Крым назначает проведение обследования земель, которые отнесены к землям особо охраняемых территорий местного значения и организует проведение работ по землеустройству, постановке земель, которые отнесены к землям особо охраняемых территорий местного значения, на государственный кадастровый учет.
В судебном заседании установлено, что такие действия Администрацией города Феодосии Республики Крым не принимались.
Таким образом, бездействие Администрации г. Феодосии, выраженное в непринятии мер, направленных на охрану объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, в том числе указанных выше мер, необходимых для создания особо охраняемой территории местного значения Феодосийским городским советом на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования, Администрацией города Феодосии до настоящего времени не приняты, что свидетельствует о бездействии административного ответчика, как органа местного самоуправления по осуществлению возложенных на него полномочий, предусмотренных Уставом, Федеральными законами, Законами Республики Крым.
Бездействие административного ответчика подтверждается множественной перепиской общественных организаций и граждан, находящейся в материалах административного дела (л.д. 92 - 130).
Указанные обстоятельства также были подтверждены, допрошенным в судебном заседании по ходатайству административного истца, председателем Крымской Региональной общественной организации водного туризма, спорта и рыбалки «Берег» Пашука А.Н., пояснившего суду, что с 2017 года периодически ведется переписка с Администрацией города Феодосии, Феодосийским городским советом, Министерством экологии Республики Крым относительно охраны краснокнижных видов растений и животных на данной территории. За свой счет было сделано экспертное исследование в Карадагском природном заповеднике, которое для указанной цели было направлено в адрес Администрации г. Феодосии, однако никаких мер принято не было. В тоже время административным ответчиком заключен ряд договоров с юридическими лицами по благоустройству пляжной территории, сотрудники которых, тракторами и бульдозерами расчищают территорию, чем уничтожают краснокнижные растения и животные.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, научный сотрудник отдела изучения биоразнообразия и экологического мониторинга Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН – филиала ФГБУН ФИЦ «Институт биологии южных морей им. А.О. Ковалевского РАН» Миронова Людмила Петровна, входящая в состав экспертной комиссии, подтвердила заключение экспертизы, пояснила, что указанная территория изучается специалистами Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского около 10 лет, территория является довольно хрупкой, насчитывает множество видов редких растений, птиц, рептилий, насекомых. Территория, указанная в заключении является ценнейшим природным рекреационным ресурсом, растительность обеспечивает сохранность пляжа и является взаимосвязанной экосистемой. В случае застройки данной территории без соблюдения определенных ограничений, произойдут необратимые процессы, нарушится баланс наносов на побережье, уменьшится ширина естественных песчаных пляжей, возникнет негативная санитарно-гигиеническая ситуация. Подтвердила, что в Карадагскую научную станцию им. Т.И. Вяземского обратилась общественная организация «Берег» относительно проведения исследования. На основании имеющихся материалов и длительных исследований было составлено экспертной заключение, которое было направлено в адрес Администрации г. Феодосии. В свою очередь Администрация г. Феодосии обращалась в Карадагскую научную станцию им. Т.И. Вяземского с вопросом уточнения границ местонахождения растительного и животного мира, занесенного в охранные списки, на что был дан ответ о необходимости проведения картирования территории.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В нарушение вышеуказанных норм административным ответчиком допустимых доказательств суду не представлено.
Бездействие Администрации города Феодосия Республики Крым влечет угрозу уничтожения растительного и животного мира, занесенного в различные охранные списки, может повлечь снижение рекреационного потенциала и качества курорта, свидетельствует о неисполнении федерального и регионального законодательства и нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
В связи с чем, административный иск о признании бездействия нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу и подлежит удовлетворению.
К доводам представителя административного ответчика о несогласии с заключением экспертизы, учитывая, что эксперты не были предупреждены об уголовной ответственности при ее проведении, а также в связи с тем, что экспертиза проведена без извещения административного ответчика, суд относится критически, поскольку научными экспертное исследование проведено государственным предприятием сотрудниками Карадагской научной станции им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН – филиала ФГБУН ФИЦ «Институт биологии южных морей им. А.О. Ковалевского РАН», выводы экспертизы ничем не опровергнуты, предупреждение экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения при проведении независимого экспертного исследования не предусмотрено законом.
Доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом не указан перечень конкретных действий, которые надлежит совершить административному ответчику для охраны объектов растительного мира и отнесения земель к категории особо охраняемых территорий местного значения не являются основаниями для отказа в иске, поскольку судом установлено бездействие ответчика в этой части, и ответчик, являясь органом местного самоуправления, обязан совершать необходимые действия в целях решения вопросов местного значения, а также других возложенных на него задач, предусмотренных действующим законодательством.
В свою очередь, учитывая, что принятие решения об отнесении земель к особо охраняемым территориям местного значения потребует значительного периода времени, поскольку указанные действия связаны с необходимостью внесения изменений в бюджет городского округа, освоения и выделения указанных средств, подготовкой проекта решения, его принятием, проведением обследования земель, проведением работ по землеустройству, постановкой земель на государственный кадастровый учет, суд считает возможным определить административному ответчику шестимесячный срок его исполнения со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что административный истец и ответчик освобождены от уплаты судебных расходов, судебные расходы по уплате государственной пошлины следует отнести за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 38, 62, 64, 150, 175-180 КАС Российской Федерации, суд, -
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора города Феодосии – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Феодосии Республики Крым по непринятию мер, направленных на охрану объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, в том числе мер необходимых для создания особо охраняемой территории местного значения на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук – Аджиголь.
Обязать администрацию г. Феодосии Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры, направленные на охрану объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, в том числе необходимых для создания особо охраняемой территории местного значения на территории береговой полосы побережья Феодосийского залива Черного моря, расположенной между с. Береговое и пгт Приморский, а также прибрежных участков соленых озер Аджиголь и Кучук – Аджиголь.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 октября 2019 года.
Председательствующий Стародуб П.И.