Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Феодосийский городской суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 15.11.2021 |
Дата решения | 28.07.2022 |
Категория дела | Споры, связанные со сделками с частными домами и приватизированными квартирами |
Судья | Быстрякова Дианна Святославовна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 03f80ede-d7b4-3bb4-9046-501e4e7ace95 |
Дело №
№УИД-91RS0№-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Быстряковой Д.С.,
при секретаре ФИО4,
с участием: представителя истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права собственности на объект недвижимого имущества, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру <адрес>, Государственное унитарное предприятие «Крым БТИ», -
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации <адрес> Республики Крым, в соответствии с которыми просит: признать за ней право собственности на жилой дом литер «А, А1», общей площадью 88,1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, предоставленный ей на основании решения Щебетовского поселкового совета 38 сессии 4-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении на составление акта выбора и обследования земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома». Государственный акт на право собственности на указанный земельный участок ФИО2 получен не был. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 на принадлежащем ей земельном участке построила жилой дом площадью 88,1 кв.м. Разрешение на строительство данного дома ФИО2 получено не было и по окончанию строительства дом в эксплуатацию введен не был. Указанный жилой дом является самовольно возведенным строением, однако, при этом, не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При обращении в Администрацию <адрес> Республики Крым истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку право собственности на расположенное на нем строение не оформлено надлежащим образом. На обращение истца в Службу Государственного строительного надзора ей было отказано в введении в эксплуатацию спорного жилого дома, поскольку не были предоставлены документы о разрешении на строительство.
Определением Феодосийского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Госкомрегистр РК.
Определением Феодосийского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено ГУП РК «Крым БТИ».
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила, об отложении судебного разбирательства не просила, направила в судебное заседание своего представителя.
Представитель истца ФИО2 – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полностью поддержала исковые требования по основаниям указанным в иске.
Ответчик Администрация <адрес>, при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направила, об отложении судебного разбирательства не просила.
Третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру <адрес>, ГУП РК «Крым БТИ» при надлежащем извещении представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не уведомили, об отложении судебного заседания не просили.
Информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, не просивших об отложении судебного заседания.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, решением ДД.ММ.ГГГГ <адрес> АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, решено считать утратившим силу решение Щебетовского поселкового совета 17 сессии 4 созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении на составление проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозпостроек» в связи со смертью гражданина ФИО2 Мемета. Разрешено ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>-а, <адрес>, составление акта выбора и обследования земельного участка площадью 0,08 га в <адрес>, <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, с последующей передачей в собственность.
Согласно данным технического паспорта БТИ от ДД.ММ.ГГГГ домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, состоит из литер «А,А1» - жилого дома с мансардой, литер «Г» - душ, литер «Г1» - летняя кухня. Имеются отметки о том, что данные строения выстроены самовольно, год постройки - ДД.ММ.ГГГГ год.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительно и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Невозможность признания права собственности на жилой дом с хозяйственными строениями и сооружениями по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>-а, обусловлена следующими обстоятельствами.
Согласно установленным судом обстоятельствам на момент строительства жилого дома с хозяйственными строениями и сооружениями по <адрес>-<адрес> <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым действовало законодательство ФИО1, которое в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» подлежит применению к регулированию спорных правоотношений в той части, в которой оно не противоречит законодательству Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьёй 22 Закона ФИО1 «Об основах градостроительства» застройка земельных участков, которые предоставляются для градостроительных нужд, осуществляется после возникновения права собственности или права пользования земельным участком. Данное требование закреплено так же в статье 125 Земельного кодекса ФИО1.
Согласно части 1 статьи 23 Закона ФИО1 «О планировании и застройке территорий» (в редакции действовавшей в момент спорных правоотношений) застройка территорий предусматривает осуществление нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройство объектов градостроительства, расширение и техническое переоснащение предприятий (далее – строительство).
В соответствии со статьей 24 Закона ФИО1 «О планировании и застройке территории» право на застройку земельного участка реализуется его владельцем или пользователем при условии использования земельного участка по его целевому назначению и в соответствии с градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка, установленными согласно с требованиями закона.
Юридические лица, которые намерены осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, разрешение на строительство объекта градостроительства.
Статьей 12 Земельного кодекса ФИО1 и статьей 26 Закона ФИО1 «О местном самоуправлении в ФИО1» предусмотрено, что полномочия по предоставлению земельных участков в пользование и передаче их в собственность на соответствующей территории отнесены к компетенции сельских, поселковых, городских советов.
В соответствии со статьей 116 Земельного кодекса ФИО1 граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 376 Гражданского кодекса ФИО1 жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Указанные правовые нормы не противоречат законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ правообладатель земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Статьей 1 Градостроительным кодексом Российской Федерации определены основные понятия, используемые в настоящем Кодексе:
10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
39) объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства.
Частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Статьей 21.1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>» предусмотрено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях:
1) строительства объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 киловольт включительно;
2) строительства и (или) реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи;
3) строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0,6 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них;
4) реконструкции объектов электросетевого хозяйства до 20 киловольт включительно, сетей газораспределения и (или) газопотребления и сооружений на них, не указанных в пунктах 2 и 3 настоящей части, не требующей увеличения размеров охранных зон таких объектов;
5) строительства и (или) реконструкции объектов в рамках мероприятий по модернизации и развитию сетевого комплекса, предусмотренных федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2020 года";
6) строительства (реконструкции) теплиц и вспомогательных объектов, обеспечивающих непосредственное функционирование теплиц (на землях категории земли сельскохозяйственного назначения и землях сельскохозяйственного использования в границах населенных пунктов, за исключением земель сельскохозяйственных угодий);
(п. 6 введен Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 153-ЗРК/2020)
7) строительства (реконструкции) зданий и сооружений общей площадью не более 1500,0 м2 и количеством этажей не более одного этажа для хранения сельскохозяйственной продукции (на землях категории земли сельскохозяйственного назначения и землях сельскохозяйственного использования в границах населенных пунктов, за исключением земель сельскохозяйственных угодий);
8) строительства (реконструкции) бань, сараев и иных подобных объектов вспомогательного использования, не предназначенных для проживания людей и не предназначенных для коммерческого использования, на земельном участке, предоставленном физическому либо юридическому лицу для целей индивидуального жилищного строительства;
9) строительства (реконструкции) быстровозводимых объектов капитального строительства общей площадью до 1500,0 м2 и количеством этажей не более двух этажей и строительство которых осуществляется за счет средств бюджетной системы бюджетов Российской Федерации;
10) строительства (реконструкции) систем орошения;
11) строительства (реконструкции) линейных объектов, которые размещаются на условиях публичных сервитутов и строительство которых осуществляется за счет средств бюджетной системы бюджетов Российской Федерации, а также объектов, входящих в состав таких линейных объектов.
Строительство (реконструкция) объектов капитального строительства без получения разрешения на строительство, в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, возможно при условии, если указанные объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами согласно положениям статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Застройщик при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) не позднее чем за десять рабочих дней до начала строительства и (или) реконструкции безвозмездно передает в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования, в границах которого ведется строительство (реконструкция) объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, сведения и документы, указанные в пунктах 3.1 - 3.3 части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи;
2) в течение десяти рабочих дней после окончания строительства и (или) реконструкции безвозмездно передает в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования, в границах которого ведется строительство (реконструкция) объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, документы, указанные в пункте 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 8 и 11 части 1 настоящей статьи.
Согласно статье 21.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>», документы, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами ФИО1, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", изменению и переоформлению не подлежат. Продление срока действия таких документов не допускается.
В целях настоящего Закона к документам, разрешающим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, относятся документы, дающие право на выполнение строительных работ, полученные до ДД.ММ.ГГГГ, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.
К таким документам относятся: уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ.
В целях настоящего Закона к исходным данным на проектирование относятся документы, явившиеся основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, полученные до ДД.ММ.ГГГГ, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.
К таким документам относятся: градостроительный план земельного участка, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, архитектурно-планировочное задание, разрешение на проектно-изыскательские работы, строительный паспорт для объектов индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, возможность признания в судебном порядке права собственности на жилой дом с хозяйственными строениями и сооружениями предусматривалось, как действующим на момент возведения спорного домовладения законодательства ФИО1, так и действующим в настоящее время законодательством Российской Федерации, при обязательном соблюдении такого условия, как строительство на земельном участке, который на соответствующем правовом основании, а именно в пользовании или собственности находится у лица, осуществившего такое строительство. При наличии такого обстоятельства, суду надлежит установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Согласно положениям статьи 5, части 1 статьи 67, части 1 статьи 196 ГПК РФ только суду принадлежит право оценки доказательств при разрешении гражданских дел и принятии решения. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Таким образом, оценка экспертного заключения с точки зрения относимости, допустимости и достоверности входит в исключительную компетенцию суда.
В подтверждение принадлежности ей земельного участка по <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> истец ссылается на решение ДД.ММ.ГГГГ Шебетовского поселкового совета <адрес> АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей разрешено составление акта выбора и обследования земельного участка площадью 0,08 га <адрес>, <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, с последующей передачей в собственность.
Однако, данное решение не свидетельствует о возникновении у истца права пользования или собственности на земельный участок по <адрес> <адрес> <адрес>.
Так, на момент вынесения решения о разрешении составления акта выбора и обследования земельного участка по <адрес> в пгт. Щебетовка г Феодосии и строительства на нем спорного домовладения, предоставление земельного участка в собственность или пользование регулировалось законодательством государства ФИО1.
Согласно ст. 3 Земельного Кодекса ФИО1, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, собственность на землю в ФИО1 имеет такие формы: государственную, коллективную, частную. Все формы собственности являются равноправными. Распоряжаются землей Советы народных депутатов, которые могут передавать свои полномочия органам государственной исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления.
Статьей 9 указанного Земельного Кодекса ФИО1, к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в сфере регулирования земельных отношений на их территории, было отнесено, в том числе, передача земельных участков в собственность, передача их в пользование, в том числе на условиях аренды, в порядке, предусмотренном статьями 17 и 19 этого Кодекса; регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Статьей 6 указанного Земельного Кодекса было предусмотрено право граждан ФИО1 получать в собственность землю для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных строений (приусадебный участок).
Статьей 7 указанного Земельного Кодекса ФИО1 было предусмотрено право граждан ФИО1 на пользование землей. Так, данной статьей предусматривалось, что пользование землей может быть постоянным или временным. Постоянным признается землепользование без заранее установленного срока.
Согласно статьи 17 указанного Земельного Кодекса ФИО1, передача земельных участков в коллективную и частную собственность осуществляется Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.
Согласно статьей 67 указанного Земельного Кодекса ФИО1, гражданам по решениям сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов передаются в собственность или предоставляются в пользование земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, хозяйственных строений, гаражей и дач. Размер участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) должен быть не больше: в сельских населенных пунктах – 0,25 гектара, поселках городского типа – 0,15 гектара, а для членов коллективных сельскохозяйственных предприятий и работников колхозов – не больше 0,25 гектара, городах – 0,1 гектара.
Согласно статьи 9 указанного Земельного Кодекса ФИО1, к компетенции сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в сфере регулирования земельных отношений на их территории относится, в том числе, передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды, в порядке установленном статьями 17 и 19 этого Кодекса.
Согласно ст. 19 указанного Земельного Кодекса ФИО1, сельские, поселковые Советы народных депутатов предоставляют земельные участки в пользование для всех нужд из земель сел, поселков, а также за их границами для строительства школ, больниц, предприятий торговли и иных объектов, связанных с обслуживанием населения (сфера услуг), сельскохозяйственного использовании, ведения сельского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, индивидуального и коллективного садоводства, огородничества, сенокоса и выпаса скота, традиционных народных промыслов.
Статьей 23 указанного Земельного Кодекса ФИО1 было предусмотрено, что право собственности или право постоянного пользования землей подтверждается государственными актами, которые выдаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
В соответствии со ст. 1 Декрета ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, сельским, поселковым, городским Советам народных депутатов поручено обеспечить передачу в течение 1993 года гражданам ФИО1 в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в рамках норм, установленных Земельным Кодексом ФИО1.
Согласно ст. 1 указанного Декрета, установлено, что передача гражданам ФИО1 безвозмездно в частную собственность земельных участком для целей, указанных в статье 1 этого Декрета, производится единожды, о чем обязательно делается местными Советами народных депутатов отметка в паспорте или документе, который его заменяет.
В соответствии со ст. 3 указанного Декрета, право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право собственности на землю
В соответствии с п. 7 Раздела X переходных положений Земельного Кодекса ФИО1, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, граждане и юридические лица, получившие в собственность, во временное пользование, в том числе на условиях аренды, земельные участки в размерах, которые были предусмотрены ранее действующим законодательством, сохраняют право на эти участки.
Согласно ст.81 Земельного Кодекса ФИО1 (2001 г) граждане ФИО1 приобретают право собственности на земельные участки на основании: а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, ренты, иным гражданско-правовым соглашениям; б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование; г) принятия наследства; г1) выделения в натуре (на местности) причитающейся им земельной доли (пая).
В статье 116 Земельного Кодекса ФИО1 указаны основания приобретения права на землю.
Так ч.1 данной статьи указывает, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти, или органов местного самоуправления, или государственных органов приватизации, или центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
Часть 3 данной статьи определяет, что бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан; б) получения земельных участков вследствие приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 125 Земельного Кодекса ФИО1 право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации.
Согласно ст. 126 Земельного Кодекса ФИО1, право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами. Формы государственных актов утверждаются ФИО1.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, гражданин обладающий, таким земельным участком на таком праве вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется согласно ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно ч.2 ст. 2 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В части 4 статьи 8 данного закона указано, что Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета ФИО1 Республики Крым.
Постановлением Совета ФИО1 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации. Из указанного Перечня следует, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе в аренду). (п.15 Перечня).
В материалах дела отсутствует решение о передаче истцу в собственность земельного участка по <адрес> в <адрес> <адрес>.
Решение о разрешении на составление необходимой технической, землеустроительной документации для последующей передачи истцу в собственность земельного участка по <адрес> <адрес> <адрес> было принято после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, согласно законодательству Российской Федерации, не подтверждает возникновение у истца права собственности на данный земельный участок.
С учетом установленных судом обстоятельств, строительство спорного жилого дома с хозяйственными строениями и сооружениями произведено на земельном участке, который не был предоставлен в установленном законом порядке, в связи с чем, отсутствовали основания для возведения на нем указанных строений.
При таких обстоятельствах, не имеет правого значения и не может быть принято судом во внимание, заключение судебной экспертизы №-СТЭ-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что жилой дом с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>-а, соответствует градостроительным, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным норма и правилам, правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания права собственности на жилой дом с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Щебетовка, <адрес>-а.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации <адрес> о признании права собственности на объект недвижимого имущества, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Быстрякова Д.С.