Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Феодосийский городской суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 15.11.2021 |
Дата решения | 20.12.2021 |
Статьи кодексов | ст.5.27 ч.4 КоАП РФ |
Судья | Шаповал Анастасия Владимировна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | cae1b9b9-e9e6-34b3-8477-39e8967d01d3 |
Дело № 12-452/2021
РЕШЕНИЕ
20 декабря 2021 г. г. Феодосия
Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Шаповал А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация ВИП-БОГАТЫРЬ» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Крым, старшего государственного инспектора труда Гусевой М.И. № о привлечении юридического лица – ООО «ЧОО ВИП-БОГАТЫРЬ» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Крым, старшего государственного инспектора труда Гусевой М.И. № юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация ВИП-БОГАТЫРЬ» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица обратился в суд с жалобой, в которой просит применить к Обществу положения ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ и заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
В судебном заседании представитель ООО «ЧОО ВИП-БОГАТЫРЬ» Азарова К.А. поддержала доводы жалобы, а также дополнительно представила пояснения, согласно которому ООО «ЧОО ВИП-БОГАТЫРЬ» в настоящее время предприняты меры для устранения нарушений трудового законодательства, а именно осуществлены налоговые и иные обязательные отчисления в бюджет в интересах ФИО5 и ФИО6
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 возражала против замены наказания в виде штрафа на предупреждение.
Представитель Инспекции по труду Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в соответствии с которыми судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, а также ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет административную ответственность.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
По смыслу ст. 56 и 61 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК РФ Трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Статьей 67 ТК РФ определено, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.
В силу ч. 1 ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Согласно ч. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом.
В силу ч. 7 ст. 12 Закона РФ № обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов Отделения лицензионно-разрешительной работы по <адрес> и <адрес> Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 17 час. по 19 час. 30 мин. проведены проверки исполнения трудового законодательства на объектах, охраняемых ООО «ЧОО ВИП-БОГАТЫРЬ» по заключенным договорам с выставлением физических лиц.
В ходе проверки установлено: ООО «ЧОО «ВИП-БОГАТЫРЬ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (ОГРН 1159102123916, ИНН/КПП 9108112010/910801001). Основным видом деятельности является осуществление деятельности частных охранных служб.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность на основании лицензии ЧО № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МВД по <адрес> со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Юридический адрес: 298105, <адрес>А.
Между Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым «Приморский профессиональный техникум» (далее - ГБПОУ РК «ППТ») и ООО «ЧОО «ВИП-БОГАТЫРЬ» заключены договора № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление охранных услуг по охране объектов, в том числе, расположенных по адресу: <адрес>, пгт.Приморский, <адрес>,5 с режимом работы одного сотрудника с 08-00 час. до 08- 00 час. следующего дня.
Также, между Обществом с ограниченной ответственностью «Имат- Смарт» и ООО «ЧОО «ВИП-БОГАТЫРЬ» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление охранных услуг по охране строительной площадки, а также по обеспечению сохранности имущества Заказчика на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, ул.<адрес> (строительная площадка напротив Феодосийской нефтебазы).
Согласно п. 2.1.1 Договоров № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что ООО «ЧОО «ВИП-БОГАТЫРЬ» обязан организовывать охрану объекта Заказчика силами своих сотрудников.
В ходе проверки общежития ГБПОУ РК «ППТ», расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Приморский, <адрес>, установлен факт допуска к охране объекта в качестве охранника ООО «ЧОО «ВИП-БОГАТЫРЬ» ФИО5, с которым трудовые отношения с ДД.ММ.ГГГГ не оформлены.
За охрану объекта с нарушением законодательства об охранной деятельности, т.е. за осуществление незаконной частной охранной деятельности в виде отсутствия удостоверения и личной карточки охранника, ФИО5 сотрудниками ОЛРР по г.<адрес>, Судаку и <адрес> Управления Росгвардии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления №ЛРР№, привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа 2500.00 руб.
В ходе проверки объекта – «Строительная площадка напротив Феодосийской нефтебазы», расположенного по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, в период времени с 19-00 час. по 19-30 час. установлен факт допуска к охране объекта в качестве охранника ООО «ЧОО «ВИП-БОГАТЫРЬ» ФИО6, с которым трудовые отношения с ДД.ММ.ГГГГ не оформлены.
За охрану объекта с нарушением законодательства об охранной деятельности, т.е. за осуществление незаконной частной охранной деятельности в виде отсутствия удостоверения и личной карточки охранника, ФИО6 сотрудниками ОЛРР по г.<адрес>, Судаку и <адрес> Управления Росгвардии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления №ЛРР№, привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа 2500.00 руб.
Действия юридического лица ООО «ЧОО ВИП-БОГАТЫРЬ» административным органом квалифицированы по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ – уклонение от оформления трудового договора.
Представленным по делу доказательствам, отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, должностным лицом дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «ЧОО ВИП-Богатырь» приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных требований трудового законодательства Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, что подтверждает наличие вины в действиях ООО «ЧОО ВИП-БОГАТЫРЬ».
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания учтено наличие смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих обстоятельств. Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере санкции нормы является той мерой воздействия, которая в настоящем случае в наибольшей степени способствует задачам законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Обстоятельств, достаточных для замены назначенного административного штрафа на предупреждение, ни должностное лицо, ни суд не усматривают. Изложенные в настоящей жалобе доводы о возможности применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на наличие оснований для изменения постановления не указывают.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
То обстоятельство, что ООО «ЧОО ВИП-БОГАТЫРЬ» относится к субъектам малого предпринимательства, а само правонарушение не относится к перечню правонарушений, указанных в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является достаточным основанием для замены административного штрафа на предупреждение.
Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которых является необходимым для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в настоящем случае (исходя из конкретных обстоятельств дела и характера правонарушения, выразившегося в нарушении требований трудового законодательства по заключению трудовых договоров между работниками и работодателями), вопреки позиции заявителя, не усматривается.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
В связи с изложенным, оснований для отмены или изменения вынесенного по делу постановления в части назначенного наказания не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация ВИП-БОГАТЫРЬ» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ заведующего отделом надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Крым, старшего государственного инспектора труда Гусевой М.И. № о привлечении юридического лица – ООО «ЧОО ВИП-БОГАТЫРЬ» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ – оставить без удовлетворения, постановление от ДД.ММ.ГГГГ – без изменения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Шаповал А.В.