Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Феодосийский городской суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 15.11.2021 |
Дата решения | 01.12.2021 |
Статьи кодексов | ст.8.6 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Гаврилюк Игорь Иванович |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | aa58d5f2-67ea-377a-9489-eda54a94de19 |
Дело № 12-450/2021
РЕШЕНИЕ
01 декабря 2021 года г. Феодосия
Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Гаврилюк И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» в лице генерального директора ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении ООО «ГИП «Монолит»
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГИП «Монолит» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением ООО «ГИП «Монолит» в лице генерального директора ФИО1 обратилось в суд с жалобой, в которой просило признать постановление незаконным и отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что отсутствуют объективные и достаточные доказательства, подтверждающие виновность ООО «ГИП «Монолит» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Факт правонарушения (складирование отходов грунта) был осуществлен неустановленными третьими лицами.
В судебном заседании представитель ООО «ГИП «Монолит» Кудимова Е.С. поддержала доводы жалобы.
Представитель Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Швец И.Ю. возражал против удовлетворения жалобы, указав, что постановление вынесено законно и обосновано на основании акта проверки органом государственного контроля юридического лица №ВП 536 от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с прокуратурой Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав указанных лиц, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в адрес Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее Управления) через Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение Акционерного общества «Производственно-аграрное объединение «Массандра» о проверке правомерности производства работ, связанных с перекрытием части земельного участка сельскохозяйственного назначения завезёнными грунтами, правообладателем которого является заявитель на правах долгосрочной аренды.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением была получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) № №, согласно которой АО «ПАО «Массандра» является арендатором многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 1 845,2962 га на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по Договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № (номер государственной регистрации: № от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе предварительной проверки Управлением было установлено, что ООО «ГИП «Монолит» от Минприроды Крыма было выдано Специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова от ДД.ММ.ГГГГ №.2-14 на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному документу на части указанного земельного участка было запроектировано землевание с нанесением плодородного слоя (грунта) на площади 123,37 га. Землевание предполагалось произвести по «Проекту рекультивации (снятия и переноса плодородного слоя почвы) земельного участка для размещения объекта «Индустриальный парк «Феодосия» Республика Крым», разработанного ООО «Крымпроект» в 2019 году.
Письмом ООО «ГИП «Монолит» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «ПАО «Массандра» было сообщено, что их предприятием выполнена планировка территории, земляные работы по снятию плодородного слоя почвы (согласно разработанного в 2019 г. проекта рекультивации плодородный слой почвы снят с земельных участков под индустриальным парком, размещен на части земельного участка с кадастровым номером № на площади 93,5 га), и начата прокладка инженерных сетей.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ГИП «Монолит» поступило письмо ГКУ Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ № с информацией о несоответствии существующих координат земельного участка с кадастровым номером № на котором осуществляется строительство объекта «Индустриальный парк «Феодосия», Республика Крым», содержащихся в ЕГРН, с координатами земельного участка по ранее выданному градостроительному плану и утвержденной проектной документации.
На основании мотивированного представления должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ№ № Заместителем Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ДД.ММ.ГГГГ № № было издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки, которая согласована в установленном порядке (решением заместителя прокурора Республики Крым, старшего советника юстиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № №).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ специалисты (эксперты) Федерального государственного бюджетного учреждение «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория», представитель правообладателя земельного участка (должностное лицо АО «ПАО «Массандра»), старший государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора произвели осмотр мест складирования грунтов, обмеры нарушенной площади, произвели отбор проб почв на насыпях грунта и с контрольных участков. При этом было зафиксировано, что в южной части контура № расположены насыпи грунта не сходного по цвету и гранулометрическому составу с плодородным слоем почвы, и имели вид глубокозалегающих (вскрышных) пород.
Образцы грунта были переданы в ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория». Согласно заключению Протокола инспекции ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория» от ДД.ММ.ГГГГ №№ установлено, что в пробах, отобранных с пробной площадки (участка), отобранных с площади 1,2234 га, плодородный слой почвы подвергся негативному воздействию (перекрытию отходами производства), вследствие чего произошло существенное снижение плодородия, осуществлена порча земель сельскохозяйственного назначения.
Вышеизложенное является нарушением: ч.1, п.2 ч. 2, ч. 4 ст. 13, абз. 2,4,8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 43 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 - ФЗ (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ч. 4 ст. 13 ЗК РФ, при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона № 7-ФЗ осуществление мелиорации земель независимо от их целевого назначения, а также осуществление эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.При осуществлении указанных мелиоративных мероприятий должны проводиться мероприятия в области охраны окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Земельный участок с кадастровым номером №, на котором производились работы по рекультивации (землеванию), относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, в действиях юридического лица — ООО «ГИП «Монолит» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, а именно уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства.
Суд не может принять во внимание доводы заявителя о том, что правонарушение могло быть совершено неустановленными третьими лицами по следующим основаниям. Согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «ГИП «Монолит» является подрядчиком и принимает на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по объекту:«Индустриальный парк «Феодосия», <адрес>». ООО «ГИП «Монолит» Министерством природы Крыма было выдано специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова от ДД.ММ.ГГГГ №.2- 14. на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному документу, на части указанного земельного участка было запроектировано землевание, с нанесением плодородного слоя (грунта) на площади 123,37 га. Землевание предполагалось произвести по «Проекту рекультивации (снятия и переноса плодородного слоя почвы) земельного участка для размещения объекта «Индустриальный парк «Феодосия» Республика Крым», разработанного ООО «Крымпроект» в 2019 году. Согласно вышеуказанному проекту выполнение мероприятий по приведению рекультивируемого земельного участка в состояние, пригодное для использования в соответствии с предназначением - землевание, предусматривается в два этапа: 1 этап (6 месяцев) - горнотехническая рекультивация ( с 01.10.2019г. по 01.04.2020г. ) ; 2 этап (36 месяцев) - биологическая рекультивация ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 5.4.17. указанного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «ГИП «Монолит» обязано нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушения правил и порядка ведения работ, как со стороны самого Подрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций. В соответствии с п. 5.4.31. данного государственного контракта ООО «ГИП «Монолит» обязан обеспечивать в процессе проведения строительно-монтажных работ собственными силами и в счет цены контракта систематическую уборку объекта от порубочного остатка, отходов производства и потребления с последующим вывозом на специализированные полигоны, а также производить платежи за загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами загрязняющих веществ и размещение отходов, образующихся в результате проведения и обеспечения строительно-монтажных работ по объекту и предусматриваемых для данной местности, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п. 6.1. указанного государственного контракта ООО «ГИП «Монолит» обязано обеспечить надлежащую охрану строительной площадки, в том числе бытовых помещений, временных зданий и сооружений, и объекта капитального строительства.
Таким образом, ООО «ГИП «Монолит» является субъектом рассматриваемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Виновность ООО «ГИП «Монолит» в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, который составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо вышеуказанного протокола факт совершения правонарушения и вина ООО «ГИП «Монолит» подтверждает совокупность иных имеющихся в материалах дела доказательств, указанных в обжалуемом постановлении.
Не доверять сведениям, имеющимся в материалах дела, оснований не имеется, в связи с чем должностное лицо - заместитель начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Ванжа А.П.обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Несогласие лица, подавшего жалобу, с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при производстве по делу были допущены какие-либо нарушения требований названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 40 000 рублей назначено с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом учтены обстоятельства совершения правонарушения, а также общественная опасность деяния, в связи с чем, оно является справедливым.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведётся производство по делу, не имеется.
Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшегося по делу акта, а лишь указывают на несогласие заявителя с выводами должностного лица административного органа о фактических обстоятельствах дела, сделанными на основании исследования представленных доказательств.
Нарушений порядка привлечения ООО «ГИП «Монолит» к административной ответственности, норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого по делу акта, при производстве по делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Ванжи А.П. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» к административной ответственности по ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ООО «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» на указанное постановление - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья /подпись/ И.И.Гаврилюк
Копия верна:
Судья
Секретарь