Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Судакский городской суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 21.10.2019 |
Дата решения | 21.11.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Рыков Евгений Геннадьевич |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 09ed1e5e-3619-33d1-b399-f6b979fac264 |
Дело №2а-929/2019
УИД: 91RS0021-01-2018-001035-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2019 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи – Рыкова Е.Г.,
при секретаре – Клешня А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н., филиалу ГУП РК «Крым БТИ» в г. Судак, ГУП РК «Крым БТИ», заинтересованные лица – Мороз Надежда Алексеевна, Перминова Елена Климентьевна о признании незаконными действий и решений ГУП РК «Крым БТИ» филиал в г. Судак по техническому учету объектов недвижимости, о признании незаконными действий и решений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости путем снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, -
УСТАНОВИЛ:
10 декабря 2018 года [СКРЫТО] А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГУП РК «Крым БТИ» филиала в г. Судак, ГУП РК «Крым БТИ», заинтересованные лица – Мороз Надежда Алексеевна, Перминова Елена Климентьевна, о признании незаконными действий и решений ГУП РК «Крым БТИ» филиал в г. Судак по техническому учету объектов недвижимости, о признании незаконными действий и решений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости путем снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н., ГУП РК «Крым БТИ».
В ходе рассмотрения дела заинтересованное лицо Яргина Н.В. умерла, в связи с чем к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Перминова Е.К., которая является наследником умершей Яргиной Н.В.
Административные исковые требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] А.В. на праве собственности принадлежит 81/200 доля дома, расположенного по адресу: <адрес>, Яргиной Н.В. принадлежит 27/200 долей в праве собственности на указанный дом, а Мороз Н.А. – 92/200 долей.
20 августа 2018 года [СКРЫТО] А.В. в Росреестр по Республике Крым был подан пакет документов для регистрации доли в праве общей долевой собственности на дом. В ответ административным истцом было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации, согласно которому регистрация права невозможно, поскольку дом, на который [СКРЫТО] А.В. просит зарегистрировать право собственности, имеет назначение – многоквартирный дом.
Административному истцу стало известно, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на учет в виде трех объектов: многоквартирный дом с кадастровым №, <адрес> кадастровым №, <адрес> кадастровым №.
Административный истец считает незаконным и необоснованным постановку указанных объектов на кадастровый и технический учет, в связи с чем обратился в суд за защитой своих законных прав и интересов.
Административный истец [СКРЫТО] А.В., представитель административного истца – Спиридонова К.Л., будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, направили в суд ходатайство об отложении судебного заседания.
Административный ответчик – государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н., представитель административного ответчика – филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Судаке Михайлова А.И., будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
Заинтересованные лица – Мороз Н.А., Перминова Е.К., представитель административного ответчика – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, представитель административного ответчика ГУП РК «Крым БТИ», будучи надлежащим образом, уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Частью 1 ст. 69 ФЗ от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ №218-ФЗ) предусматривается, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 3 ст. 1 ФКЗ №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – с 18 марта 2014 года.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 69 ФЗ №218-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 69 ФЗ №218-ФЗ, сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу ФКЗ №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и не прекращены, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, установленным ч. 5 ст. 69 ФЗ №218-ФЗ.
Постановлением Совета министров Республики Крым №301 от 01 сентября 2014 года утвержден порядок включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым. В соответствии с п.4 раздела 1 указанного порядка, источниками для включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу ФКЗ №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» требованиями:
документы, подтверждающие техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу ФКЗ №6-ФКЗ (в том числе технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) – хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций);
документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу ФКЗ №6-ФКЗ, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым №313 от 02 сентября 2014 года.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, а также вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 того же Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как усматривается из материалов и установлено судом, [СКРЫТО] А.В. как наследнику ФИО9 перешло право собственности на ? доли, в том числе на ? долю ввиду отказа в его пользу Купецкого В.Н., а Яргиной Н.В. перешло право собственности на ? долю наследства, состоящего из 27/50 доли жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. На земельном участке расположен жилой дом лит. А, жилой площадью 34,0 кв.м., и хозяйственные строения: а, а1, а2 – пристройки, Б, В, Г, д, Е, Ж, З – сараи, Д – летняя кухня, 1 – уборная, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию ААР № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным государственным нотариусом Судакской государственной нотариальной конторы АР Крым Шевченко О.Н. Указанное свидетельство зарегистрировано в Феодосийском Межгородском БТИ (л.д.7).
Решением исполнительного комитета Судакского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, (л.д.8, 9).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, объект недвижимости с кадастровым номером 90:23:010129:185, площадью 57,3 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным домом, в здании расположены помещения с кадастровыми номерами 90:23:010129:272, 90:23:010129:273, сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (л.д.12-13).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира – жилое помещение, площадью 30,8 кв.м., по адресу: <адрес>, квартира расположена в пределах объекта недвижимости №, помещение расположено в литере А (л.д.14-15). Вместе с тем, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, что <адрес>, площадью 26,8 кв.м., имеет такие же характеристики, как и <адрес> (л.д.16-17).
20 августа 2018 года [СКРЫТО] А.В. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, представив соответствующие документы.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № государственная регистрация права общей долевой собственности на названный объект недвижимого имущества приостановлена (л.д.11).
Государственная регистрация права общей долевой собственности приостановлено, поскольку государственным регистратором при проведении правовой экспертизы установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся данные о назначении объекта недвижимого имущества с кадастровым №, площадью 57,3 кв.м. по адресу: <адрес> – многоквартирный дом, согласно представленному свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ наследственное имущество состоит из 27/50 доли жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.
Заявителю разъяснено, что для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, необходимо в установленные законом сроки привести в соответствии с нормами действующего законодательства, представленные на регистрацию документы, а именно: уточнить в Едином государственном реестре недвижимости назначение здания с кадастровым № (л.д.11).
Согласно материалам инвентаризационного дела № и регистрационного дела № на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности на квартиру №1 зарегистрировано за Мороз Н.А., право собственности на 81/200 доли дома зарегистрировано за [СКРЫТО] А.В., право собственности на 27/200 доли дома зарегистрировано за Яргиной Н.В.
Кроме того, в судебном заседании представитель административного истца Спиридонова К.Л. отказалась от административных исковых требований о признании незаконными действий и решений филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Судак по техническому учету многоквартирного дома по адресу: <адрес>, кадастровый №, о признании незаконными действий и решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по постановке на кадастровый учет многоквартирного дома по адресу: <адрес>, о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости путем снятия с государственного кадастрового учета многоквартирного дома по адресу: <адрес>, просила прекратить производство по делу в части вышеперечисленных административных исковых требований.
Судом принят отказ от административных исковых требований о признании незаконными действий и решений филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Судак по техническому учету многоквартирного дома по адресу: <адрес>, кадастровый №, о признании незаконными действий и решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по постановке на кадастровый учет многоквартирного дома по адресу: <адрес>, о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости путем снятия с государственного кадастрового учета многоквартирного дома по адресу: <адрес>, производство по делу в данной части административных исковых требований прекращено.
При этом представителем административного истца представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №/ИСХ/2019-222285, из которой усматривается об изменении назначения объекта недвижимости на жилой дом, площадью 57,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.157).
При разрешении административных исковых требований суд обращает внимание на следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации права собственности недвижимого имущества, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч.1 ст. 14 ФЗ №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 49 ч.1 ст. 26 ФЗ №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В силу ч.2 той же статьи ФЗ №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
На основании п.3 ч. 1 ст. 29 того же закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из возражений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республике Крым следует, что сведения об объектах недвижимости с кадастровыми № внесены в государственный кадастровый учет в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости 2014-2019», которой предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя информационных ресурсов, содержащих полные и достоверные сведения об объектах недвижимого имущества и о зарегистрированных правах, внедрение системы государственной кадастровой оценки недвижимости.
Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов административными ответчиками, поскольку сведения о спорных объектах включены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с файлами обмена данными, которые являлись основанием для государственного учета до вступления в силу ФКЗ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», что предусмотрено Порядком включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 01.09.2014 №301.
Вместе с тем суд отмечает, что по статусам объектов недвижимости имеются противоречия, поскольку доля жилого дома, принадлежащая Мороз Н.А. зарегистрирована как квартира №1, при этом право собственности [СКРЫТО] А.В. и Яргиной Н.В. зарегистрировано на доли дома, в связи с чем суд считает, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права.
Кроме того, в судебном заседании не нашел подтверждения факт, что филиалом ГУП РК «Крым БТИ в г. Судак» осуществлен технический учет <адрес> в г. Судаке Республики Крым.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд приходит к выводу, что при изложенных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,-
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н., филиалу ГУП РК «Крым БТИ» в г. Судак, ГУП РК «Крым БТИ», заинтересованные лица – Мороз Надежда Алексеевна, Перминова Елена Климентьевна о признании незаконными действий и решений ГУП РК «Крым БТИ» филиал в г. Судак по техническому учету объектов недвижимости, о признании незаконными действий и решений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости путем снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 21 ноября 2019 года.