Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Судакский городской суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 12.07.2021 |
Дата решения | 22.09.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Иванов Михаил Геннадьевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 9f09689f-def1-379b-961c-d1f83ead1056 |
Производство №2а-712/2021
УИД 91RS0021-01-2021-001184-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2021 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи – Иванова М.Г.,
при секретаре – Игнатюк А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лыга Анны [СКРЫТО] к администрации г. Судака Республики Крым, заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным отказа в отклонении без рассмотрения заявления в порядке завершения оформления права собственности на земельный участок, об обязании повторно рассмотреть заявление в порядке завершения оформления права собственности на земельный участок, -
УСТАНОВИЛ:
Лыга А.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным отказа администрации г. Судака Республики Крым в отклонении без рассмотрения представленных документов, изложенный в письме №Л-1954/09 от 08 июня 2021 года, принятый по результатам рассмотрения заявления Лыга А.Л. от 22 декабря 2020 года в порядке завершения оформления права собственности на земельный участок; об обязании повторно рассмотреть заявление Лыга А.Л. от 22 декабря 2020 года в порядке завершения оформления права собственности на земельный участок, кадастровый №, площадью 1044 кв.м., месторасположение которого: <адрес>, с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации; о взыскании судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в размере 300,00 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что решением 31 сессии 6 созыва Солнечнодолинского сельского совета №857 от 18 апреля 2013 года Лыга А.Л. была разрешена разработка проекта землеустройства в части отвода земельного участка № площадью 0,1044 по адресу: <адрес>, для индивидуального дачного строительства в юго-западной части <адрес>, для передачи в собственность. Земельному участку присвоен кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ Лыга А.Л. обратилась в администрацию г. Судака с заявлением в порядке завершения оформления права собственности на указанный земельный участок. Письмом администрации г. Судака №Л-1954/09 от 08 июня 2021 года Лыга А.Л. было отказано в завершении оформления прав на земельный участок, так как размещение испрашиваемого земельного участка с целью использования – ведение садоводства противоречит градостроительной документации, так как согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденным решением №83 сессии 1 созыва Судакского городского совета от 28 марта 2019 года №906, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р-6 (зона естественной растительности). Административный истец с данным решением администрации г. Судака не согласна, в связи с чем обратилась в суд с настоящим административным иском.
Административный истец Лыга А.Л. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ее представитель Щукина А.В. направила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что просит удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрации г. Судака Республики Крым Клешня А.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что против удовлетворения административных исковых требований возражает.
Представитель заинтересованного лица – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд при рассмотрении данного административного искового заявления руководствуется положениями п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 (в ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта в награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением 31 сессии 6 созыва Солнечнодолинского сельского совета №857 от 18 апреля 2013 года «О разрешении гражданам разработки Проектов землеустройства в части отвода земельных участков для индивидуального дачного строительства в юго-западной части села Прибрежное» Лыга Анне [СКРЫТО] разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка №6 для индивидуального дачного строительства в юго-западной части <адрес>, для передачи в собственность по <адрес>, площадью 0,1044.
Данный земельный участок 08 октября 2018 года поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового №, по адресу: <адрес>, площадь земельного участка 1044 кв.м.
22 декабря 2020 года Лыга А.Л. обратилась в администрацию г. Судака с заявлением о предоставлении названного земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Администрация г. Судака письмом исх. №Л-1954/09 от 08 июня 2021 года отказала в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность и оставила без рассмотрения представленные материалы, указав, что размещение испрашиваемого земельного участка с целью использования – ведение садоводства в территориальной зоне Р-6 (зона естественной растительности) не предусмотрено.
Закон Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014 г. «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон №38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
В ст.13 Закона №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Советом министров Республики Крым 02.09.2014 года принято Постановление №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» (далее Порядок №313), которым установлены правила предоставления земельных участков в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (п.1).
В п.2 Порядка № 313 определено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее подлежащие переоформлению права).
Пунктом 13 Порядка №313 установлено, что в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование); 2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); 3) изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю; 4) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.
В соответствии с п.2 ч. 6 ст. 13 Закона №38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Решением 83 сессии 1 созыва Судакского городского совета Республики Крым №906 от 28 марта 2019 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (далее – Правила №906).
Согласно п.1 ст.14 Правил №906, данные Правила применяются к отношениям, возникшим после вступления их в силу.
Представленными административным истцом доказательствами подтверждается, что испрашиваемый земельный участок был образован до 21 марта 2014 года, кроме того земельный участок был поставлен на кадастровый учет до утверждения Правил №906, в связи с чем положения названных Правил в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Помимо этого, в силу п. 6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории городского округа Судак Республики Крым», утвержденного постановлением администрации города Судака Республики Крым от 30 сентября 2020 г. №1114 (далее – Административный регламент), результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) решение о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование); 2) договор купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка); 3) договор аренды земельного участка; 4) договор безвозмездного пользования земельным участком; 5) соглашение об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); 6) решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка; 7) акт о передаче земельного участка.
В ч. 5 ст. 47 Устава муниципального образования городской округ Судак Республики Крым также указано, что Глава администрации города Судака в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Судакского городского совета, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Изложенное свидетельствует о том, что по результатам рассмотрения заявления Лыга А.Л. от 22 декабря 2020 года администрация города Судака Республики Крым должна была вынести решение в форме постановления.
Суд отмечает, что отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа Судак Республики Крым, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно, в форме письма действующим законодательством не предусмотрен.
Кроме того, в целях восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на администрацию г. Судака обязанность повторно рассмотреть заявление Лыга А.Л. о предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Исходя из установленных обстоятельств дела, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов административного дела, Лыга А.Л. уплачена государственная пошлина в размере 300,00 рублей при обращении в суд с административным иском по настоящему административному делу, которая подлежит взысканию с административного ответчика – администрации г. Судака.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Лыга Анны [СКРЫТО] к администрации г. Судака Республики Крым, заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным отказа в отклонении без рассмотрения заявления в порядке завершения оформления права собственности на земельный участок, об обязании повторно рассмотреть заявление в порядке завершения оформления права собственности на земельный участок – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации города Судака Республики Крым исх. №Л-1954/09 от 08 июня 2021 года по результатам рассмотрения заявления Лыга Анны [СКРЫТО] от 22 декабря 2020 года в порядке завершения оформления права собственности на земельный участок.
Обязать администрацию города Судака Республики Крым повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление Лыга Анны [СКРЫТО] от 22 декабря 2020 года в порядке завершения оформления права собственности, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на земельный участок с кадастровым №, площадью 1044 кв.м., месторасположение которого: <адрес>.
Возложить на администрацию города Судака Республики Крым обязанность сообщить об исполнении решения суда в Судакский городской суд Республики Крым и Лыга Анне [СКРЫТО] в месячный срок после его исполнения.
Взыскать с администрации города Судака Республики Крым в пользу Лыга Анны [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 01 октября 2021 года.
Председательствующий – судья М.Г. Иванов