Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 08.08.2019 |
Дата решения | 06.09.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Бражник Игорь Сергеевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 15c3d7a7-b8f4-3396-9e15-91ecb7158c41 |
Дело № 2а-497/2019
91RS0020-01-2019-000635-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2019 года Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Бражника И.С.,
при секретаре - Самокоз Н.И.,
при участии
административного истца - Азорского А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению Азорского Анатолия [СКРЫТО] к Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о снятии с кадастрового учёта,
у с т а н о в и л :
08 августа 2019 г. в Советский районный суд Республики Крым поступило административное исковое заявление Азорского Анатолия [СКРЫТО] к Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о снятии с кадастрового учёта квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, и квартиры с кадастровым номером 90:13:010108:3629, расположенной по адресу: <адрес>
Административный истец в судебном заседании просил суд удовлетворить административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нём.
Представитель административного ответчика Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом причину неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явку надлежащего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в адрес суда направило возражения относительно заявленных требований, где просят в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, просили рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Согласно статье 150 (часть 2), Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Неявка в судебное заседание административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав административного истца, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судом, согласно архивной выписки из решения исполнительного комитета Советского поселкового совета АР Крым № 69 от 21 июля 2004 г. «О разрешении строительства и проектирования в <адрес>» административному истцу был утверждён акт государственной технической комиссии по приёмке законченных строительством жилых домов на реконструируемую <адрес> общей площадью 89,5 кв.м., жилой площадью 51,1 кв.м., состоящей из двух квартир в указанном доме: <адрес> общей площадью 40,2 кв.м. и <адрес> общей площадью 49,5 кв.м. (л.д. 11).
На основании указанного решения исполнительного комитета административному истцу было выдано свидетельство о праве собственности на реконструируемую <адрес> общей площадью 89,5 кв.м., жилой площадью 51,1 кв.м. (л.д. 12-13).
При подаче указанного выше решения исполкома в Госкомрегистр для регистрации права собственности на указанную квартиру, было отказано в государственной регистрации ввиду регистрации каждой из квартир по отдельности, а не общей квартиры (л.д.10).
Ввиду данных обстоятельств, постановка на учёт в государственном кадастре недвижимости каждой из квартир по отдельности вместо единой квартиры, прошедшей реконструкцию, нарушает права и законные интересы административного истца как собственника.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Суд при рассмотрении административного искового заявления Азорского А.П. руководствуется положениями п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует из ч.2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
На основании ч.4 указанной выше статьи если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Частью 3 статьи 20 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 предусмотрено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона, является решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 4 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Подпунктом 3 п. 8 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если сведения об объекте недвижимости уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Учитывая, что регистрация объекта недвижимости произведена не на реконструируемую <адрес> общей площадью 89,5 кв.м., жилой площадью 51,1 кв.м., а на каждую её часть, состоящую из двух квартир в указанном доме: <адрес> общей площадью 40,2 кв.м. и <адрес> общей площадью 49,5 кв.м., только внесение сведений об исключении с кадастрового учета указанных двух квартир, может разрешить сложившуюся ситуацию.
С просьбой о снятии с кадастрового учета административный истец обращался в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, где ему был дан ответ о необходимости обращения в суд, так как вопрос исключения из Единого государственного реестра недвижимости ранее учтенных объектов, за исключением случаев их преобразования, не урегулирован нормами действующего законодательства (копия ответа прилагается).
Иных способов исключения из Единого государственного реестра недвижимости ранее учтенных объектов, кроме как в судебном порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Из указанного следует, что наличие сведений в Едином государственном реестре недвижимости о двух квартирах в указанном доме: <адрес> общей площадью 40,2 кв.м. и <адрес> общей площадью 49,5 кв.м., внесенных как о ранее учтенных на основании решения исполнительного комитета Советского поселкового совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, делает невозможным осуществление регистрации за административным истцом прав на <адрес> общей площадью 89,5 кв.м., жилой площадью 51,1 кв.м.
Учитывая данные обстоятельства административное исковое заявление Азорского А.П. подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Азорского Анатолия [СКРЫТО] к Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о снятии с кадастрового учёта, удовлетворить.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения как о ранее учтенном объекте недвижимости – <адрес> Республики Крым общей площадью 40,2 кв.м., с кадастровым номером №.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения как о ранее учтенном объекте недвижимости – <адрес> Республики Крым общей площадью 49,5 кв.м., с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья И.С.Бражник