Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Сакский районный суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 13.11.2018 |
Дата решения | 29.01.2019 |
Категория дела | по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения |
Судья | Мазалова М.И. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | de47d187-df41-3565-827f-156774828a70 |
Дело № 2-246/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2019 г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мазаловой М.И.,
при секретаре Джанджугазян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к Администрации Митяевского сельского поселения Сакского района Республики Крым о признании незаконным постановления о снятии с квартирного учета, обязании восстановить на квартирном учете,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Митяевского сельского поселения Сакского района Республики Крым о признании незаконным постановления о снятии с квартирного учета.
В обоснование заявленных истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Митяевского сельского совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на квартирный учёт по месту жительства», истец была поставлена на квартирный учёт в общую очередь на основании того, что она проживала «на квартире» и «отсутствует жильё».
ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял постановление № «О снятии с квартирного учёта администрации Митяевского сельского поселения гражданки [СКРЫТО] Усны», согласно которого истец снята с квартирного учёта в связи с предоставлением земельного <адрес>, площадью 0,10 га для строительства жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял постановление № «О восстановлении на квартирном гражданки Российской Федерации [СКРЫТО] Усны» на основании определения Апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) и рекомендаций жилищной комиссии администрации Митяевского сельского совета, согласно которого истца восстановили в списках лиц, состоявших на квартирном учёте на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Имея право на получение жилья на льготных условиях истец обратилась к ответчику с заявлением о переводе из общей очереди на квартирном учёте в льготную как реабилитированной, участника Великой Отечественной войны, инвалида второй группы.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял постановление № «О снятии с квартирного учёта администрации Митяевского сельского поселения гражданки [СКРЫТО] Усны», согласно которого истец снята с учёта, как нуждающаяся в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При этом ответчик мотивировал принятое решение регистрацией места проживания истца в доме сына, где на каждого проживающего члена семьи приходится 43,5 кв.м., что превышает установленную учётную норму площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и превышает установленную норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека. Ответчик также отказал в удовлетворении заявления о переводе истца в льготную очередь на квартирном учёте.
Считает указанное постановление вынесенным незаконно, т.к. при его принятии ответчик не учёл, что истец получила право пользования жилплощадью сына на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, при этом статус депортированной не потеряла, жилья до настоящего времени не имеет, пользуется чужим жильём, предоставленным родственниками, что предполагает прекращение права пользование им в любое время.
Постановлением № нарушено право истца на реализацию права на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке статьи 49 ЖК РФ.
Во внесудебном порядке урегулировать данный спор не представляется возможным. Просит:
-постановление администрации Митяевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с квартирного учёта администрации Митяевского сельского поселения гражданки [СКРЫТО] Усны» признать незаконным.
-обязать администрацию Митяевского сельского поселения восстановить [СКРЫТО] Усну на квартирном учёте администрации Митяевского сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнил, что собственник домовладения по <адрес> скончался, истец, являясь родной сестрой наследодателя, проживала и была зарегистрирована в указанном доме. В настоящее время сын истца- ФИО5 обратился к истцу с заявлением о расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением-домом № по <адрес> в <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с истцом.
Истец ФИО9 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика- глава Администрации Митяевского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворении исковых требования. В суд предоставила письменный возражения.
Суд, учитывая мнение участников процесса, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив в судебном заседании представленные истцом доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона Республики Крым от 06.07.2015 N 130-ЗРК/2015 (в ред. от 28.06.2016) "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 26.06.2015) граждане, принятые на учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 21 марта 2014 в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или снятия с данного учёта.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Усна, 1935 года рождения обратилась с заявлением в Митяевский сельский совет Сакского района Автономной Респблики Крым ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на квартирный учет в общую очередь и предоставила документы: копия личного паспорта, справку БТИ об отсутствии в собственности домовладения в <адрес>, справку с места жительства о составе семьи и регистрации по адресу: <адрес>, акт обследования жилищных условий по данному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительный комитет Митяевского сельского совета Сакского района АР Крым, рассмотрев заявление, принял решение № о постановке на квартирный учет по месту жительства по основаниям - отсутствие жилья.
При проведении проверки личных дел квартирного учета было установлено, что решением №16 от 20.02.2004 истец принята на квартирный учет по основаниям (отсутствие жилья), которые не указаны в п.13 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, установленных постановлением Правительства УССР № 470 от 11.12.1984 года (далее Правила), которыми руководствовался исполнительный комитет при постановке на квартирный учет, согласно которым на квартирный учет принимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) обеспеченные жилой площадью ниже уровня, который определяется исполнительным комитетом областных, Киевского и Севастопольского городских Советов народных депутатов совместно с советами профсоюзов. Этот уровень периодически пересматривается указанными органами;
2) проживающие в помещении, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям. Перечень случаев, когда жилые дома (жилые помещения)признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, определяется Министерством жилищно- коммунального хозяйства УССР, Министерством здравоохранения УССР и Госстроем УССР;
3) страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или одной комнате с членами своей семьи. Перечень этих заболеваний утверждается Министерством здравоохранения УССР по согласованию с Украинским республиканским советом профессиональных союзов. Порядок выдачи медицинских заключений указанным больным устанавливается Министерством здравоохранения УССР;
4) проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов;
5) проживающие не менее 5 лет по договору найма в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности;
6) проживающие в общежитиях;
7) проживающие в одной комнате по две и более семьи, независимо от родственных отношений, или лицо разного пола старше 9 лет, кроме супругов.
Исполнительным комитетом было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в решение исполнительного комитета Митяевского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на квартирный учет по месту жительства»: считать основанием принятия на квартирный учет ФИО9- обеспечение жилой площадью ниже уровня, так как согласно справки с места жительства о составе семьи и прописке в двухкомнатном жилом доме проживают шесть человек, жилая площадь составляет 28,0 кв. м., на каждого члена семьи приходится 4,7 кв. м., что ниже установленного минимального размера, жилой площади 5 кв.м., отсутствие которого на каждого члена семьи дает основание для взятия на квартирный учет. Основание : постановление исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов и президиума <адрес> совета профессиональных союзов от 18.12.1984г. № «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений в <адрес>».
Судом установлено, что решением администрации Митяевского сельского поселения Сакского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 была снята с квартирного учета на основании п.5 ст.56 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением ей земельного участка, согласно решения исполнительного комитета № от 22.10.1992г., для строительства жилого дома площадью - 0,11 га по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял постановление № «О восстановлении на квартирном гражданки Российской Федерации [СКРЫТО] Усны» на основании решения Сакского районного суда Республики Крым по гражданскому делу по иску ФИО9 к Администрации Митяевского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании недействительным ( незаконным ) решения органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании восстановить на регистрационный учет, которым исковые требования удовлетворены частично: признано недействительным постановление администрации Митяевского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения ФИО9, имеющей земельный участок, выделенный решением исполнительного комитета Митяевского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных строений. На Администрацию возложена обязанность в течение месяца после вступления решения в законную силу восстановить ФИО9 в списках лиц, состоящих на квартирном учете на получение жилых помещений по договорам социального найма по муниципальному образованию Митяевскогое сельское поселение Сакского района Республики Крым с даты первоначальной постановки на учет. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменений. Также при вынесении решения были учтены рекомендации жилищной комиссии администрации Митяевского сельского совета.
Из материалов дела, возражений ответчика следует, что при рассмотрении вопроса о восстановлении ФИО10 на квартирный учет выяснилось, что истец, согласно паспорта, перерегистрировалась по другому адресу: <адрес>.
Согласно предоставленных документов: справки о регистрации, домовой книги, в данном доме зарегистрированы: [СКРЫТО] Усна-мать, ФИО1 - сын, ФИО2 - жена сына, ФИО3 - внук (четыре человека), общая площадь дома составляет 174,2 кв.м, что на каждого члена семьи приходится по 43,55 кв.м, что превышает учетную норму для признания граждан нуждающимися в жилом помещении и превышает установленную норму предоставления жилья.
В соответствии с Решением Митяевского сельского совета 16-ой сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» и 26-ой сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение 16 сессии Митяевского сельского совета I-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения», учетная норма составляет не более 8 кв.м. для признания нуждающейся.
Согласно п.2 статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – 14 кв. м общей площади на одного человека.
В судебном заседании материалами дела нашли свое подтверждение доводы ответчика об обеспечении ФИО9 площадью жилого помещения, так как на каждого члена семьи приходится 43,55 кв.м. общей площади жилья.
Согласно п. 1 Статья 35. «Переходные положения» 130-ЗРК/2015 от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» Граждане, принятые на учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
Согласно п.1 ст.29 «Снятие граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» 130-ЗРК/2015 от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» граждане снимаются с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, по основаниям, установленным статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, снятие ФИО9 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, учитывая положения ст. 6 Вводного закона могло производится при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действующей на момент постановки истца в 2004 году на учет либо оснований, указанных в Правилах учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, установленных постановлением Правительства УССР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 26 вышеуказанных Правил, граждане снимаются с квартирного учёта в случае улучшение жилищных условий, в результате которых отпали основания для предоставления другого обитаемого помещения.
В силу положений ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суд критически относится к доводам представителя истца о нарушении прав оспариваемым постановлением в виду того, что ответчик не учёл факт получения истцом право пользования жилплощадью по адресу : <адрес> на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, при том, что она до настоящего времени в пользование на условиях социального найма жилой помещение не получила в порядке статьи 49 ЖК РФ, т.к. они основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Требование заявителя может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность оспариваемых актов, действий (бездействий) органов и должностных лиц и нарушение прав и свобод гражданина.
Исходя из требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлены доказательства, которые с достоверностью подтверждали бы изложенные истцом и его представителем основания.
Таким образом, учитывая, что истец улучшила свои жилищные условия и обеспечена жильем, которое превышает установленные нормы для признания нуждающимися и предоставления жилья, суд установил, что ФИО9 была исключена из списков лиц, состоящих на квартирном учете на получение жилых помещений по договору социального найма по муниципальному образованию Митяевское сельское поселение <адрес> Республики Крым правомерно, соответственно, нет оснований к признанию незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с квартирного учета Администрации Митяевского сельского поселения гражданки ФИО9.
Суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления администрации Митяевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с квартирного учёта администрации Митяевского сельского поселения гражданки [СКРЫТО] Усны». В связи с тем, что требования истца о возложении обязанности на администрацию Митяевского сельского поселения восстановить ФИО9 на квартирном учёте носят производный характер от первоначального искового требования, в котором истцу было отказано, данные требования также не подлежат удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ, уплаченная истцом государственная пошлина при отказе в иске, с ответчика взысканию в пользу истца не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО12 к Администрации Митяевского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании незаконным постановления о снятии с квартирного учета, обязании восстановить на квартирном учете, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья М.И. Мазалова