Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Керченский городской суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 25.05.2023 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | a51c1263-9504-4f08-b7af-19f59da47c8a |
Дело № 2-1467/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2023 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.П.
при секретаре Бурлуке О.В.
с участием прокурора Согановой Т.Г.
представителя ответчика Администрации г. Керчи Рыбачук Ю.Н., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи в интересах [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение
установил:
Заместитель прокурора г. Керчи обратился в суд в интересах [СКРЫТО] С.Н. с исковым заявлением о возложении на Администрацию г. Керчи обязанности предоставить жилое помещение, мотивировал требования тем, что истец [СКРЫТО] С.Н. является гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания. Согласно заключению ГБУЗ РК «Керченский психоневрологический диспансер» от 25.07.2018 № 470, [СКРЫТО] С.Н. установлен диагноз «<данные изъяты> то есть, истец страдает заболеванием, включенным в перечень заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжёлых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», а также, в перечень заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2021 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». [СКРЫТО] С.Н. 14.02.1990 обратился в Исполнительный комитет Керченского городского совета с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося с жилом помещении, решением исполнительного комитета Керченского городского совета от 28.02.1990 № 210 [СКРЫТО] С.Н. прият на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 1 человек, однако, обязательства по обеспечению истца жильем ответчиком не исполнены. Прокурор указал о том, что пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность предоставления жилого помещения вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодексе, на то, что в силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 6 ч. 1 ст. 8, п. 12 ч. 1 ст. 10, п. 6 ч. 1 ст. 48 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденного решением 4 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 05.11.2014 № 38-1/14 обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилом помещении граждан жилыми помещениями, предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отнесено к вопросам местного значения и является полномочием Администрации города Керчи Республики Крым, бездействие которой в части не принятия мер к предоставления [СКРЫТО] С.Н. благоустроенного жилья нарушает гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации права и свободы, прокурор просит обязать Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить [СКРЫТО] С.Н., являющемуся гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения с учетом требований Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, Приказа Минздрава России от 30.11.2012 № 991н.
В судебном заседании помощник прокурора Соганова Т.Г. заявленные требования поддержала, по изложенным в исковом заявлении доводам.
Истец [СКРЫТО] С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Администрации города Керчи Республики Крым по доверенности Рыбачук Ю.Н. исковые требования не признала, указала о том, что расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и в сроки, предусмотренные соглашениями. На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, представитель третьего лица Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым в суд для участия в рассмотрении дела не явились, от представителя третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым поступили письменные пояснения по исковым требованиям, в которых сослался на то, что финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений осуществляется в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на год из федерального бюджета.
Принимая во внимание, что неявка указанных участников судебного разбирательства, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения основного судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела по существу, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, на основании следующего.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком документе они ни были закреплены – в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах.
Как следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в частности, заключением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, [СКРЫТО] С.Н. установлен диагноз <данные изъяты> то есть, истец страдает заболеванием, включенным в перечень заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжёлых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», а также, в перечень заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2021 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (л.д. 5 оборот).
Решением Исполнительного комитета Керченского городского совета от 28.02.1990 № 210, истец [СКРЫТО] С.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 1 человек (л.д. 12).
Решением комиссии МСЭК от 13.03.1997 [СКРЫТО] С.Н. присвоена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д. 13).
В собственности недвижимого имущества у [СКРЫТО] С.Н. не имеется, также отсутствует имущество по договору социального найма, что материалами дела не опровергается.
[СКРЫТО] С.Н. зарегистрирован и проживает с членами семьи: отцом и братом, дочерью и затем в квартире по адресу г<адрес>, что следует из справки (выписке из домовой книги о составе семьи и прописке (л.д. 9).
Из сообщения Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи Республики Крым от 27.06.2023 г. следует, что у [СКРЫТО] С.Н. по состоянию на указанную дату номер очереди по списку среди нуждающихся в жилом помещении - № 245 (общая очередь, во внеочередном списке очередь № 4, льготная очередь № 6.
Установив указанные обстоятельства, суд указывает следующее.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Следовательно, оспариваемая норма, гарантирующая внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, к категории которых относится истец, направлена на обеспечение защиты интересов таких граждан и не может рассматриваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы.
По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Так, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, согласно котором гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 6 ч. 1 ст. 8, п. 12 ч. 1 ст. 10, п. 6 ч. 1 ст. 48 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденного решением 4 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 05.11.2014 № 38-1/14, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отнесено к вопросам местного значения и является полномочием Администрации города Керчи Республики Крым.
Оценив в совокупности собранные доказательства по делу, суд исходит из того, что [СКРЫТО] С.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжёлых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», а также, в перечень заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2021 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», в свяжи с чем, приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы, в том числе суды, учитывать, принимая соответствующие решения, все заслуживающие внимания обстоятельства, обеспечивая справедливое соотношение прав и законных интересов таких граждан с правами, законными интересами и обязанностями их опекунов, а также граждан, включенных органами публичной власти в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Это означает, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежащий применению во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 58 этого Кодекса и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения гражданину, имеющему статус инвалида, страдающему соответствующим хроническим заболеванием, признанному недееспособным и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или проживание с ним опекуна, являющегося по смыслу семейного законодательства членом его семьи (супругом или близким родственником), в качестве члена семьи нанимателя.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и законодательства субъекта Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. «г» п. 12 Постановления Совета министров Республики Крым от 27.02.2018 № 94 «Об утверждении Порядка и условий предоставления ветеранам, инвалидам и семья, имеющим детей-инвалидов, жилья в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья", п. 28.2»Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечение жильем за счет субвенции для граждан, относящихся к категории инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, определяется исходя из общей площади жилого помещения 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Республике Крым, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего финансового года.
На основании изложенного, суд обязывает Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить [СКРЫТО] С.Н., являющемуся гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения с учетом требований Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, Приказа Минздрава России от 30.11.2012 № 991н.
Разрешая вопрос о судебных издержках, суд руководствуется ст. 98 ГПК РФ, и считает необходимым судебные издержки отнести на счет местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 11,12,194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора города Керчи в интересах [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение - удовлетворить.
Обязать Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить [СКРЫТО] Сергею [СКРЫТО], являющемуся гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения с учетом требований Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, Приказа Минздрава России от 30.11.2012 № 991н.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Захарова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2023 г.
Судья Захарова Е.П.
<данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> <адрес>