Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Евпаторийский городской суд (Республика Крым) |
Дата поступления | 14.05.2020 |
Дата решения | 29.06.2020 |
Категория дела | Иные споры, связанные с предоставлением социальных пособий, компенсационных выплат, денежных субсидий (в т.ч. право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом) |
Судья | Володарец Наталья Михайловна |
Результат | оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b9b46e41-8f27-3c9c-8ba3-5967813fa39d |
Дело №11-34/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2020 года Евпаторийский городской суд Республики Крым
в составе:
председательствующего - судьи Володарец Н.М.,
при секретаре - Щупак О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], третье лицо Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально- технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым», о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 1 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года,
по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым на решение мирового судьи судебного участка №38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым от 20 марта 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым обратился в суд с иском к [СКРЫТО] О.Ю. о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 1 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года. Исковые требования мотивированы тем, что 23 апреля 2019 года ответчик обратилась в Департамент с заявлением о назначении мер социальной поддержки - государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года №10-ЗРК/2014 и Порядком расходования субвенции местным бюджетам на социальные выплаты малообеспеченным, инвалидам и другим категориям граждан от 25 августа 2015 года №480. Департамент с 01 апреля 2019 года по 30 сентября 2019 года назначил [СКРЫТО] О.Ю. государственную социальную помощь в размере 1600 руб. 97 коп. и с 01 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года ежемесячную денежную выплату для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере 126 руб. 77 коп. Так, за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года [СКРЫТО] О.Ю. получила из бюджета Республики Крым денежные средства в виде государственной социальной помощи в размере 4802 руб. 91 коп. и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере 380 руб. 31 коп. В мае 2019 года Департаментом организована выборочная проверка доходов, предоставленных получателями государственной социальной помощи и совершеннолетним членам их семей, в том числе на предмет наличия второго жилья или автомобиля путем направления соответствующих запросов. 08 июня 2019 года Департаментом получен ответ Отделения №5 МРЭО ГИБДД МВД по РК от 24 мая 2019 года №35/5-4468, согласно которого за ответчиком зарегистрированы автомобили: Ауди 80, 1984 года выпуска, государственный номерной знак № и Ауди 80, 1990 года выпуска, государственный номерной знак № 11 июня 2019 года Департаментом принято решение о прекращении назначения и выплаты МСП «Государственная социальная помощи» и «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» с 01 апреля 2019 года. Решение Департамента о прекращении назначения мер социальной поддержки ответчиком оспорено не было. В связи с тем, что ответчик скрыла факт, того что владеет двумя транспортными средствами, произошла переплата денежных средств из бюджета Республики Крым за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года в виде социальной помощи в размере 4 802 руб. 91 коп. и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере 380 руб. 31 коп. 29 июля 2019 года ответчику было направлено уведомление о необходимости возврата излишне полученных денежных средств в добровольном порядке. Однако до настоящего времени задолженность ответчиком не погашена. Просит взыскать с ответчика в доход бюджета Республики Крым излишне выплаченную за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года сумму государственной социальной помощи в размере 4 802 руб. 91 коп. и ежемесячную денежную выплату для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере 380 руб. 31 коп, а также взыскать с ответчика в пользу истца судебные издержки связанные с почтовым отправлением истцом копии искового заявления с приложенными документами в адрес ответчика и третьего лица на общую сумму 264 руб. 96 коп.
Решением мирового судьи судебного участка №38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым от 20 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым, предъявленных к [СКРЫТО] О.Ю., отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением мирового судьи, представитель истца Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции не принято во внимание то, что надлежащие и допустимые доказательства в подтверждение того, что [СКРЫТО] О.Ю. 25 декабря 2018 года продала один из ранее имеющихся автомобилей ФИО4 за 75 000 руб., - отсутствуют. Данная информация ничем не подтверждается кроме слов самой [СКРЫТО] О.Ю., и существует вероятность того, что договор был изначально составлен без указания даты, а затем [СКРЫТО] О.Ю. поставила подходящую ей дату составления договора. Судом не принято во внимание то, что согласно информации Отделения №5 МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> перерегистрация транспортного средства Ауди-80, 1984 года выпуска с собственника [СКРЫТО] О.Ю. на ФИО5 произведена 8 июня 2019 года, ходя из представленного договора усматривается, что покупателем является ФИО4, а не ФИО5
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель истца, ответчик и представитель третьего лица не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, до начала судебного заседания от них в суд поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, на основании ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями законодательства, а также ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 (ред. от 23 июня 2015 года) "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 130, 218, 223, 454, 456 Гражданского кодекса РФ, установил, что основания для взыскания с ответчика [СКРЫТО] О.Ю. спорной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с 1 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года - отсутствуют.
Аргументированное суждение относительно таких выводов изложено в мотивировочной части принятого решения.
С данными выводами мирового судьи соглашается суд апелляционной инстанции.
Так, Законом Республики Крым №10-ЗРК/2014 от 27 ноября 2014 года «О государственной социальной помощи в Республике Крым» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно 4.1, ч. 3, ч. 6 ст. 6 указанного Закона государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения).
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Правила назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия установлены Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым №587 от 23 декабря 2014 года.
Перечень лиц, которым назначается помощь, определен ст. 3 вышеуказанного Порядка.
Согласно абз. 4 ст. 4 Положения, пособие не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства.
В свою очередь, механизм назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба определен Порядком назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым №480 от 25 августа 2015 года.
Перечень лиц, которым назначается ежемесячная денежная выплата, определен ст. 3 вышеуказанного Порядка,
Согласно абз. 3 ст. 4 указанного Порядка ежемесячная денежная выплата не назначается в случае, если в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма).
Согласно ст. 25 Порядка, суммы ежемесячной денежной выплаты, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения ежемесячной денежной выплаты, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы ежемесячной денежной выплаты взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями ст. 10 Закона Республики Крым №10-ЗРК/2014 от 27 ноября 2014 года установлено, что получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано получателем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) суд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ответчик [СКРЫТО] О.Ю. на основании заявлений от 23 апреля 2019 года в период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года являлась получателем мер социальной поддержки в виде государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба на основании Закона Республики Крым №34-ЗРК/2014 от 17 декабря 2014 года по категории «Малоимущая семья».
Решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории от 11 июня 2019 года прекращено назначение [СКРЫТО] О.Ю. мер социальной поддержки «Государственная социальная помощь», в соответствии с п. 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым №587 от 23 декабря 2014 года.
Также 11 июня 2019 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории принято решение о прекращении [СКРЫТО] О.Ю. назначения мер социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба», в соответствии с п. 4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым №480 от 25 августа 2015 года.
Согласно справок-расчетов №625 от 25 июня 2019 года и №626 от 25 июня 2019 года, представленных истцом, за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года ответчиком [СКРЫТО] О.Ю. была получена мера социальной поддержки в виде «Государственной социальной помощи ежемесячно» в размере 1802 руб. 91 коп. и мера социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» в размере 380 руб. 31 коп.
Основанием для прекращения выплат послужил факт регистрации в государственном органе на имя [СКРЫТО] О.Ю. (согласно ответа Отделения №5 МРЭО ГИБДД МВД по РК за исх. № 35/5-4468 от 24 мая 2019 года) двух транспортных средств: автомобиля Ауди 80, 1984 года выпуска, с государственным регистрационным знаком № и автомобиля Ауди 80, 1990 года выпуска, с государственным регистрационным знаком №
Однако, согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии со ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, а также все принадлежности (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства, инструкции по эксплуатации и др.).
В силу п. 1 ст. 223 ГК РФ моментом возникновения права собственности у потребителя по договору является момент передачи имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 2 данной статьи в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев указанных в законе.
Судом первой инстанции установлено, что 25 декабря 2018 года между [СКРЫТО] О.Ю. и ФИО4 заключен договор купли-продажи автомобиля марки Ауди 80, 1984 года выпуска, с государственным регистрационным знаком №. Как следует из текста указанного договора, стороны выполнили в полном объеме взятые на себя обязательства, в том числе по передаче денежных средств и транспортного средства.
Как следует из сообщения Отделения № МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым за исх. № 35/5-227 от 11 марта 2020 года, перерегистрация транспортного средства - автомобиля Ауди 80, 1984 года выпуска, с государственным регистрационным знаком № с собственника [СКРЫТО] О.Ю. на ФИО5 произведена 08 июня 2019 года.
Порядок учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации №938 от 12 августа 1994 года «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Согласно ст. 3 вышеуказанного Постановления собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения.
Приведенными выше законоположениями предусмотрена регистрацию самих транспортных средств, обусловливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом, регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Более того, Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат нормы, ограничивающие права собственника транспортного средства, не зарегистрировавшего изменения в установленный законом срок после приобретения транспортного средства в государственном органе.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о подтверждении факта реализации [СКРЫТО] О.Ю. в декабре 2018 года транспортного средства - автомобиля Ауди 80, 1984 года выпуска, с государственным регистрационным знаком №, а следовательно и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения в соответствии с положениями ст. 1102 ГК РФ заявленных истцом требований о взыскании с ответчика суммы государственной социальной помощи в размере 4802 руб. 91 коп. и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере 380 руб. 31 коп.
При этом судом первой инстанции отмечено, что факт написания в июне 2019 года [СКРЫТО] О.Ю. в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории обязательства о погашении переплаты не свидетельствует о законности требований истца.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, верно применив к спорным правоотношениям приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовые основания для взыскания спорной задолженности с ответчика отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по договору купли-продажи транспортного средства приобретателем транспортного средства является ФИО4, а регистрация транспортного средства произведена за ФИО5, являлись предметом судебного разбирательства и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60 ГПК РФ, а поэтому судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у суда апелляционной инстанции сомнений в их законности и обоснованности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалобы является изложением позиции истца при рассмотрении дела судебном первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам истца суд дал надлежащую правовую оценку.
При таком положении, согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменений, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым от 20 марта 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Судья Н.М. Володарец