Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 07.08.2018 |
Дата решения | 13.11.2018 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Благодатная Елена Юрьевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6ce43c63-a932-3670-b2cd-4ca19438b98c |
Дело №2а-2718/2018
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2018 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре – Василюк Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6, заинтересованные лица Администрация <адрес> Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просят признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; обязать административного ответчика повторно рассмотреть документы, поданные ФИО1, ФИО2 согласно прилагаемой описи вложений в ценное письмо от ДД.ММ.ГГГГ и осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, площадью 541 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании свидетельств о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцы являются наследниками жилого дома с надворными постройками по адресу: <адрес>. Согласно указанных свидетельств доли в недвижимом имуществе распределены между истцами, а именно: 5/6 долей принадлежит ФИО1, 1/6 доля – ФИО2 Земельный участок под указанным жилым домом зарегистрирован и сформирован на основании решения Симферопольского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № по указанному адресу закреплено и зарегистрировано 541 кв.м. земель. Решением Симферопольского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № указанному домовладению присвоен адрес: <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы отправили в адрес ответчика ценное письмо с описью вложений и уведомлением о вручении заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанный земельный участок. В ответ на поданные документы истцами не было получено расписки о приеме документов, а ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление об отказе в государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ Данное решение, по мнению истцов, является незаконным, поскольку для осуществления регистрации были представлены все необходимые документы.
В судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, а также привлеченный к участию в административном деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков специалист-эксперт ФИО5, государственный регистратор ФИО6, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства заявлено не было.
Ранее от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступили письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых ответчик, не признав административный иск, просил отказать в его удовлетворении, мотивируя свою позицию тем, что при проведении правовой экспертизы представленных административным истцом документов было установлено отсутствие оснований для внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимост как о ранее учтенном в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», поскольку представленные документы не входят в Перечень документов, подтверждающих ранее возникшее право, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Учитывая данные обстоятельства, ответчиком указано на законность оспариваемого решения.
Заинтересованные лица Администрация <адрес> Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, привлеченные к участию в административном деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства заявлено не было.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 года №1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по кадастровому учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 года №164.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 направили в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества – земельном участке, площадью 541 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. К заявлению ФИО1, ФИО2 были приложены следующие документы: справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ №, архивная выписка из решения Симферопольского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №Т – 4828-Т-4829, свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ
По результатам рассмотрения заявления истца решением от ДД.ММ.ГГГГ № специалистом-экспертом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» отказано во включении сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Определяя правомерность принятого должностным лицом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым решения об отказе во включении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, судом установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон №-ФКЗ) <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 12.1 Закона №-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым.
В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №-ЗРК).
Согласно части 1 статьи 8 вышеуказанного закона к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона №-ЗРК перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Пунктом 1 Постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, установлено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ документы, поименованные далее в Перечне.
Таким образом, поименованный в утвержденном постановлении Совета министров Республики Крым документ следует считать документом, подтверждающим ранее возникшее право только в том случае, если такой документ издан (выдан) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что в соответствии с архивной выпиской из решения Симферопольского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены представленные материалы Симферопольским бюро технической инвентаризации по обмеру земель строительного квартала № (148) общей площадью 24,528 кв.м. Зарегистрировано за землепользователя строительного квартала № (148) земельную площадь в размере 24,301 кв.м., выявленные излишки земельных участков в размере 227 кв. м. оставить во временном пользовании пользователей указанного квартала и подлежит изъятию, в том числе <адрес> в <адрес>.
Согласно справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, адрес <адрес> в <адрес> присвоен объекту недвижимости жилому дому по <адрес> городского исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, по результатам проведения экспертизы установлено, что согласно приложения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необхимых для государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ №, представленный документ административными истцами, архивная выписка из решения Симферопольского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном.
Кроме того, следует учитывать, что статьей 23 Земельного кодекса Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-XII, введенного в действие ДД.ММ.ГГГГ и действовавшего на момент выдачи вышеуказанного решения органом местного самоуправления, было предусмотрено, что право владения или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, издаваемыми и регистрируются сельскими, поселковыми, районными, городскими Советами народных депутатов.
Однако государственный акт на право владения или право постоянного пользования землей административными истцами также представлен не был.
Таким образом, суд полагает правомерными выводы административного ответчика, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, относительно отсутствия в представленных документах оснований для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Исходя из указанного выше, принимая во внимание отсутствие у истца правоустанавливающего документа на земельный участок, суд также полагает необоснованной ссылку административного истца на положения статьи 8-2 Закона№-ЗРК, учитывая также, что согласно части 5 указанной нормы закона в том случае, если право на земельный участок перешло в порядке наследования вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Вместе с тем, ни свидетельства о праве на наследство, ни документа, удостоверяющего право любого прежнего собственника на данный земельный участок, административным истцом при подаче заявления о постановке земельного участка на кадастровый учет как ранее учтенного представлено не было.
Суд учитывает, что в силу предписаний пункта 2 статьи 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений является основной задачей административного судопроизводства.
Согласно предписаниям части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 11 статьи 226 обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В ходе рассмотрения административного дела нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, суд также приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом, в рамках определенной компетенции и в соответствии с нормами законодательства, основания для признания данного решения незаконным отсутствуют, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований в данной части.
Принимая во внимание, что требование об установлении административному ответчику обязанности совершить определенные действия является производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, суд также отказывает в их удовлетворении.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6, заинтересованные лица Администрация <адрес> Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Благодатной
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года