Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 27.04.2020 |
Дата решения | 28.08.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Максимова Виктория Варсоновна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 9b02fdab-5015-37e2-9a75-3183b11a1bef |
№а-1370/2020
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2020 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики ФИО3 в составе председательствующего судьи Максимовой В.В.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3, государственному регистратору ФИО6 о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, заинтересованные лица – ООО «ФИО8», Администрация города ФИО3 Республики ФИО3, учредитель ООО "ФИО8" ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3, в котором просила признать незаконным решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: ФИО3, г. ФИО3, <адрес>-C, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 ФИО6
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города ФИО3 Республики ФИО3.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен учредитель ООО "ФИО8" ФИО2.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником нежилого здания и земельного участка, расположенного по адресу: ФИО3, г. ФИО3, <адрес>-C на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала два заявления о государственной регистрации права собственности на здание с кадастровым номером 90:24:030101:664 и земельный участок с кадастровым номером 90:24:030101:166, которым были присвоены номера 90/016/160/2020-1358 и 90/016/160/2020-1356.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ в связи с направлением запросов в Администрацию г. ФИО3, Министерство строительства и архитектуры Республики ФИО3, Службу Государственного строительного надзора Республики ФИО3.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации права собственности. Основанием для отказа послужило то, что согласно полученному ответу из Службы государственного строительного надзора Республики ФИО3, документы разрешительного характера, в том числе декларация о готовности объекта к эксплуатации, в отношении ООО «ФИО8» по вышеуказанному объекту не регистрировались и не выдавались.
ФИО1 полагает отказ об отказе в государственной регистрации перехода права собственности незаконным и нарушающим ее права и законные интересы как собственника приобретенного недвижимого имущества.
Стороны и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела, представителей в судебное заседание не направили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Административным ответчиком в суд представлены письменные возражения, в которых указано, что по результатам проведения правовой экспертизы ДД.ММ.ГГГГ Госкомрегистром были приняты уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в связи с направлением запросов в Администрацию г. ФИО3, Министерство строительства и архитектуры Республики ФИО3, Службу Государственного строительного надзора Республики ФИО3 для предоставления сведений необходимых для проведения государственной регистрации. На момент принятия решения ответ в адрес Госкомрегистра не поступал.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором были приняты сообщения об отказе в государственной регистрации права и перехода права собственности, так как в течение срока приостановления государственной регистрации в адрес Госкомрегистра поступили ответы из Министерства строительства и архитектуры Республики ФИО3 и Службы государственного строительного надзора Республики ФИО3. Ответ из Администрации г. ФИО3 не поступил.
Согласно полученному ответу из Службы государственного строительного надзора Республики ФИО3, документы разрешительного характера, в том числе декларация о готовности объекта к эксплуатации, в отношении ООО «ФИО8» по вышеуказанному объекту не регистрировались и не выдавались.
Считает принятые сообщения об отказе в государственной регистрации законными и обоснованными, принятыми в соответствии с нормами действующего законодательства в связи с тем, что порядок проведения правовой оценки документов Госкомрегистром нарушен не был.
Дополнительно сообщают, что согласно сведений государственного кадастра недвижимости регистрируемый земельный участок с кадастровым номером 90:24:030101:166 имеет ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные ограничения наложены на основании Приказа Министерства экологи и природных ресурсов Республики ФИО3 об установлении границ водоохраной зоны и границ прибрежной защитной полосы Черного моря № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно распоряжению Главы Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №-рг «О некоторых вопросах регулирования градостроительной деятельности» в перечень объектов капитального строительства, строительство которых запрещено до проверки разрешительной и технической документации по строительству данных объектов, необходимых правоустанавливающих документов Архитектурно-градостроительным советом Республики ФИО3, входит объект, расположенный по адресу: ФИО3, г. ФИО3, пгт. Коктебель, <адрес>.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением права владения и распоряжения принадлежащим ему имуществом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон №218-ФЗ), государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Частью 3 ст. 14 Закона №218-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Согласно п.1 ст. 14 Закона №218-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Законом о государственной регистрации недвижимости.
Пунктом 2 ст. 15 Закона №218-ФЗ определен перечень лиц, имеющих право обратиться за осуществлением учета изменений данного объекта недвижимости, иные лица вправе требовать изменений лишь на основании решения суда.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ФИО8» и ФИО1 заключен договор купли-продажи объектов недвижимого имущества: объекта капитального строительства нежилого здания, наименование: гостиничный комплекс, этажность: 2, площадь – 305,3 кв.м., кадастровый №, адрес: ФИО3, город ФИО3, поселок городского типа Коктебель, <адрес>-C и земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:166, площадью 530 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3, город ФИО3, поселок городского типа Коктебель, <адрес>-C, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание.
В договоре купли-продажи объекта капитального строительства с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ФИО8» (продавец) и ФИО1 (покупатель), отражены сведения об ограничениях в использовании земельного участка в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ, ст. 65 Водного кодекса РФ, приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об ограничениях в использовании земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:166.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала два заявления о государственной регистрации права собственности на здание с кадастровым номером 90:24:030101:664 и земельный участок с кадастровым номером 90:24:030101:166, которым были присвоен номера 90/016/160/2020-1358 и 90/016/160/2020-1356.
К заявлению приложены необходимые документы.
Несмотря на то, что имелось ранее возникшее право собственности на объект капитального строительства, которое никем не оспорено, ответчиком с целью проведения правовой экспертизы ДД.ММ.ГГГГ приостановлена государственная регистрация прав и направлены запросы в Администрацию г. ФИО3, Министерство строительства и архитектуры Республики ФИО3, Службу Государственного строительного надзора Республики ФИО3 для предоставления сведений необходимых для проведения государственной регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором были направлены административному истцу сообщения об отказе в государственной регистрации права и перехода права собственности, которые мотивированы тем, что в течение срока приостановления государственной регистрации в адрес Госкомрегистра поступили ответы из Министерства строительства и архитектуры Республики ФИО3 и Службы государственного строительного надзора Республики ФИО3. Согласно ответу из Службы государственного строительного надзора Республики ФИО3, документы разрешительного характера, в том числе декларация о готовности объекта к эксплуатации, в отношении ООО «ФИО8» по вышеуказанному объекту не регистрировались и не выдавались. Ответ из Администрации г. ФИО3 не поступил.
Суд не может согласиться с решением административного ответчика об отказе в регистрации объекта недвижимости в связи с следующим.
Согласно выписке из ЕГРН, право собственности ООО «ФИО8» на нежилое здание, расположенное по адресу: г. ФИО3, пгт Коктебель <адрес>-С, площадью 305,3 кв.м., введенное в эксплуатацию в 2014 году, зарегистрировано административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ФИО8» и ФИО1, передан объект, право собственности на который зарегистрировано ответчиком за ООО «ФИО8» в 2018 году, суд приходит к выводу о том, что имеется ранее возникшее право собственности на объект купли-продажи, которое административный ответчик зарегистрировал за продавцом. Сведений о том, что с указанного времени право собственности кем-либо оспорено и отменено - в суд не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд признает несостоятельными доводы административного ответчика о необходимости проведения правовой экспертизы.
Суд не согласен с административным ответчиком также относительно вывода административного ответчика о том, что имеет правовое значение содержание ответа из Службы государственного строительного надзора Республики ФИО3, в котором указано, что декларация о готовности объекта к эксплуатации в отношении ООО «ФИО8» по вышеуказанному объекту не регистрировались и не выдавались, поскольку на момент сдачи объекта в эксплуатацию данная Служба еще не была создана и основанием для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, которое административный ответчик зарегистрировал за продавцом ДД.ММ.ГГГГ, явилась декларация о готовности объекта к эксплуатации №РК142140000326 от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Архитектурно-строительной инспекцией Республики ФИО3, а не службой Государственного строительного надзора Республики ФИО3, что отражено в выписке из ЕРГН.
Также суд не согласен с доводами представителя административного ответчика о том, что дополнительными основаниями для отказа административному истцу в переходе регистрации права собственности послужило распоряжение главы Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №-рг «О некоторых вопросах регулирования градостроительной деятельности», поскольку в приложении к распоряжению Главы Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 198-рг в перечне объектов капитального строительства, строительство которых запрещено до проверки разрешительной и технической документации по строительству данных объектов, необходимых правоустанавливающих документов Архитектурно-градостроительным советом Республики ФИО3 не указан недвижимый объект, который являлся предметом договора купли-продажи объекта капитального строительства с земельным участком от "08" ноября 2019 года, заключенного между ООО «ФИО8» и ФИО1
Указанные доводы не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку в приложении к распоряжению Главы Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 198-рг (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) под № п/п 41 указан объект капитального строительства расположенный по адресу: г. ФИО3, пгт. Коктебель, <адрес>-а, 102, 102-а, а предметом договора купли-продажи объекта капитального строительства с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ФИО8» и ФИО1 является объект капитального строительства расположенный по адресу: ФИО3, город ФИО3, поселок городского типа Коктебель, <адрес>-c, то есть иной объект, который отсутствует в приложении к Распоряжению Главы Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 198-рг.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об ограничениях в использовании земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:166: «в границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах»); 9)распашка земель; 10) размещение отвалов размываемых грунтов; 11) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьями 5, 6, 65 (п.13) Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ на территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохраной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта). Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса».
Указанные ограничения не ограничивают право собственника на продажу капитального объекта, а лишь устанавливают ограничения по использованию земельного участка.
Кроме того, указанные ограничения отражены в договоре купли-продажи объекта капитального строительства с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ФИО8» и ФИО1
Иных обременений, кроме указанных выше, на приобретенные объекты недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права ООО «ФИО8» на объект недвижимости, не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что объект капитального строительства, расположенный по адресу: ФИО3, город ФИО3, поселок городского типа Коктебель, <адрес>-c не имеет обременений, которые не позволяют ООО «ФИО8» продать указанный объект.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поводы для проведения правовой экспертизы являются несостоятельными, а отказ в государственной регистрации объектов недвижимого имущества: нежилого здания, площадью 305,3 кв.м., кадастровый № по адресу: ФИО3, город ФИО3, поселок городского типа Коктебель, <адрес>-C, и земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:166, площадью 530 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3, город ФИО3, поселок городского типа Коктебель, <адрес>-C, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание, приобретенных административным истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ФИО8» и ФИО1 – не законным, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административных ответчиков в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере по 150 руб. 00 коп. с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3, государственному регистратору ФИО6, о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, заинтересованные лица – ООО «ФИО8», Администрация города ФИО3 Республики ФИО3, учредитель ООО "ФИО8" ФИО2, удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, а именно: нежилое здание (Гостиничный комплекс), площадь: 305,3 кв.м., КН/УН: 90:24:030101:664 и земельный участок: Категория земель: Земли населенных пунктов - Гостиничное обслуживание. Площадь: 530 кв.м. КН/УН: 90:24:030101:166, расположенные по адресу: ФИО3, город ФИО3, поселок городского типа Коктебель, <адрес>-C.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 повторно рассмотреть заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № и № о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, а именно: нежилое здание (Гостиничный комплекс), площадь: 305,3 кв.м., КН/УН: 90:24:030101:664 и земельный участок. Категория земель: Земли населенных пунктов - Гостиничное обслуживание. Площадь: 530 кв.м. КН/УН: 90:24:030101:166, расположенные по адресу: ФИО3, город ФИО3, поселок городского типа Коктебель, <адрес>-C.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб. 00 коп.
Взыскать с государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 ФИО6 в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО3 через Центральный районный суд <адрес> Республики ФИО3 в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Максимова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.