Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 01.03.2019 |
Дата решения | 02.04.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Благодатная Елена Юрьевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 1022b2ca-851d-3f7b-94d7-d6521309339a |
Дело 2а-1165/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2019 года Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя административного истца ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО14, заинтересованное лицо - ФИО2 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
у с т а н о в и л :
ФИО3 обратился в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО14, заинтересованное лицо ФИО2 о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, которым административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что установленная государственным регистратором разница в площадях квартиры не является основанием, влекущим за собой отказ в осуществлении государственной регистрации права собственности. Данные доводы подтверждаются, в том числе тем, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости квартира по адресу: <адрес> имеет площадь 34,0 кв.м.
В связи с вышеизложенным, административный истец просит признать незаконным и отменить Решение Государственного комитета по государственной регистрации кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, а именно: квартиры н/н №, общей площадью 34,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрации права собственности на объект недвижимости а именно: квартиры н/н №, общей площадью 34,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Согласно ранее представленным возражениям Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в удовлетворении заявления ФИО3 просил отказать, поскольку в качестве правоустанавливающих документов административным истцом было представлено свидетельство о праве собственности на жилье, выданное Исполнительным комитетом Симферопольского городского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ и технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный ФЛП ФИО7 Из представленных в порядке межведомственного взаимодействия документов, усматривается, что за ФИО3, ФИО8 и ФИО2 зарегистрировано 70/300 долей квартиры, 30/100 долей зарегистрировано за ФИО9 на основании свидетельства о праве собственности на наследство, выданного Третьей Симферопольской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер №, а общая площадь квартиры составляет 54,7 кв.м.,
Заинтересованное лицо – ФИО2. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует почтовое уведомление. Представительно интересов доверил адвокату ФИО6, который заявленный административный иск поддержал.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (части 8,9 статьи 226 КАС Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1334-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Права и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании статьи 65 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возложены на государственного регистратора.
Права и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании статьи 65 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возложены на государственного регистратора.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 и членам ее семьи ФИО3, ФИО2 Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета народных депутатов было выдано свидетельство о праве собственности на жилье, согласно которому <адрес> в <адрес> принадлежит в равных долях вышеуказанным лицам. Согласно представленному свидетельству общая площадь квартиры составляет 33,1 кв.м.
Согласно решению Исполнительного комитета <адрес> совета № от ДД.ММ.ГГГГ в эксплуатацию были приняты самовольно возведенные пристройки, переоборудованные из сарая лит. Д в переднюю 5-5, площадью 8,9 кв.м., топочную 5-6, площадью 4,8 кв.м., санузел 5-7, площадью 2,4 кв.м., тамбур лит. Г переименован в лит. Б, площадью 16,5 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Третьей Симферопольской государственной нотариальной конторой удостоверен договор купли-продажи жилой комнаты № указанной квартиры, площадью 15,6 кв.м., между ФИО2, ФИО11 (до брака ФИО10), ФИО3 и ФИО12, при этом продавцы оставили за собой коридор №, кухню №, кладовую №, переднюю №, прихожую №, санузел № в лит. Г.
ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом Симферопольского городского нотариального округа ФИО13 было выдано свидетельство о праве собственности на наследство 1/3 доли <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, которая состояла из: коридора №, кухни №, кладовой №, передней №, топочной №, санузла № в лит. Г общей площадью 34,0 кв.м.
Указанное свидетельство зарегистрировано в едином государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ.
Конституцией Российской Федерации гарантируются право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (ст. 35, части 1 и 2).
Названные права, как следует из статей 1, 2, 15 (часть 4), 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации, гарантируются в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуются на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, которые провозглашаются и в числе основных начал гражданского законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которым утверждено дополнительное соглашение к Соглашению, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р является полномочным органом по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО3 ФИО6 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о регистрации за собой 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В соответствии с п. 5 и 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ № Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации права указано, что в качестве документа, являющегося основанием для осуществления государственной регистрации права собственности, представлено свидетельство о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому заявителю принадлежит 1/3 доля объекта недвижимого имущества - квартиры, общей площадью 33,1 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Данный правоустанавливающий документ заявителя содержит отметку о продажи комнаты № в вышеуказанной квартире.
Согласно сведениям предоставленным ФГУП «Крым БТИ№ в <адрес> за заявителем зарегистрировано право собственности на 70/300 долей, а общая площадь квартиры составляет 54,7 кв.м. Также был представлен дубликат свидетельства о праве собственности на наследство по закону от 01.11.2013г., свидетельствующий о возникновении права заявителя на 1/3 долю квартиры, без учета комнаты №, общей площадью 34,0 кв.м.
Согласно представленного суду технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь вышеуказанной квартиры (без учета комнаты №) составляет 34,0 кв.м.
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером № имеет характеристики: жилое помещение, квартира, общая площадь 34,0 кв. м, адрес - <адрес>.
Положением ст. 29 Закона о государственной регистрации недвижимости определено, что орган регистрации прав вправе проверять сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о государственной регистрации недвижимости оснований для приостановления осуществления кадастрового учета.
Частью 1 ст. 21 ФЗ № регламентировано, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Материалами дела подтверждается, что заявителем в регистрирующий орган представлены документы, которые разняться со сведениями, представленными в рамках межведомственного запроса, поскольку право удостоверяющего документа на общую площадь <адрес>,7 кв.м., даже с учетом вычета отчужденной по договору-купли продажи комнаты №, которая согласно решению Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, используется под магазин, в регистрирующий орган представлено не было.
Более того, из представленного регистрационного дела № усматривается, что одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на 2/3 доли обратился ФИО2, которому было отказано по тем же основаниям.
Таким образом, государственным регистратором верно установлено отсутствие законных оснований для осуществлении государственной регистрации права.
Согласно ст. 27 ФЗ № в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ в государственной регистрации является законным и обоснованным.
Принимая внимание, что требования административного истца о понуждении ответчика провести регистрацию за ней права на недвижимое имущество являются производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, суд также отказывает в их удовлетворении.
Исходя из доводов административного истца и заявленных им требований, принимая решение в соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований госпошлина по делу взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО14, заинтересованное лицо ФИО2 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права– отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Благодатная
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.