Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 05.03.2020 |
Дата решения | 17.03.2020 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Кундикова Юлия Викторовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 715b0bd4-2d45-3d4b-a3db-4453a68e9cae |
дело №а-1148/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора <адрес>, в защиту Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Управлению Роскомнадзора по <адрес> и городу Севастополь о признании информации распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в защиту Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Управлению Роскомнадзора по <адрес> и городу Севастополю о признании информации распространяемой в сети Интернет на сайте http://vk.com/snus_crimea, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, просил возложить обязанность на ответчика внести сайт в сети «Интернет»: http://vk.com/snus_crimea, https://msk.delivery-smoke.ru/, https://snusorig.ru/#catalog в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> выявлен факт размещения в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц, запрещенной на территории Российской Федерации информации, а именно информация о возможности приобретения на территории Республики Крым и <адрес> табачной продукции (в том числе снюса – табака сосательного (жевательного) дистанционным способом. Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Также прокуратурой в ходе осмотра сайта установлено, что для доступа к содержимому указанных сайтов логин и пароль не используется, заказ товаров возможен непосредственно в месте реализации товаров потенциальным покупателям, а также несовершеннолетним гражданам без предъявления документа удостоверяющего личность. В социальной сети «Вконтакте» http://vk.com/snus_crimea имеется группа «Жевательные конфеты 18+ «Снюс» Симферополь Крым» в котором состоит 700 участников, согласно сортировке по критерию «возраста 18 лет» 288 из них несовершеннолетние. Указанная группа осуществляет свою деятельность в городе Симферополь, <адрес>В (Рублевский), также осуществляется доставка по городу. На основании изложенного, прокурор просит признать информацию распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на указанном выше интернет сайте, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора, требование поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о дне, месте и времени судебного заседания, причин неявки суду не сообщил.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> в ходе проведения проверки Интернет - ресурсов обнаружен сайт с http://vk.com/snus_crimea, https://msk.delivery-smoke.ru/, https://snusorig.ru/#catalog на котором размещена информация о реализации табачной продукции дистанционным способом.
При открытии сайта размещена информация о торговле табачной продукции, в том числе сосательного (жевательного) табака (снюс), дистанционным способом, в том числе несовершеннолетним. То есть с помощью сайта осуществляется незаконная реализация, распространение табачной продукции дистанционным способом.
На момент проверки указатель сайта, на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует.
В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака "запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего от табачного дыма и последствия потребления табака», запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.
В силу пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим предложения о распространении табачной продукции дистанционным способом.
На сайтах: http://vk.com/snus_crimea, https://msk.delivery-smoke.ru/, https://snusorig.ru/#catalog осуществляется дистанционная реализация табачной продукции, в том числе несовершеннолетним.
За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которую несут граждане, должностные и юридические лица.
Размещение на сайте с URL-адресом: http://vk.com/snus_crimea, https://msk.delivery-smoke.ru/, https://snusorig.ru/#catalog, указанной информации побуждает неопределенный круг лиц к нарушению законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, к приобретению табачной продукции дистанционным способом, а также нарушает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, предусмотренных преамбулой Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье конечного потребителя данного продукта, так как проверить его качество и соответствие требованиям безопасности невозможно.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести указанный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона « Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральные службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно -телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Территориальные органы Роскомнадзора наделены Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочиями по внесению в ЕАИС Единый реестр сведений по вступившим в законную силу судебным решениям о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На момент рассмотрения дела указатель сайта с URL-адресом: http://vk.com/snus_crimea, https://msk.delivery-smoke.ru/, https://snusorig.ru/#catalog, на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Анализируя представленные доказательства и нормы закона суд находит, что содержание указанного интернет-сайта, его специфика нарушает запрет на распространение информации, способна нанести вред неопределенному кругу лиц, в том числе и несовершеннолетних, поскольку изложенные нарушения закона могут касаться такого круга лиц, который невозможно индивидуализировать.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора <адрес>, в защиту Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную В СЕТИ «Интернет» на сайте http://vk.com/snus_crimea, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополю включить страницу сайта в сети «Интернет» http://vk.com/snus_crimea, https://msk.delivery-smoke.ru/, https://snusorig.ru/#catalog в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Кундикова Ю.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.03.2020