Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 25.09.2020 |
Дата решения | 23.11.2020 |
Категория дела | Иные социальные споры |
Судья | Максимова Виктория Варсоновна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e1d8a157-5a82-3f54-84c2-6dab4d99e7d9 |
№
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
заочное
23 ноября 2020 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Максимовой В.В., при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Крым о понуждении принять меры по организации обеспечения лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству [СКРЫТО] Республики Крым, в котором просит возложить обязанность незамедлительно организовать бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Symdeko (tezacaftor/ivacaftor u ivacaftor) 150 mg/150 u 150 mg tablets по жизненным показаниям в необходимом объеме и в полном соответствии с назначением консилиума, на постоянной основе.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы, имеет заболевание Е84.0 Муковисцидоз, тяжелое течение. Хронический гнойно - обструктивный бронхит, нестойкая ремиссия. Диффузные бронхоэктазы. Диффузный пневмосклероз. Кровохарканье. Эмболизация бронхиальной артерии от ноября 2016 года. Буллы верхней доли правого легкого. ДН 2-Зст. Хроническое инфицирование дыхательных путей S.aureus. Р.aeruginosa, Aspergillus fumigates (Хронический аспериллез легких). Атрофия поджелудочной железы. Хроническая панкреатическая недостаточность. Муковисцидоззависимый сахарный диабет, декомпенсация, целевой уровень HbAlc до 6,5%. Цирроз печени без портальной гипертензии (F4 по MET AVAR). Белково-энергетическая недостаточность. Хронический гастрит. Формирующийся полип препилоряческого отдела желудка. Гипохромная анемия. Хроническая болезнь почек Ша (СКФ 50 мл/мнн/1,73м2). Низкая костная масса.
ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты Symdeko (tezacaftor/ivacaftor u ivacaftor) 150 mg/150 u 150 mg tablets, Симдеко (Тезакафтор+ивакафтор/ивакавтор 100mg+150mg/150mg), Cayston (Aztreonam lysine) Кайстон (Азтреонам лизин), производства Gilead Sciences Inc, USA и небулайзер Altera Electronic Nebulizer Replacement, ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat Sodium), производства InfectoPharm Germany. Вентолин, Гианеб, Пульмозим, Вифенд, Амброксол, Креон 25000, Креон 40000, Урсосан, Гептрал, Омепразол, Кальций ДЗ, Поливитамины, Внутривенная антибактериальная терапия (выбор антибиотика в зависимости от предыдущей клинической эффектности, переносимости и результата чувствительности в посеве мокроты): Цефепим, Цефоперазон, Тиенам, Меронем, Фортум, Завицнфта, Дорипрекс, Тазоцин, Зербакса. Комбинировать с колистиметатом натрия для внутреннего применения.
Имеющееся у истца заболевание включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний.
С целью получения необходимого лечения и обеспечения жизненно необходимым лекарством истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым с просьбой об организации обеспечения незарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом Symdeko (tezacaftor/ivacaftor u ivacaftor) 150 mg/150 u 150 mg tablets, назначенным ей к индивидуальному применению по жизненным показаниям. Однако ответ не получила.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
От представителя истца имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке заочного производства.
В имеющихся материалах дела возражениях представителя ответчика указано, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым исковые требования не признает.
В настоящее время лекарственный препарат Symdeko не зарегистрирован на территории Российской Федерации и не внесен в государственный реестр лекарственных средств.
Изучив материалы дела суд приходит к следующему.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ч.1 ст. 3 ГПК РФ).
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций).
В силу положений Стандартных Правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых ДД.ММ.ГГГГ генеральной Ассамблеей ООН, в соответствии с которыми государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности.
Конституцией Российской Федерации определено, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях [СКРЫТО] оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Закона № 323-ФЗ).
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы, имеет заболевание Е84.0 Муковисцидоз, тяжелое течение. Хронический гнойно - обструктивный бронхит, нестойкая ремиссия. Диффузные бронхоэктазы. Диффузный пневмосклероз. Кровохарканье. Эмболизация бронхиальной артерии от ноября 2016 года. Буллы верхней доли правого легкого. ДН 2-Зст. Хроническое инфицирование дыхательных путей S.aureus. Р.aeruginosa, Aspergillus fumigates (Хронический аспериллез легких). Атрофия поджелудочной железы. Хроническая панкреатическая недостаточность. Муковисцидоззависимый сахарный диабет, декомпенсация, целевой уровень HbAlc до 6,5%. Цирроз печени без портальной гипертензии (F4 по MET AVAR). Белково-энергетическая недостаточность. Хронический гастрит. Формирующийся полип препилоряческого отдела желудка. Гипохромная анемия. Хроническая болезнь почек Ша (СКФ 50 мл/мнн/1,73м2). Низкая костная масса.
ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты Symdeko (tezacaftor/ivacaftor u ivacaftor) 150 mg/150 u 150 mg tablets, Симдеко (Тезакафтор+ивакафтор/ивакавтор 100mg+150mg/150mg), Cayston (Aztreonam lysine) Кайстон (Азтреонам лизин), производства Gilead Sciences Inc, USA и небулайзер Altera Electronic Nebulizer Replacement, ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat Sodium), производства InfectoPharm Germany. Вентолин, Гианеб, Пульмозим, Вифенд, Амброксол, Креон 25000, Креон 40000, Урсосан, Гептрал, Омепразол, Кальций ДЗ, Поливитамины, Внутривенная антибактериальная терапия (выбор антибиотика в зависимости от предыдущей клинической эффектности, переносимости и результата чувствительности в посеве мокроты): Цефепим, Цефоперазон, Тиенам, Меронем, Фортум, Завицнфта, Дорипрекс, Тазоцин, Зербакса. Комбинировать с колистиметатом натрия для внутреннего применения.
В силу ч. 15 ст. 37 Закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства [СКРЫТО] и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 3 названного Положения в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в РФ конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в ст. 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Ст. 44 Закона № 323-ФЗ регулирует оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (ч. 1 ст. 44 Закона № 323-ФЗ).
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 44 Закона № 323-ФЗ).
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в ч. 2 ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 44 Закона № 323-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В соответствие с п. 21. 2 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, в соответствии с подпунктами 5 и 21 настоящего пункта.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 данного федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 323-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан. Частью 2 названной статьи установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Закона № 323-ФЗ).
В ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с п. 3 ч. 1 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.
Согласно ч. 2, 4 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Согласно п. 9.2 ст. 83 Закона № 323-ФЗ обеспечение лиц, больных в том числе муковисцидозом, лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений [СКРЫТО] лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Закона № 323-ФЗ).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Закона № 323-ФЗ в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Имеющееся у ФИО1 редкое (орфанное) наследственное заболевание включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, размещенных на сайте Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации.
Именно в связи с этим заболеванием истцу установлена инвалидность. Вследствие этого истец, как инвалид с детства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений [СКРЫТО] лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, необходимость применения которых по жизненным показаниям подтверждена консилиумом врачей.
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат Svmdekoftezacaftor/ivacaftor u ivacaftor) 100mg/150 и 150mg tablets, Симдеко (Тезакафтор+ивакафтор/ивакавтор 100mg+150mg/150mg) был назначен ФИО1 по жизненным показаниям решением консилиума врачей и врачебной комиссией федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с п. 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства [СКРЫТО] и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственных препаратов, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этих препаратов.
В соответствии с обязанностями, возложенными на ответчика законодательством по льготному лекарственному обеспечению, ответчик должен осуществлять проект бюджета (предоставить данные для составления проекта бюджета) таким образом, чтобы рассчитать необходимую потребность денежных средств на текущий период, а при недостатке бюджета должен воспользоваться своим правом на получение межбюджетного трансферта и иных источников. Данное право органов исполнительной власти субъектов РФ закреплено в Бюджетном кодексе РФ, а также в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № органам исполнительной власти субъекта РФ разрешено привлекать дополнительные источники финансирования, в частности средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для улучшения лекарственного обеспечения». Следовательно, что отсутствие денежных средств не является уважительным основанием для не обеспечения больного, нуждающегося в лекарственном препарате по жизненным показаниям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 вправе получать назначенное ей по жизненным показаниям лекарственные средства за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии с Положением о Министерстве [СКРЫТО] Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями), [СКРЫТО] является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Крым, контролю в сфере охраны здоровья, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья и управлению государственным имуществом и т.д.
В соответствии с п. 33 вышеуказанного Положения [СКРЫТО] исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций государственной системы [СКРЫТО] Республики Крым.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Республики Крым в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 805 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, п. 5.3. которой предусмотрено, что за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, в соответствии с разделом I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи.
За счет бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в Территориальную программу ОМС, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, являющегося приложением к Программе государственных гарантий, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти.
Пунктом 5.5. указанной Территориальной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым осуществляется финансовое обеспечение также паллиативной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно, в том числе на дому, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными патронажными бригадами, в дневном стационаре и стационарно, включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода.
За счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым осуществляется также обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым и просила незамедлительно организовать ее обеспечение лекарственным препаратом Symdeko(tezacaftor/ivacaftor u ivacaftor) 100mg/150 и 150mg tablets, Симдеко (Тезакафтор+ивакафтор/ивакавтор 100mg+150mg/150mg). По медицинским (жизненным) показаниям в необходимом объеме и в полном соответствии с назначением консилиума, на постоянной основе.
Однако ответ не получен, в связи с чем истец обратилась с иском в суд.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая установленную необходимость обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом Symdeko по жизненным показаниям, решение подлежит немедленному исполнению.
При этом суд считает необходимым разъяснить, что поскольку Symdeko является незарегистрированным лекарственным препаратом на территории Российской Федерации и соответственно Министерству [СКРЫТО] Республики Крым необходимо провести действия, связанные с приобретением и доставкой такого препарата, то немедленное исполнение решения суда возлагает на [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым обязанность по незамедлительному началу совершения действий по закупке и последующему обеспечению необходимым лекарственным препаратом ФИО1, в соответствии с требованиями законодательства, регулирующими порядок проведения закупки лекарственного средства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, гл. 22 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Крым о понуждении принять меры по организации обеспечения лекарственным препаратом, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Symdeko (tezacaftor/ivacaftor u ivacaftor) 150 mg/150 u 150 mg tablets, разрешенным к индивидуальному применению ФИО1 по жизненным показаниям к постоянному применению в дозировке, установленной консилиумом врачей ФГБУ «НИИ Пульмонологии » ФМБА России.
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым организовать постоянное обеспечение ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Symdeko (tezacaftor/ivacaftor u ivacaftor) 150 mg/150 u 150 mg tablets в дозах, рекомендуемыми медицинской организацией.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения путем подачи заявления об отмене заочного решения в Центральный районный суд <адрес>.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения.
Судья В.В. Максимова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.