Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Киевский районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 20.05.2019 |
Дата решения | 18.06.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Хулапова Галина Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7d0b8649-ded1-3b23-9991-35f545ea2e10 |
Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июня 2019 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Хулаповой Г.А.
при секретаре судебного заседания – ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора – войсковой части 90935 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополь о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель военного прокурора – войсковой части 90935 обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополю о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в котором просил обязать ответчика признать статью под названием «Призыв оккупантов: как крымчанам не попасть в российскую армию» на странице сайта Апостроф по электронному адресу: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обратить решение к немедленному исполнению для включения сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Заявленные требованиями обоснованы тем, что военной прокуратурой - войсковая часть 90935 в ходе проведенного мониторинга сети «Интернет» на странице сайта Апостроф выявлена статья под названием «Призыв оккупантов: как крымчанам не попасть в российскую армию»». На основании изложенного, прокурор просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на указанных выше интернет сайтах, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, явился административный истец заместитель военного прокурора – войсковой части 90935 ФИО2, который административное исковое заявление поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Административный ответчик направил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором просил провести рассмотрение дела в его отсутствии.
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о судебном заседании, принимая во внимание отсутствие каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, считаю, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII КАС РФ.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Целью обращения прокурора в суд с вышеуказанным административным иском является последующее включение сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ.
Согласно ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Учитывая, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ), а также цели ограничения информации, закрепленные в ст. 9 Закона № 149-ФЗ (защита прав и законных интересов других лиц) подлежит блокировки также информация, за которую установлена уголовная или административная ответственность.
Также пп. 2 п. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В такой реестр включаются сведения по решению уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» материалов и информации, а также по вступившим в законную силу решениям судов о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» <адрес> принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны. Согласно пункта 2 ст. 10 указанного Закона Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Важнейшим направлением деятельности Министерства обороны Российской Федерации является совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом. Главным приоритетом в этой работе является безусловное преимущество качественных характеристик перед количественными, что предполагает увеличение в составе Вооруженных Сил числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии с пунктом 17 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, одной из основных задач военных комиссариатов является отбор совместно с пунктами отбора на военную службу по контракту граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 7 Положения о воинском учёте, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что воинский учёт граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учёте по месту жительства.
Постановка на воинский учёт граждан, проживающим на территории <адрес> и Республики Крым и получившим установленным порядком гражданство Российской Федерации, производится при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации на общих основаниях после прохождения или медицинского освидетельствования и определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункта 14 Положения о воинском учёте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники).
В соответствии с пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими - путём призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу.
Согласно ст. 1, пунктов 1, 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы образуют основу обороны Российской Федерации, выступают гарантом целостности и неприкосновенности её территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Таким образом, город федерального значения Севастополь и <адрес>, являясь субъектами Российской Федерации, включены в федеративное устройство Российской Федерации и составляют неотъемлемую основу конституционного строя государства, а призыв граждан на военную службу, в т.ч. проживающих на территории указанных выше субъектов России, является одним из способов комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивающих целостность и неприкосновенность территории государства.
При рассмотрении дела судом установлено, что в сети Интернет имеется страница сайта Апостроф по электронному адресу: <данные изъяты>, на котором выявлена статья «Призыв оккупантов: как крымчанам не попасть в российскую армию».
Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
Анализ представленных доказательств и норм закона позволяет сделать вывод о том, что содержание указанных интернет-сайтов, их специфика нарушает запрет на распространение информации, способна нанести вред неопределенному кругу лиц, поскольку побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за осуществление которых предусмотрена административная, уголовная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 188 КАС в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Поскольку информация, размещенная на указанных выше интернет-страницах, носит явный уголовный, антисоциальный характер, угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает необходимым обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, так как размещенная на интернет-страницах информация может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
решил:
Административное исковое заявление заместителя военного прокурора – войсковой части 90935 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополю о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице:
<данные изъяты>
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополю включить страницу сайта в сети «Интернет»:
<данные изъяты>в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.А. Хулапова