Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Киевский районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 17.12.2020 |
Дата решения | 26.02.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Пронин Евгений Сергеевич |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 957ee0e9-a7b5-318a-bea1-7052f6446c3a |
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
УИД:91RS0002-01-2020-009455-69
г. Симферополь Дело № 2а-1201/2021; (2а-4783/2020)
26.02.2021 г.
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пронина Е.С.,
при секретаре Зенгиной Д.Д.,
с участием ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделению № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым, УГИБДД МВД по Республике Крым, начальнику отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым ФИО3, МВД по Республике Крым, заинтересованное лицо Акционерное общество КБ «Приватбанк» о признании незаконным решения об отказе в регистрации транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л
ФИО1 обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в проведении регистрационных действий в отношении транспортного средства «<данные изъяты> возложить на Отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым обязанность зарегистрировать и поставить на учет автомобиль «<данные изъяты> возложить на Отделение № МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> обязанность выдать свидетельство о праве собственности на автомобиль <данные изъяты> на имя ФИО1; взыскать с административного ответчика судебные издержки.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ПАО КБ «Приватбанк» был заключен договор о предоставлении финансового лизинга <данные изъяты> предметом которого являлся автомобиль <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ указанный выше договор финансового лизинга был исполнен в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 региональным директором ПАО КБ «Приватбанк» была выдана доверенность на полное распоряжение автомобилем <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым с заявлением о перерегистрации автомобиля <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Письмом начальника отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении его заявления, в связи с чем он обратился в суд.
В судебном заседании 26.02.2021 года административный истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики в судебное заседание 26.02.2020 года не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями, расписками, реестрами почтовых отправлений, приобщенными к материалам данного административного дела.
Заинтересованное лицо в судебное заседание 26.02.2021 года не явилось, о дне, времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями, приобщенными к материалам дела, а также реестрами почтовых отправлений и повестками (л.д. 84-85).
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения административного истца, изучив административное исковое заявление, Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым пришел к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2017 года № 3064-О, в соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения государственного органа, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. В частности, суду предписывается выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пункт 3 части 9 указанной статьи). Нарушение данных требований является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения незаконным, и потому безусловная проверка судом их соблюдения отвечает интересам административного истца, оспаривающего указанные решения, и согласуется с задачей правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел (пункт 3 статьи 3 данного Кодекса).
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается, в том числе, обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за соблюдением специализированными организациями установленных требований к ним и за деятельностью специализированных организаций, связанной с участием в государственной регистрации транспортных средств, за деятельностью изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; осуществлять государственную регистрацию транспортных средств; выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске автомототранспортных средств к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных транспортных средств.
Указом Президента РФ от 15.06.1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Положение № 711).
Согласно п.п «в» п. 11 Положения № 711 на Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности, в том числе, регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Из приведенного правового регулирования усматривается, что им не регламентирован порядок регистрации транспортных средств и перечень документов, предъявляемых заявителем при обращении за соответствующей государственной услугой, а лишь установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
П. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент направления оспариваемого письма (отказа) от 02.12.2020 года) было установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Из указанной нормы следует, что одним из обязательных для регистрации транспортного средства документов является паспорт транспортного средства или электронный паспорт транспортного средства со статусом "действующий".
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 года № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Правила № 1764).
П. 2, 3 Правил № 1764 установлено, что государственная регистрация транспортного средства (далее - регистрация транспортного средства) осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства (далее - владелец транспортного средства).
Государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Согласно п. 6 Правил № 1764 регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - по инициативе регистрационного подразделения.
В соответствии с п. 14 Правил № 1764 регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт).
Приказом МВД России от 21.12.2019 года № 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, согласно п. 27 которого установлено, что для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона:
- заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий. Заявление может быть заполнено от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также подготовлено в электронной форме с помощью Единого портала;
- документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия;
- документы, идентифицирующие транспортное средство (шасси транспортного средства):
1) паспорта транспортных средств (шасси транспортных средств) - для транспортных средств (шасси транспортных средств) в отношении которых в системе электронных паспортов отсутствуют сведения об оформлении соответствующих электронных паспортов транспортных средств (шасси транспортных средств);
2) регистрационные документы (свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства) - для транспортных средств, состоящих на государственном учете;
- документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета.
П. 32 Административного регламента установлено, что основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является невыполнение требований пункта 28 Административного регламента.
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ПАО КБ «Приватбанк» был заключен договор о предоставлении финансового лизинга <данные изъяты>, предметом которого являлся автомобиль <данные изъяты>
01.04.2014 указанный выше договор финансового лизинга был исполнен в полном объеме.
08.07.2017 года на имя ФИО1 региональным директором ПАО КБ «Приватбанк» была выдана доверенность на полное распоряжение автомобилем <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Отделение № МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> с заявлением о перерегистрации <данные изъяты>, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Письмом начальника отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено о невозможности проведения регистрационных действий по причине того, что им не предоставлен с заявлением паспорт транспортного средства, который необходимо получить в таможенных органах Российской Федерации.
Истец в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердил, что автомобиль <данные изъяты>, под таможенные процедуры не помещался и соответствующий паспорт транспортного средства таможенными органами не выдавался.
При таких обстоятельствах, поскольку при обращении в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении регистрирующих действий, административным истцом не был представлен паспорт транспортного средства на вышеуказанный автомобиль, необходимость предоставления которого предусмотрена п. 27 Административного регламента, вследствие чего административный ответчик правомерно, отказал в регистрационных действиях.
Довод административного истца о нарушении его прав как собственника транспортного средства, несостоятелен, поскольку оспариваемый отказ регистрирующего органа в приеме документов не нарушает и не лишает права собственности административного истца на принадлежащие ему транспортные средства, поскольку это не влечет прекращение права собственности на данное имущество, а лишь ограничивает возможность его участия в дорожном движении.
Учитывая изложенное выше правовое регулирование, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения Отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым, изложенного в письме от 02.12.2020 года.
Относительно требований административного искового заявления о возложении на Отделение № МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> обязанности зарегистрировать и поставить на учет автомобиль <данные изъяты>; возложении на Отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым обязанности выдать свидетельство о праве собственности на автомобиль <данные изъяты> на имя ФИО1, суд считает необходимым указать следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18.01.1996 года №2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Таким образом, суд не может обязать административного ответчика, являющегося, как указано выше, органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной регистрации автотранспортных средств, принять конкретное решение.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1.
Учитывая то, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований, судебные издержки необходимо отнести на истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Отделению № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым, УГИБДД МВД по Республике Крым, начальнику отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым ФИО3, МВД по Республике Крым, заинтересованное лицо Акционерное общество КБ «Приватбанк» о признании незаконным решения об отказе в регистрации транспортного средства – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 марта 2021 года.
Судья Е.С. Пронин