Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Киевский районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 23.07.2020 |
Дата решения | 22.09.2020 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Крапко Виктор Викторович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f669f67d-9457-3adf-b1df-de3eb3b4b0b7 |
Дело № 2-3047/2020
91RS0002-01-2020-005300-21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.09.2020 года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Крапко В.В.,
при секретаре – Самойловой О.О., помощнике – Салимовой Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (далее – Управление), в котором просила признать незаконным решение Управления об отказе в учете справки о заработной плате и страхового стажа, а также возложить обязанность принять к расчету страховой период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и справки о заработной плате №А/77, 01-3А/78 от ДД.ММ.ГГГГ, с произведением перерасчета назначенной страховой пенсии с момента назначения ей таковой – с ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав его тем, что Управлением при рассмотрении вопроса о назначении страховой пенсии не были учтены вышеназванные справки и страховой стаж, в виду некорректного заполнения трудовой книжки и отсутствия подтверждения компетентных органов иностранного государства.
В судебном заседании истец и её представитель исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, приобщив к материалам письменные возражения и материалы выплатного пенсионного дела.
Исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, является гражданкой Российской Федерации.
Истец является получателем страховой пенсии. При обращении за назначением пенсии приобщила трудовую книжку и справки о заработной плате.
Своим ответом № от ДД.ММ.ГГГГ Управление указало, что при расчете страховой пенсии было отказано в зачете периода трудоустройства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по мотивам некорректного заполнения трудовой книжки, непредставления сведений из компетентных органов иностранного государства.
Архивные справки о заработной плате не учтены в виду некорректного заполнения трудовой книжки и не предоставления ответов из компетентных органов иностранного государства.
Иных мотивов принятия соответствующего решения Управлением не указано.
Вышеуказанные справки, а также трудовая книжка находятся в распоряжении Управления.
Управление частично зачло страховой стаж в пределах одного периода трудоустройства с 1982 по 1984 год, одновременно отказав в зачете последующего период по 1986 год.
Истец просит обязать ответчика принять к расчету вышеуказанные справки, уточняющие заработок истца, сведения из трудовой книжки в части страхового стажа и обязать Управление пересчитать страховую пенсию по старости.
В соответствии со ст. ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. С ДД.ММ.ГГГГ пенсия назначается при наличии ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30.
Сведения, указанные в справках в полной мере согласуются с указанными в трудовой книжке.
Сведения из указанной трудовой книжки, находятся в распоряжении органа пенсионного обеспечения.
Страховой стаж из трудовой книжки частично был зачтен ответчиком.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в ФИО1 Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N6-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в ФИО1 из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в ФИО1 из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При этом, документом, подтверждающим, что гражданин состоит в трудовых отношениях с работодателем, является трудовая книжка гражданина, документ, выданный работодателем.
Таким образом, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Трудовой книжкой и архивными справками указано на подтверждение факта трудоустройства заявителя в спорные периоды.
Периоды работы, а равно и размер заработка граждан, прибывших в ФИО1 из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов при подтверждении их в соответствии с действующим на территории РФ правовым регулированием (Аналогичная правовая позиция изложена в Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 81-КГ18-18).
При наличии не оспоренных сведений из трудовой книжки у органа пенсионного обеспечения отсутствовали основания к непринятию указанного в ней страхового стажа до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом приведенного, суд считает необходимым указать, что истец предоставила Управлению имеющиеся у неё сведения о трудоустройстве, которые обоснованно сочла достаточными.
Иных оснований, кроме как отсутствия уточняющих справок и сведений из компетентных органов, в решении по заявлению не указано, в связи с чем, предметом судебной проверки являются исключительно таковые.
К правоотношениям с участием граждан государств, являющихся членами Содружества Независимых Государств, применяются также положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> государствами - членами Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и вступившей в силу для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Минская конвенция).
Согласно вышеуказанной Конвенции, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Кроме того, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации ("оглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ).
Относимых и допустимых доказательств порочности предоставленной трудовой книжки и справок, Управлением не представлено.
Доводы ответчика о том, что в спорные периоды до 2002 года, не подтверждена работа истца безосновательны, в частности ответчик не представил в обоснование своих возражений доказательств, которые бы опровергали доказательства, представленные истцом, или позволяли бы суду прийти к иному выводу при разрешении спора.
К тому же неправильность оформления работодателем документов в области кадрового обеспечения не может ставиться в вину работнику при реализации последним своих социальных прав, в случае наличия соответствующей записи о работе в трудовой книжке. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы не были зачтены при разрешении вопроса о расчете страховой пенсии истцу необоснованно, а следовательно заявленные требования подлежат удовлетворению.
В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорную трудовую книжку и справки следует признать допустимыми к расчету, а следовательно, таковая с периодом трудоустройства до 2002 года не были зачтены при разрешении вопроса о назначении пенсии истцу необоснованно.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, учитывая приведенные нормы закона и оценив имеющиеся в деле доказательства, представленные истцом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что Управление фактически неправомерно отказало в зачете истцу в стаж при расчете пенсии периоды её работы и сведения о заработке.
Суд полагает необходимым обязать Управление принять во внимание при повторном разрешении заявления о назначении пенсии указанную трудовую книжку и сведения о трудоустройстве и заработке, поскольку указанные Управлением доводы, при наличии подтверждающих допустимость и относимость таковых сведений, не могут ставиться в вину работнику.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований к возложению на Управление обязанности принять для расчета страховой пенсии по старости истцу вышеуказанные периоды трудоустройства и сведения о заработке, а также обязать произвести повторно расчет страховой пенсии по старости истцу с учетом указанных периодов с момента возникновения соответствующего права.
В силу ст.5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на ДД.ММ.ГГГГ 56,6723 рубля за 10 украинских гривен. Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Согласно ст.6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Как предусмотрено п.п.10,11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших <адрес> ССР» - в периоды, когда на территории государств - бывших <адрес> ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке.
Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.
В связи с тем, что сведения, содержащиеся в архиве, формировались в период действия законодательства иностранного государства, то порядок формирования и указания сведений регламентировался законодательством такового. При этом, средством платежа по ноябрь 1993 являлся рубль. К тому же в справке о заработной плате указано средство платежа.
Требования подлежат удовлетворению с момента возникновения соответствующего права, поскольку заявитель не обращался с заявлением о перерасчёте, а требовал восстановления социальных прав, нарушенных при расчете страховой пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-
решил:
Иск ФИО2 к ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым, выразившееся в письменном ответе № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым обязанность:
- принять к расчету страховой пенсии справки о заработной плате №А/77, 01-3А/78 от ДД.ММ.ГГГГ,
- включить в страховой стаж период трудоустройства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- произвести повторный расчет пенсионных прав ФИО2 с учетом справок о заработной плате и зачтенного страхового стажа – с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Крапко В.В.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.