Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Киевский районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 17.12.2020 |
Дата решения | 07.06.2021 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Хулапова Галина Александровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 2222c75a-b2f5-3556-aab7-5f610fc142b9 |
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Хулаповой Г.А.,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> Республики Крым в лице представителя ФИО1 к ФИО2, третье лицо – Государственный земельный надзор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании действий незаконными, запрете использовать земельный участок с целью коммерческой деятельности, -
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> Республики Крым в лице представителя ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО4 в котором просила, признать незаконными действия ФИО2 по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером 90:22:0101228:416, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (Марьино-5) (поз. По ГП-35), с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, магазины, обслуживание автотранспорта. Запретить ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым номером 90:22:0101228:416, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>-5) (поз. По ГП-35), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, магазины, обслуживание автотранспорта, расположенный по адресу: Симферополь, в районе <адрес> (Марьино-5) (поз. По ГП-35), для ведения коммерческой деятельности - автомобильная мойка, до приведения правоустанавливающих документов наземельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что в администрацию <адрес> поступил материал проверки Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым, в отношении ФИО4 В ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (Марьино-5) (поз. по ГП-35), кадастровый №, было установлено нарушение обязательных требований земельного законодательства и требований, установленных муниципальными правовыми актами, что отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно акта, на земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером – 90:22:010228:1502, назначение – одноэтажное нежилое здание, общая площадь 188,3 кв.м. В ходе визуального осмотра установлено, что спорный земельный участок не огорожен, доступ не ограничен. На земельном участке размещено строение, помещение которое используется под размещение мойки автомобилей и станции технического обслуживания автомобилей (имеются вывески «АВТО-МОЙКА», «ШИНОМОНТАЖ»). На момент проверки на земельном участке осуществлялась коммерческая деятельность – представления услуг по мойке автомобилей. Истец указывает, что в ходе проведения проверки было установлено длящееся нарушение ответчиками требований статей 7, 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (Марьино-5) (поз. по ГП-35), кадастровый №, не в соответствии с документировано установленным видом разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства; социальное обслуживание; бытовое обслуживание; магазины; обслуживание автотранспорта, для индивидуальной жилой застройки».
В судебное заседание представитель истца Администрации <адрес> Республики Крым не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, подал в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просил рассмотреть дело без его участия, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, подал в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил рассмотреть дело без его участия, а также отказать в удовлетворении исковых требований. Ранее представитель предоставил в адрес суда письменные возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явку уполномоченного представителя не обеспечил, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся ответчика.
Исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ органом государственного земельного надзора проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (Марьино-5) (поз. по ГП-35), кадастровый №. Результаты проверки отражены в акте проверке от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 18-24).
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, земельный участок с кадастровым номером: №, категория земель – «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства; социальное обслуживание; бытовое обслуживание; магазины; обслуживание автотранспорта, для индивидуальной жилой застройки», с общей площадью – 200 кв.м. принадлежит ФИО4 (л.д. 43-49).
На земельном участке с кадастровым номером: 90:22:010228:416 расположен объект недвижимости с кадастровым номером: №, назначение – нежилое здание, общая этажность – 1, общая площадь 188,3 кв.м. (л.д. 49-56)
Право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером: 90№ принадлежит на праве частной собственности ФИО4, на основании договора дарения нежилого здания и земельного участка между родственниками от ДД.ММ.ГГГГ (запись о регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ).
Сведения о вышеуказанном земельном участке ДД.ММ.ГГГГ внесены в ЕГРН (кадастровый паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ). Земельному участку присвоен кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, площадь земельного участка 200+/- 5 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ №, земельному участку с кадастровым номером № был изменен вид разрешенного использования земельного участка, а именно установлены следующие виды – социальное обслуживание, бытовое обслуживание, магазины, обслуживание автотранспорта.
Далее, согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ №/№, земельному участку с кадастровым номером № был добавлен вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Согласно акту №, в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что спорный земельный участок не огорожен, доступ не ограничен. На земельном участке расположен одноэтажный объект капитального строительства, помещения которого используются в коммерческих целях. В строении размещено помещение, которое используется под размещение мойки автомобилей и станции технического обслуживания автомобилей (имеются вывески «АВТО-МОЙКА», «ШИНОМОНТАЖ»)
Доводы Администрации <адрес> Республики Крым сводятся к тому, что выявленное нарушение требований статей 7, 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (Марьино-5) (поз. по ГП-35), кадастровый №, не в соответствии с документировано установленным видом разрешенного использования – ««для индивидуального жилищного строительства; социальное обслуживание; бытовое обслуживание; магазины; обслуживание автотранспорта, для индивидуальной жилой застройки».
По мнению истца, имеется достаточно оснований и доказательств, свидетельствующих о нарушении земельного законодательства ответчиками, которое выразилось в использовании земельного участка не по целевому назначению «для индивидуального жилищного строительства; социальное обслуживание; бытовое обслуживание; магазины; обслуживание автотранспорта, для индивидуальной жилой застройки», а в коммерческих целях, что противоречит виду разрешенного использования, чем нарушаются требования действующего земельного законодательства.
Однако, суд не может согласиться с такими доводами истца, поскольку действующее законодательство не ограничивает землепользователей в использовании земельных участков только лишь в пределах основного вида разрешенного использования, устанавливая вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков.
Так, согласно пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распорядится им иным образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, Собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом действующее законодательство допускает осуществление принадлежащих им прав на земельные участки по своему усмотрению в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Аналогичные положения содержит часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в соответствии с которой правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесение изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Части 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Исходя из смысла статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Учитывая приведенные нормы, карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах границ территориальной зоны, действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Решением 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (<адрес>) Республики Крым. Согласно указанным правилам, земельный участок с кадастровым номером 90:22:010228:416 находится в границах "Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)". Основные виды разрешенного использования: Для индивидуального жилищного строительства, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, образование и просвещение, обеспечение внутреннего правопорядка, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, культурное развитие, земельные участки (территории) 1 общего пользования, магазины. Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание, спорт, обслуживание жилой застройки, обслуживание автотранспорта.
Согласно приложению к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования – «Обслуживание жилой застройки» определен под числовым ко<адрес>.7 и допускает использование земельного участка для размещения объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3.
В свою очередь, исходя из имеющихся в материалах дела письменных доказательств, в частности из содержания материалов проверки, которая состоялась ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельный участок используется ответчиком в соответствии с установленными вспомогательным видами разрешенного использования земельного участка.
Статья 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает право органов местного самоуправления осуществлять контроль за использованием земель на территории муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с абзацем 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по вспомогательному виду разрешенного использования: "обслуживание автотранспорта" (в соответствии с редакцией Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшей на момент внесение сведений в ЕГРН – ДД.ММ.ГГГГ), которое допускает размещение на земельном участке временных сооружений, размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок "(парковок), гаражей, в том числе многоярусных (данные обстоятельства подтверждаются и не оспариваются сторонами и отображены непосредственно в исковом заявлении, а также акте проверки Государственного земельного надзора от ДД.ММ.ГГГГ в приложении к иску).
В соответствии с ч. 11 ст. 34 ФЗ N 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Законодательством Российской Федерации для собственников земельного участка не установлено сроков для актуализации видов разрешенного использования земельного участка, в связи с внесением изменений в Классификатор.
Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств нецелевого использования ответчиком земельного участка по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (Марьино-5) (поз. по ГП-35) с кадастровым номером 90:22:010228:416, напротив, материалами дела подтверждается что земельный участок с кадастровым номером 90:22:010228:416, площадью 800 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (Марьино-5) (поз. по ГП-35) используется ФИО2 в соответствии с видом разрешенного использования, информация о котором содержится в ЕГРН.
Данных о том, что ответчиком используется помещение под автомойку – на момент рассмотрения дела, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, утверждение истца о нецелевом использовании ответчиками земельного участка с кадастровым номером: 90:22:010228:416 является несостоятельным и полностью опровергается нормами действующего законодательства.
При этом, суд учитывает, что частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствии с градостроительным регламентом за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Таким образом, из системного толкования названных выше норм следует, что как земельные участки, так и объекты капитального строительства, виды разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту могут использоваться их правообладателями без установления срока приведения таких объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом при условии, если использование таких объектов недвижимости не опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды а также объектов культурного наследия (позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Соответственно в случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни и здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС20_17965).
С целью выяснения существенных для дела обстоятельств, в рамках рассмотрения данного дела ДД.ММ.ГГГГ судом был направлен запрос в Государственный земельный надзор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о проведении проверки и предоставлении соответствующего акта проверки, отражающую информацию об использовании земельного участка ответчиком ФИО2 по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (Марьино-5) (поз. по ГП-35) с кадастровым номером 90:22:010228:416 в коммерческой деятельности (размещение автомойки) на момент проведения актуальной проверки.
Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель – главным специалистом отдела надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – ФИО5 установлено, что земельный участок не огражден, доступ на земельный участок не ограничен. На земельном участке размещено одноэтажное строение. Ранее размещенная вывеска снята, оборудование для мойки автомобилей демонтировано. Коммерческая деятельность в виде предоставления услуг по мойке автомобилей на момент проверки не осуществлялась.
Таким образом, при проведении проверки установлено, что нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером – 90:22:010228:416, опасность для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия не представляет, в связи с чем, отсутствуют какие-либо основания для его дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением и установленными вспомогательными видами разрешенного использования.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> Республики Крым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> Республики Крым в лице представителя ФИО1 к ФИО2, третье лицо – Государственный земельный надзор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании действий незаконными, запрете использовать земельный участок с целью коммерческой деятельности – отказать.
Отменить обеспечительные меры, установленные определением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в виде наложения запрета Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым совершать действия, направленные на совершение любых регистрационных действий по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (<адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.А. Хулапова