Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Киевский районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 07.04.2022 |
Дата решения | 12.05.2022 |
Статьи кодексов | ст.8.7 ч.1 КоАП РФ |
Судья | Серикова Вера Анатольевна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | ff8daea7-d7ef-3a1e-82cb-f218f122d791 |
дело № 12-517/2022
РЕШЕНИЕ
12 мая 2022 года г. Симферополь
Судья Киевского районного суда города Симферополя Серикова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ГИП «Монолит» Любимова Ильи Владимировича на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Ванжа А.П. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 КоАП РФ в отношении ООО «ГИП «Монолит»,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Ванжа А.П. № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГИП «Монолит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «ГИП «Монолит» Любимов И.В. изначально подал в Арбитражный суд Республики Крым жалобу, в которой просит, признать незаконным и отменить постановление, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Основные доводы жалобы сводятся к тому, что отсутствуют объективные и достаточные доказательства, подтверждающие виновность ООО «ГИП «Монолит» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ. Факт правонарушения (складирование отходов грунта) был осуществлен неустановленными третьими лицами, вина юридического лица не усматривается и не доказана, при вынесении постановления не принят во внимание факт того, что на объекте строительства «Индустриальный парк «Феодосия» работают многочисленные субподрядные организации, которые могли складировать грунт, складирование плодородного грунта проведено согласно проекту рекультивации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, иных работ связанных с вывозом и складированием грунта не проводилось. Кроме того, по мнению заявителя административное расследование проведено ненадлежаще, вина общества основана на предположениях, имеющаяся переписка не свидетельствует о признании вины, АО «ПАО «Массандра» является арендатором многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения кадастровый №, то есть – после окончания ГИП «Монолит» земляных работ на смежном участке и на момент принятия земельного участка по акту приема-передачи, претензии у арендатора по перекрытию участка, отсутствовали. Факт нарушения выявлен неустановленными лицами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в этот период предприятие не проводило земляных работ. Привлечение к ответственности ООО «ГИП «Монолит» противоречит требованиям ст.ст.1.5 и 2.1 КоАП РФ.
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 КоАП РФ в отношении ООО «ГИП «Монолит» отменено, дело направлено в Киевский районный суд города Симферополя для рассмотрения по подсудности.
В судебном заседании представитель ООО «ГИП «Монолит» Братцева Е.А. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещенные о рассмотрении дела в соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в адрес Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору через Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым 09.03.2021 года поступило обращение Акционерного общества «Производственно-аграрное объединение «Массандра» о проверке правомерности производства работ, связанных с перекрытием части земельного участка сельскохозяйственного назначения завезёнными грунтами, правообладателем которого является заявитель на правах долгосрочной аренды.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением получена выписка из ЕГРН №КУВИ-002/2021-34257932, согласно которой АО «ПАО «Массандра» является арендатором многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 1845,2962 га на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год по Договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №н/24-2020/596-РФ (номер государственной регистрации: № от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе предварительной проверки Управлением установлено, что ООО «ГИП «Монолит» от Минприроды Крыма выдано Специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова от ДД.ММ.ГГГГ №.2-14 на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному документу на части указанного земельного участка запроектировано землевание с нанесением плодородного слоя (грунта) на площади 123,37 га. Землевание предполагалось произвести по «Проекту рекультивации (снятия и переноса плодородного слоя почвы) земельного участка для размещения объекта «Индустриальный парк «Феодосия» Республика Крым», разработанного ООО «Крымпроект» в 2019 году.
Письмом ООО «ГИП «Монолит» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «ПАО «Массандра» сообщено, что их предприятием выполнена планировка территории, земляные работы по снятию плодородного слоя почвы (согласно разработанного в 2019 г. проекта рекультивации плодородный слой почвы снят с земельных участков под индустриальным парком, размещен на части земельного участка с кадастровым номером 90:00:000000:535 на площади 93,5 га), и начата прокладка инженерных сетей.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ГИП «Монолит» поступило письмо ГКУ Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ № с информацией о несоответствии существующих координат земельного участка с кадастровым номером 90:24:070801:220, на котором осуществляется строительство объекта «Индустриальный парк «Феодосия», Республика Крым», содержащихся в ЕГРН, с координатами земельного участка по ранее выданному градостроительному плану и утвержденной проектной документации.
На основании мотивированного представления должностного лица от 09.04.2021№ МП/2943 Заместителем начальника Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ДД.ММ.ГГГГ № ВП536 было издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки, которая согласована в установленном порядке (решением заместителя прокурора Республики Крым, старшего советника юстиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № Исорг-7/5-5958-21/11419-20350001).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ специалисты (эксперты) Федерального государственного бюджетного учреждения «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория», представителя правообладателя земельного участка (должностное лицо АО «ПАО «Массандра»), старший государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора произвели осмотр мест складирования грунтов, обмеры нарушенной площади, произвели отбор проб почв на насыпях грунта и с контрольных участков. При этом зафиксировано, что в южной части контура № расположены насыпи грунта не сходного по цвету и гранулометрическому составу с плодородным слоем почвы, и имели вид глубокозалегающих (вскрышных) пород.
В ходе проверки установлено, что ООО «ГИП «Монолит» (ОГРН 1149102109760) совершено административное правонарушение предусмотренное ч.1 ст.8.7 КоАП РФ –не выполняются обязанности по рекультивации земель при осуществлении строительных и мелиоративных работ. Проект не предусматривает землевание южной части контура №, которое на момент проверки составило 1,2234 га и размещение иных грунтов. Техника в момент проверки на земельном участке отсутствовала, работы по рекультивации не велись. Согласно письму АО «ПАО «Массандра» исх.№.04, по предварительным сведениям завоз грунта осуществлялся ООО «ГИП «Монолит» и подрядной организацией «ДЭК Групп» грузовым автомобилем и экскаватором, что выявлено ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеизложенное является нарушением: п.2 ч.2, ч.5 ст.13, абз.8 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п.5,6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018г. №.
В соответствии с ч.1 ст.13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно п.2 ч.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ч.5 ст.13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Земельный участок с кадастровым номером 90:00:000000:535/20 на котором производились работы по рекультивации (землеванию), относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
Согласно ч.1 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно которым под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 5); рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (пункт 6); рекультивация осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации путем проведения технических и (или) биологических мероприятиями (пункт 8).
Указанные требования ООО «ГИП «Монолит» нарушены, слеовательно в действиях юридического лица — ООО «ГИП «Монолит» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, а именно – не выполнение обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных и мелиоративных работ.
Суд не может принять во внимание доводы заявителя о том, что правонарушение могло быть совершено неустановленными третьими лицами по следующим основаниям.
Согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «ГИП «Монолит» является подрядчиком и принимает на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по объекту:«Индустриальный парк «Феодосия», <адрес>». ООО «ГИП «Монолит» Министерством природы Крыма выдано специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова от ДД.ММ.ГГГГ №.2- 14. на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному документу, на части указанного земельного участка запроектировано землевание, с нанесением плодородного слоя (грунта) на площади 123,37 га. Землевание предполагалось произвести по «Проекту рекультивации (снятия и переноса плодородного слоя почвы) земельного участка для размещения объекта «Индустриальный парк «Феодосия» Республика Крым», разработанного ООО «Крымпроект» в 2019 г. Согласно указанному проекту выполнение мероприятий по приведению рекультивируемого земельного участка в состояние, пригодное для использования в соответствии с предназначением - землевание, предусматривается в два этапа: 1 этап (6 месяцев) - горнотехническая рекультивация ( с 01.10.2019г. по 01.04.2020г. ) ; 2 этап (36 месяцев) - биологическая рекультивация ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ. указанного государственного контракта, ООО «ГИП «Монолит» обязано нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушения правил и порядка ведения работ, как со стороны самого Подрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций. В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ государственного контракта ООО «ГИП «Монолит» обязан обеспечивать в процессе проведения строительно-монтажных работ собственными силами и в счет цены контракта систематическую уборку объекта от порубочного остатка, отходов производства и потребления с последующим вывозом на специализированные полигоны, а также производить платежи за загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами загрязняющих веществ и размещение отходов, образующихся в результате проведения и обеспечения строительно-монтажных работ по объекту и предусматриваемых для данной местности, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п.6.1 государственного контракта, ООО «ГИП «Монолит» обязано обеспечить надлежащую охрану строительной площадки, в том числе бытовых помещений, временных зданий и сооружений, и объекта капитального строительства.
Таким образом, ООО «ГИП «Монолит» является субъектом административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ.
Виновность ООО «ГИП «Монолит» в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, который составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ.
Помимо протокола факт совершения правонарушения и вина ООО «ГИП «Монолит» подтверждается: обращением Акционерного общества «Производственно-аграрное объединение «Массандра» ДД.ММ.ГГГГ в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, выпиской из ЕГРН № КУВИ-002/2021 - 34257932, согласно которой АО «ПАО «Массандра» является арендатором многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 1 845,2962 га на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; специальным разрешением выданным ООО «ГИП Монолит» на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова от ДД.ММ.ГГГГ №.2-14 на срок до ДД.ММ.ГГГГ; письмом ГКУ Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ № с информацией о несоответствии существующих координат земельного участка с кадастровым номером 90:24:070801:220; Актом проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя» от ДД.ММ.ГГГГ №ВП536 и совокупностью иных имеющихся в материалах дела доказательств, указанных в обжалуемом постановлении.
Не доверять сведениям, имеющимся в материалах дела, оснований не имеется, в связи с чем должностное лицо - заместитель начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Ванжа А.П. обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Согласно требованиям статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 400 000 рублей назначено с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ, при этом учтены обстоятельства совершения правонарушения, а также общественная опасность деяния, в связи с чем, оно является справедливым.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведётся производство по делу, не имеется.
Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшегося по делу акта, а лишь указывают на несогласие заявителя с выводами должностного лица административного органа о фактических обстоятельствах дела, сделанными на основании исследования представленных доказательств.
Нарушений порядка привлечения ООО «ГИП «Монолит» к административной ответственности, норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого по делу акта, при производстве по делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.
Постановление о привлечении ООО «ГИП «Монолит» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,-
решил:
Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Ванжи А.П. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» на указанное постановление - без удовлетворения.
На решение может быть принесена жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья Серикова В.А.