Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Симферополя (Республика Крым) |
Дата поступления | 13.09.2021 |
Дата решения | 26.10.2021 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Домникова М.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | da29621d-68d3-3902-a0b6-fd9cc5053781 |
№ 2а-1843/2021
УИД: 91RS0018-01-2021-002454-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2021 года г. Симферополя
Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе: председательствующего судьи - Домниковой М.В.,
при секретаре судебного заседания – Остапенко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> в зале суда административное дело по иску Сакского межрайонного [СКРЫТО], обратившегося в суд с интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети интернет, запрещенной к распространению, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес>, -
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> с административным исковым заявлением, в котором просил суд: признать информацию, размещенную на странице сайта <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> внести соответствующие сведения в Единый реестр доменных имен, указателей страницы <адрес> в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых ресурсов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Исковые требования мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремисткой деятельности в ходе мониторинга сети «Интерне» установлено, что на страницах сайта Vkontakte с адресом <адрес> содержатся фотоматериалы, пропагандирующие криминальную субкультуру «АУЕ» среди молодежи, вовлекающие их в деструктивные движения, ориентированные на внедрение в повседневную жизнь стиля общения криминального мира, в том числе путем изображения несовершеннолетних с оружием, а также татуировками, имеющих символическое значение среди лиц, отбывающих (отбывших) наказание в местах лишения свободы – «воровские татуировки», изображения одного из символов «АУЕ» - розы ветров, лозунгов «АУЕ». Указанные фотоматериалы размещены на странице пользователя «Туз Карибов» (на странице по адресу <адрес>). Вход на страницу пользователя свободный, страница имеет открытый для всех пользователей социально сети доступ, ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой «Интернет» - пользователь, в том числе несовершеннолетний, ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанная информация носит противоправный характер, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положения Конституции РФ и федеральному законодательству (л.д. 1-5).
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего административного ответчика – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> надлежащим - администратор (владелец) доменного имени, владелец сайта (лицо не установлено); к участию по административному делу по административному иску Сакского межрайонного [СКРЫТО], обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к размещению, в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес>.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания не подавали.
Согласно положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Явка лиц, участвующих в деле не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.
Изучив доводы иска, исследовав материалы административного дела, обозрев страницу с адресом <адрес>, исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Так, согласно положениям ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться [СКРЫТО], иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ [СКРЫТО] вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Статьей 5 данного Закона, определяющей понятие информации как объекта правовых отношений, предусмотрено, что в состав информации входит, в том числе информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно части 1 статьи 9 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так судом установлено и из материалов дела следует, что Межрайонной прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремисткой деятельности в ходе мониторинга сети «Интерне» установлено, что на страницах сайта Vkontakte с адресом <адрес> содержатся фотоматериалы, пропагандирующие криминальную субкультуру «АУЕ» среди молодежи, вовлекающие их в деструктивные движения, ориентированные на внедрение в повседневную жизнь стиля общения криминального мира, в том числе путем изображения несовершеннолетних с оружием, а также татуировками, имеющих символическое значение среди лиц, отбывающих (отбывших) наказание в местах лишения свободы – «воровские татуировки», изображения одного из символов «АУЕ» - розы ветров, лозунгов «АУЕ».
Указанные фотоматериалы размещены на странице пользователя «Туз Карибов» (на странице по адресу <адрес>).
На сайте в социальной сети Вконтакте с адресом <адрес> ознакомиться с содержанием сайта и копировать материал в электронном виде может любой Интернет – пользователь.
Вход на страницу пользователя <адрес> свободен.
Таким образом, ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение также отсутствуют.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются скриншотами страницы указанного сайта, а также актом осмотра страницы.
Кроме того, в судебном заседании судом был обозрен сайт с адресом <адрес>.
Решением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (дело N АКПИ20-514с) международное общественное движение "Арестантское уголовное единство" признано экстремистским и запрещена деятельность на адрес.
В свою очередь, доступ к сайту <адрес> предоставляется без возврастных ограничений. Беспрепятственный доступ к просмотру указанных групп имеет неопределенный круг лиц, в том числе не достигших совершеннолетнего возраста.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон N 436-ФЗ) к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится: информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей; информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона N 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Закона N 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями ФИО1 и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 124-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикомании, антиобщественное поведение.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрены следующие основания для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации дополнена статьей 1253.1, устанавливающей особенности ответственности информационного посредника.
Исходя из изложенного, информация, содержащаяся на странице сайта Vkontakte с адресом <адрес>, пропагандирующая криминальную субкультуру «АУЕ» среди молодежи, вовлекающая их в деструктивные движения, ориентированные на внедрение в повседневную жизнь стиля общения криминального мира, в том числе путем изображения несовершеннолетних с оружием, а также татуировками, имеющих символическое значение среди лиц, отбывающих (отбывших) наказание в местах лишения свободы – «воровские татуировки», изображения одного из символов «АУЕ» - розы ветров, лозунгов «АУЕ», противоречит целям и задачам действующего законодательства и способствует совершению правонарушений, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворение исковых требований и признании информации, размещенной в социальной сети «Интернет» социальной сети «ВКонтакте», расположенной по адресу <адрес> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В пункте 3 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1101, указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Как следует из пункта 51 Временного регламента исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденного Роскомнадзором ДД.ММ.ГГГГ, при поступлении в Роскомнадзор вступившего в законную силу решения суда сотрудник Управления по надзору в сфере информационных технологий формирует решение об исключении соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.
Решение об исключении информации из единого реестра утверждается должностным лицом, уполномоченным на принятие решений об отнесении информации к запрещенной, не позднее одних суток со дня поступления решения суда.
По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Кроме того, замедление исполнения судебных решений, являющихся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, как правило, наносит значительный ущерб публичным и частным интересам, поэтому судам по просьбе административных истцов необходимо незамедлительно разрешать вопросы об обращении соответствующих решений к немедленному исполнению путем направления их копий в Роскомнадзор (части 2, 3 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу положений части 4 статьи 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Поскольку процедура исполнения данных решений регулируется Законом о защите информации, выдача исполнительного листа и направления его в Федеральную службу судебных приставов для их исполнения не требуется (статья 352 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, принимая во внимание изложенное, с учетом указанных положений закона, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Сакского межрайонного [СКРЫТО], обратившегося в суд в интересах неопределённого круга лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 293-294, ст. 265.5 КАС Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сакского межрайонного [СКРЫТО], обратившегося в суд с интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети интернет, запрещенной к распространению, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» социальной сети «ВКонтакте», расположенную по адресу <адрес> - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обратить решение суда к немедленному исполнению, путем направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес>, для включения страницы в сети «Интернет» социальной сети «ВКонтакте», расположенной по адресу <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.
Судья Домникова М.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 октября 2021 года.
Судья Домникова М.В.