Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 21.01.2019 |
Дата решения | 14.03.2019 |
Категория дела | об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки |
Судебное решение | Есть |
ID | 11f03b54-3d42-3937-8429-5dfe9ec43299 |
4Га-245/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
14 марта 2019 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., изучив кассационную жалобу представителя Потребительского кооператива рекреационного назначения и любительского рыболовства «Дельфин» Горной Е.В. на решение Верховного Суда Республики Крым от 07 июня 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив рекреационного назначения и любительского рыболовства «Дельфин» (далее ПКРНиЛР «Дельфин») обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 9214200 руб. по состоянию на 18.10.2016 г.; возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести в государственный кадастр недвижимости в раздел сведений о кадастровой стоимости в отношении вышеуказанного земельного участка его рыночную стоимость в размере 9214200 руб., исключив сведения в части установления вместо кадастровой стоимости нормативной цены земли в размере 23942698, 30 руб.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 07 июня 2018 года отказано в удовлетворении административного искового заявления ПКРНиЛР «Дельфин».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2018 года решение Верховного Суда Республики Крым от 07 июня 2018 года оставлено без изменений, апелляционная жалоба ПКРНиЛР «Дельфин» оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым 21 января 2019 года, представитель ПКРНиЛР «Дельфин» просит отменить решение Верховного Суда Республики Крым от 07 июня 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2018 года, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление.
Дело истребовано в суд кассационной инстанции 22 января 2019 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 29 января 2019 года и передано судье на изучение.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.
Верховный Суд Республики Крым, отказывая в удовлетворении административного искового заявления ПКРНиЛР «Дельфин», исходил из того, что установление нормативной цены земли производится нормативным правовым актом органа исполнительной власти Республики Крым без проведения оценки конкретных земельных участков, и не может быть установлено решением суда. При этом представленный административным истцом отчет устанавливает рыночную стоимость конкретного, а не типичного земельного участка, тогда как нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что установление нормативной цены является отличным от установления кадастровой стоимости, поскольку нормативная цена земли применяется в том случае, когда кадастровая стоимость земельного участка не определена; установление платы за использование земли на территории Республики Крым, исходя из нормативной цены земли имеет временный характер до утверждения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков.
Данные выводы Верховного Суда Республики Крым, с которыми согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования лесных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно частям 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 25 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738-1 «О плате за землю» нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Согласно частям 1, 2 статьи 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности), результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.
До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.
Пунктом 4 Постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в силу пункта 2.6 которого нормативная цена земельных участков определяется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по месту расположения соответствующих земельных участков.
Пунктом 2.3 указанного выше Положения определено, что при отсутствии документов, в которых была определена нормативная денежная оценка земельного участка, нормативная цена земельного участка определяется на основании нормативной цены 1 квадратного метра земель, расположенных на территории Республики Крым, по формуле: НЦзу = НЦ x П, где НЦзу - нормативная цена земельного участка, в рублях; НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, определяемая в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему постановлению, в рублях; П - площадь земельного участка, в квадратных метрах.
Судами обеих инстанций при рассмотрении административного искового заявления ПКРНиЛР «Дельфин» установлено, что решением Алуштинского городского совета народных депутатов Крымской АССР № 300 от 30 марта 1992 года зарегистрирован Кооператив рыбаков-любителей «Дельфин», основной вид деятельности - строительство и эксплуатация базы-причала для хранения плавсредств с инженерными коммуникациями и подъездными путями.
Решением Алуштинского городского совета народных депутатов Автономной Республики Крым № 492 от 10 июля 1998 года Кооператив рыбаков-любителей «Дельфин» перерегистрирован в Потребительский гаражно-лодочный кооператив рыбаков-любителей «Дельфин».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16 ноября 2017 года ПКРНиЛР «Дельфин» зарегистрировано в качестве юридического лица, вид деятельности – управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, председатель правления – Желобецкий А.М.
Согласно Уставу ПКРНиЛР «Дельфин» кооператив осуществляет свою деятельность на земельном участке общей площадью 2,32 га, из них 1,52 га, предоставленном решением Лучистовского сельского совета народных депутатов б/н от 06 сентября 1995 года, для строительства эллингов (государственный акт – серия I-КМ №001283), и площадью 0,8 га, предоставленном решением 27 сессии 5-го созыва Лучистовского сельского совета № 585 от 04 ноября 2008 года (договор аренды б/н от 23 февраля 2009 года).
На основании государственного акта серии I-КМ №001283, выданного Лучистовским сельским советом 01 декабря 1995 года, ПКРНиЛР «Дельфин» на праве постоянного пользования принадлежит земельный участок площадью 1,52 га, расположенный по адресу: <адрес> Земельный участок предоставлен для строительства эллингов. Данный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости с присвоением кадастрового номера №.
Постановлением администрации г. Алушта Республики Крым № 1988 от 23 декабря 2015 года «Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования» по результатам рассмотрения заявления ПКРНиЛР «Дельфин» от 13 ноября 2015 года земельный участок с кадастровым номером 90:15:040301:192, площадью 1,52 га, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – гостиничное обслуживание.
В соответствии с налоговой декларацией от 23 января 2018 года и платежных поручений за 2017-2018 года ПКРНиЛР «Дельфин» является налогоплательщиком по земельному участку с кадастровым номером 90:15:040301:192.
При этом, согласно письму администрации г. Алушта Республики Крым №02-19-472, ПКРНиЛР «Дельфин» было отказано в оформлении договора аренды находящегося в пользовании земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанное выше подтверждает, что ПКРНиЛР «Дельфин» является пользователем земельного участка и плательщиком арендной платы.
Согласно выписке из ЕГРН №90/ИСХ/2017-562023 от 24 августа 2017 года, выданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в разделе «кадастровая стоимость земельного участка» указана нормативная цена земли в размере 23942698,30 руб., на основании акта об утверждении от 12 ноября 2014 года №450, дата определения кадастровой стоимости – 18 октября 2016 года.
По заказу ПКРНиЛР «Дельфин» 12 июля 2017 года составлен отчет №019-2017, которым определена рыночная стоимость находящегося в пользовании у административного истца земельного участка в размере 9214200 руб.
Учитывая положения статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 25 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738-1 «О плате за землю», пунктов 1, 2, 3 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли», статьи 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», становится очевидной правильность выводов судов обеих инстанций о том, что нормативная цена земли, которую фактически оспаривает ПКРНиЛР «Дельфин», устанавливается исключительно в порядке, утвержденном органом исполнительной власти Республики Крым, и применяется на территории Республики Крым для определения размера арендной платы в отношении земельных участков и для целей налогообложения, в связи с чем Верховный Суд Республики Крым, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>» в размере его рыночной стоимости 9214200 руб. по состоянию на 18 октября 2016 года.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18 января 1996 года №2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Таким образом, суд не может обязать ответчика, являющего органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по ведению государственного кадастра недвижимости, принять конкретное решение.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Республики Крым, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в части требований о возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести в государственный кадастр недвижимости в раздел сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», в размере его рыночной стоимости 9214200 руб. по состоянию на 18 октября 2016 года.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что на территории Республики Крым нормативная цена земли, учитываемая вместо кадастровой стоимости до ее определения в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, определяется и вносится в государственный кадастр недвижимости в отношении конкретного участка, а ссылка суда первой инстанции на отсутствие нормативной цены конкретных земельных участков, по мнению ПКРНиЛР «Дельфин», опровергается, в том числе письмом администрации города Алушты №02-15-2713 от 18 октября 2016 года, поскольку нормативная цена земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании обшей установленной нормативной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Отдельная оценка конкретного земельного участка органом исполнительной власти Республики Крым не проводилась.
На основании изложенных обстоятельств Верховный Суд Республики Крым, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, обоснованно не принял во внимание отчет о рыночной стоимости земельного участка, находящегося в пользовании административного истца (от 12 июля 2017 года №019-2017), поскольку указанный отчет устанавливал рыночную стоимость конкретного, а не типичного земельного участка.
Довод кассационной жалобы о том, что понятия «кадастровая стоимость земельного участка» и «нормативная стоимость земли», являются сходными, а с учетом особенностей регионального законодательства тождественны, не может быть принят во внимание, поскольку установление нормативной цены земли и проведение государственной кадастровой оценки земель имеют целью определение размера платы за использование земли, однако эти категории не являются тождественными, несмотря на то, что служат базой налогообложения используемого земельного участка.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, о чем фактически просит административный истец, является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в Республике Крым была проведена в 2016 году в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 06 апреля 2016 года №334-р «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым» и результаты данной кадастровой оценки земельных участков утверждены распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым».
Однако, на момент подачи административного искового заявления указанное выше распоряжение еще не вступило в законную силу, поскольку не было принято дополнительное решение о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков (на необходимость принятия такого решения указано в пункте 13 распоряжения Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р).
Учитывая изложенное выше, суды обеих инстанций правильно пришли к выводу об отсутствии оснований, установленных Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Несогласие ПКРНиЛР «Дельфин» с выводами судов обеих инстанций, и иное толкование им норм права не свидетельствуют о неправильном применении судами законодательства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы выводов судов обеих инстанций не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя Потребительского кооператива рекреационного назначения и любительского рыболовства «Дельфин» Горной Е.В. на решение Верховного Суда Республики Крым от 07 июня 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2018 года для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым – отказать.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>