Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 27.09.2021 |
Дата решения | 19.10.2021 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Павловский Евгений Геннадьевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 0ee7a9e3-8e1a-38e7-a6cd-6352d1a2a1d0 |
Судья 1-й инстанции: Федоренко Э.Р. Дело № 33а-9746/2021
(2а-2033/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Симферополь 19 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кагитиной И.В. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Могильной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании приказа незаконным, понуждении повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка, по апелляционной жалобе [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 июля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя [СКРЫТО] Л.А. – Шинкевича Д.В. поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Меметова М.М. просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
[СКРЫТО] Л.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06 апреля 2021 года № «Об отказе в предоставлении земельного участка» и возложить обязанность повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Л.А. о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 20000 кв.м. Административное исковое заявление мотивировано тем, что [СКРЫТО] Л.А., в порядке наследования по завещанию после смерти отца Твердохлеба А.П., было приобретено право собственности на земельный участок, площадью 41198 кв.м, кадастровый №, расположенный <адрес> Республики Крым. Распоряжением Симферопольской районной государственной Администрации в АР Крым от 14 декабря 2012 года №-р [СКРЫТО] Л.А. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га пашни/пастбищ из земель запаса сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Перовского сельского совета. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственности, в связи с тем что ранее ей было реализовано право на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании распоряжения Нижнегорской районной государственной администрации от 10 января 2005 года № и государственного акта на право собственности на земельный участок серии КМ № от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что поскольку данный земельный участок был получен административным истцом в порядке наследования, то её право на однократное бесплатное получение земельного участка в собственность не может в силу закона считаться реализованным, в связи с чем просит признать оспариваемый приказ незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 июля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
[СКРЫТО] Л.А., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 июля 2021 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что административный истец, вступив в наследство, после смерти отца продолжила оформление прав на наследственное имущество и получила государственный акт. Распоряжение Симферопольской районной государственно администрации в АР Крым от 14 декабря 2012 года «О разрешении 24 гражданам разработки проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенного на территории Перовского сельского совета» реализовано не было, в связи с чем отказ административного ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка является незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Симферопольской районной государственной Администрации в АР Крым от 14 декабря 2012 года №-р [СКРЫТО] Л.А. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га пашни/пастбищ из земель запаса сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории <данные изъяты> сельского совета.
21 декабря 2020 года административный истец в порядке, в порядке завершения оформления права, обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении указанного земельного участка.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06 апреля 2021 года № [СКРЫТО] Л.А. отказано в предоставлении собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м, на основании пункта 1, 3 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и в связи с тем, что административным истцом ранее было реализовано право на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании распоряжения Нижнегорской районного государственной администрации от 10 января 2005 года № и государственного акта на право собственности на земельный участок серии КМ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец просит признать незаконным указанное решение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что [СКРЫТО] Л.А. ранее уже использовала свое право на получение бесплатно один раз в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, в связи с чем административный ответчик правомерно отказал [СКРЫТО] Л.А. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года
№ 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона).
Во исполнение указанной нормы, постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Указанный Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Пункт 4 указанного Порядка содержит положения аналогичные положениям части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Судом первой инстанции установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 04 июня 2002 года, выданного административному истцу государственным нотариусом Нижнегорской государственной нотариальной конторы Козловой Л.И., после смерти Твердохлеба А.П., умершего 08 сентября 2001 года, наследственное имущество состоит из права на земельную долю (пай) в земле, находящуюся в коллективной собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия «Ударник» размером 4,36 в условных кадастровых гектарах без определения границ этой доли в натуре (на местности), принадлежащая наследодателю на основании сертификата на право на земельную долю (пай).
Распоряжением Нижнегорской районной государственной администрации АР Крым от 10 января 2005 года № «Об утверждении технической документации по землеустройству по составлению государственных актов на право собственности на землю взамен земельных сертификатов (Дрофинский с/с, 45 чел.)» утверждена техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельные участки (паи) поле № из земель, находящихся в аренде СПК «Ударник», на территории <данные изъяты> сельского совета гражданам согласно списку, общей площадью 187 4462 га, для ведения личного крестьянского хозяйства, в том числе [СКРЫТО] Л.А., общей площадью 4,1198 га (л.д. 12).
На основании данного Распоряжения Нижнегорской районной государственной администрации [СКРЫТО] Л.А. был выдан государственный акт на право собственности на земельный участок, расположенный в Дрофинском сельском совете Нижнегорского района АР Крым, площадью 4,1198 га (л.д.6).
Согласно кадастровому паспорту, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 41198 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (л.д.7).
Кроме того, судом также установлено, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым от 14 декабря 2012 года № [СКРЫТО] Л.А. также дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га пашни/пастбищ из земель запаса сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Перовского сельского совета (л.д.58-59).
Согласно части 1 статьи 1206 Гражданского кодекса РФ, возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с абз. 1 статьи 2 Закона Украины от 05 июня 2003 года № 899 IV «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», основным документом, удостоверяющим право на земельную долю (пай), является сертификат на право на земельную долю (пай), выданный районной (городской) государственной администрацией.
Пунктом 17 раздела X Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года установлено, что сертификаты на право на земельную долю (пай), полученные гражданами, считаются правоустанавливающими документами при реализации ими права требования на отвод земельной доли (пая) в натуре (на местности) в соответствии с законодательством.
Сертификаты на право на земельную долю (пай) являются действительными до выделения собственникам земельных долей (паев) в натуре (на местности) земельных участков и выдачи им государственных актов на право собственности на землю.
В соответствии с п. «г» части 1 статьи 81 Земельного кодекса Украины, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании выделения в натуре (на местности) причитающейся им земельной доли (пая).
Согласно статье 3 Закона Украины от 05 июня 2003 года № 899-IV «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», основаниями для выделения земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) является решение соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации.
Лица, собственники сертификатов на право на земельную долю (пай), которые изъявили желание получить принадлежащую им земельную долю (пай) в натуре (на местности), подают в соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районную государственную администрацию заявление о выделении им земельной доли (пая) в натуре (на местности) (абз. 2).
В соответствии с пунктом 8 Переходных положений Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года, члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ и работники государственных и коммунальных учреждений образования, культуры и здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионеры из их числа, которые на момент вступления в силу настоящего Кодекса не приватизировали земельные участки путем оформления права на земельную долю (пай), имеют право на их приватизацию в порядке, установленном статьями 25 и 118 настоящего Кодекса.
Согласно статье 55 Закона Украины «О землеустройстве» от 22 мая 2003 года № 858-IV, установление границ земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) осуществлялось на основании технической документации по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок.
Согласно части 1 статьи 125 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года, право собственности на земельный участок возникает после получения его собственником документа, удостоверяющего право собственности на землю.
Таким образом, лицо, получившее сертификат на право получения - земельного пая, имеет право на получение земельного участка путем прохождения процедуры формирования земельного участка в натуре, его регистрации, и впоследствии, получения государственного акта на право частной собственности.
Согласно статьям 116, 118, 121, 122, 125 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года, передача земельных участков бесплатно в собственность граждан производится в установленном порядке один раз по каждому из шести видов разрешенного использования в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим кодексом.
Судом первой инстанции установлено, что [СКРЫТО] Л.А. ранее Нижнегорской районной государственной администрацией АР Крым был выдан государственный акт серии КМ № от ДД.ММ.ГГГГ на право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, на основании распоряжения Нижнегорской районной государственной администрации АР Крым от 10 января 2005 года №, в связи с чем суд правомерно пришел к выводу, что административный истец использовала свое право на получение бесплатно один раз в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В связи с чем доводы жалобы в указанной части не подлежат удовлетворению.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для признания незаконным и отмене приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06 апреля 2021 года № «Об отказе в предоставлении земельного участка».
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованными, поскольку по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 июля 2021 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: И.В. Кагитина
Н.Р. Мостовенко
Мотивированное определение изготовлено 21 октября 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>