Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 02.10.2020 |
Дата решения | 24.11.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Юсупова Луиза Абдул-Вахаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 1fbbf380-662f-3866-8faf-3ed49c50a392 |
Судья Лантратова А.И. | Дело № 33а-8869/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 24 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В.,
судей Терентьевой Н.А., Хожаиновой О.В.,
при секретаре Оплачко А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-1494/2020 по административному исковому ФИО2, в интересах которого обратилась законный представитель ФИО1, к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 4 августа 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец ФИО2 обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность снять с кадастрового учёта (исключить из Единого государственного реестра недвижимости) земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1247 кв. м.
Требования мотивированы тем, что на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок от 15 ноября 2012 года административному истцу принадлежит земельный участок, площадью 1000 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Указывает, что с целью уточнения границ земельного участка был подготовлен и представлен вместе с заявлением в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым межевой план земельного участка. По итогам рассмотрения заявления истцу было представлено уведомление о приостановлении кадастрового учёта, в связи с тем, что в результате автоматизированной загрузки координат межевого плана земельный участок пересекает границу иного земельного участка и при проведении анализа загруженных данных возникает ошибка «Обнаружены налагающиеся объекты №». Пояснил, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1247 кв. м., фактически не существует, право на него отсутствует. Фактически он состоит из трёх земельных участков, а именно земельного участка площадью 1000 кв. м., кадастровый №, находящегося в собственности у истца, а также земельных участков площадью 96 кв. м., кадастровый № и площадью 151 кв. м., кадастровый №, с 3 октября 2012 года находящихся у истца в пользовании на основании договоров аренды земельных участков, которые были перезаключены с 5 декабря 2017 года. Считает, что в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № содержатся недостоверные сведения, которые нарушают права истца, как собственника и пользователя принадлежащего и находящихся в пользовании земельных участков, выполнять работы по их межеванию и установлению их границ. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1247 кв. м., формальный правообладатель которого отсутствует, необходимо снять с кадастрового учёта, поскольку он объединил в себе границы и площадь трёх участков, правообладателями которых является административный истец и заинтересованное лицо – Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым, спорный участок имеет статус «учтённый», не имеет статуса «временный» и не может быть снят с государственного кадастрового учёта по заявлению правообладателя, спор о праве в отношении участка отсутствует, отсутствие установленного законом порядка снятия с государственного кадастрового учёта ранее учтённых земельных участков при отсутствии спора о праве на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, внесение сведений о спорном объекте в государственный кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы истца, орган кадастрового учёта не имеет иных правовых оснований для самостоятельного исключения сведений о спорном участке.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 4 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Не согласившись с решением суда, представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 4 августа 2020 отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1000 кв. м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯМ № 287487 от 15 ноября 2012 года. Государственная регистрация права собственности проведена в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 7 апреля 2017 года.
На основании договора дарения жилого дома от 30 июля 2012 года, удостоверенного частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО6, зарегистрированного в реестре за №1988, административному истцу принадлежит жилой дом, общей площадью 265,3 кв. м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО2 зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 3 мая 2017 года.
Согласно договоров аренды земельного участка от 3 октября 2012 года административному истцу переданы в срочное, платное пользование земельные участки, являющиеся собственностью Евпаторийского городского совета, площадью 96 кв. м. и 151 кв. м., на срок до 31 августа 2061 года, расположенные по адресу: <адрес>.
5 декабря 2017 года между ФИО2 и Департаментом имущественных и земельных отношений Республики Крым заключены договоры аренды земельного участка № 766/2-п, № 766/3-п, согласно которых ФИО2 переданы во временное владение и пользование земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, площадью 96 кв. м., кадастровый № и площадью 151 кв. м., кадастровый №, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес>, сроком до 31 августа 2061 года. Также в договорах аренды отмечено, что арендатор обязан провести кадастровые работы для составления межевого плана с целью уточнения местоположения границ земельных участков.
22 июля 2017 года подготовлен межевой план в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером №, находящийся в собственности ФИО2 и 20 октября 2017 года представлен вместе с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Однако, 7 ноября 2017 года административный истец получил уведомление о приостановлении кадастрового учёта, поскольку в результате автоматизированной загрузки координат межевого плана земельный участок с кадастровым номером № пересекает границу иного земельного участка. В связи с чем, при проведении пространственного анализа загруженных данных возникает ошибка «Обнаружены налагающиеся объекты №».
Из представленного кадастрового паспорта земельного участка от 2 октября 2015 года следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1247 +/- 12 кв. м., категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования не определён. Поставлен на кадастровый учёт 2 октября 2015 года и ему присвоен кадастровый №. В пункте 18 отражено, что сведения об объекте недвижимости имеют статус временные, дата истечения временного характера сведений 3 октября 2020 года.
Из публичной кадастровой карты России по состоянию на 3 июля 2020 года следует, что сведения о земельном участке, площадью 1247 кв. м., кадастровый № при их сопоставлении со сведениями о земельных участках, площадью 96 кв. м., кадастровый №, площадью 151 кв. м., кадастровый №, находящихся в пользовании истца по договорам аренды, а также сведениями о земельном участке, площадью 1000 кв. м., кадастровый №, находящемся в собственности истца свидетельствуют о том, что площадь земельного участка с кадастровым номером № включает в себя площадь земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №. Также указанные сведения свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером № имеет внешние границы, соответствующие внешним границам в совокупности земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, то есть имеет место двойной кадастровый учёт земельных участков.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 11.2, 11.3, 11.9, 64, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установив, что спорный земельный участок ничьими правами не обременён, необходимость снятия его с кадастрового учёта обусловлена его наложением (то есть объединением в себе границ и площади) на земельные участки, являющиеся собственностью муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, переданными в пользование административному истцу, а также собственностью административного истца, что нарушает права и законные интересы ФИО2 в пользовании земельными участками, учитывая отсутствие каких-либо споров относительно принадлежности земельного участка, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на требованиях законодательства, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», снятию с кадастрового учёта могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 часть 1 статья 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учёте было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статья 41); ранее учтённые земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статья 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статья 72).
Если сведения о земельном участке, внесённые в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учёта только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 «Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета», утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года).
Временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьёй 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесённых в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 4 августа 2020 года по административному делу №2а-1494/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Л.А-В. Юсупова |
Судьи | Н.А. Терентьева |
О.В. Хожаинова |