Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 15.12.2020 |
Дата решения | 26.01.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Кагитина Ирина Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | bc4bb42b-59c8-30e6-b55e-732c30b4bd3f |
Дело №33а-77/2021
(33а-10987/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петровского А.Ф. к Администрации города Алушта Республики Крым о признании незаконным постановления, его отмене и понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе представителя Администрации города Алушта Республики Крым Метельского А.А. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения представителя административного истца Молчановой О.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым,
установила:
[СКРЫТО] А.Ф. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Алушта Республики Крым от 23 августа 2019 года № 2304 «О рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка Петровского А.Ф.» и понуждении административного ответчика повторно рассмотреть поданное заявление.
Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] А.Ф. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый №, который расположен на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности. 23 августа 2019 года ответчиком было вынесено оспариваемое постановление, согласно которому было отказано в предоставлении в собственность истцу указанного земельного участка. Основанием отказа явились обстоятельства, предусмотренные пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений». Административный истец с вынесенным постановлением не согласен, считает его принятым с нарушением закона и его прав собственности.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года административное исковое заявление Петровского А.Ф. удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, представитель Администрации города Алушта Республики Крым Метельский А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что право собственности истца на жилой дом возникло на основании договора купли-продажи от 12 марта 2015 года и зарегистрировано 19 августа 2015 года, то есть возникло после 18 марта 2014 года. При таких обстоятельствах отказ административного ответчика со ссылкой на пункт 7 статьи 18 №66-ЗРК/2015 является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель административного истца Молчанова О.В. просила оставить без изменения решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Петровскому А.Ф. принадлежит на праве собственности жилой дом, площадью 62,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата государственной регистрации права – 19 августа 2015 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права указанное право собственности на домовладение [СКРЫТО] А.Ф. приобрел на основании договора купли-продажи жилого дома от 20 марта 2015 года, удостоверенного нотариусом Алуштинского городского нотариального округа ФИО10 и зарегистрированного в реестре за № 1-403.
27 июня 2019 года [СКРЫТО] А.А., действуя в интересах Петровского А.Ф., обратился в Администрацию города Алушта с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен жилой дом с надворными постройками и сооружениями по адресу: <адрес>.
23 августа 2019 года Администрацией города Алушта Республики Крым вынесено постановление № 2304 «О рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка Петровскому А.Ф.», согласно которому заявителю отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что право собственности на объект недвижимости - жилой дом возникло на основании договора купли-продажи от 19 августа 2015 года, что не соответствует пункту 7 статьи 18 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое постановление Администрации города Алушта Республики Крым от 23 августа 2019 года №2304 принято с нарушением норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежит отмене.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку они сделаны при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так согласно подпунктам 1 - 3 пункта 1 вышеназванной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2018) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 (ред. от 19.03.2019) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений » (далее - Закон Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон) устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Статьей 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 установлено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим законом.
Согласно части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015(ред. от 19.03.2019г., действующая на момент принятия оспариваемого постановления) гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Как установлено выше право собственности у административного истца на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возникло после 18 марта 2014 года на основании договора купли – продажи от 20 марта 2015 года, зарегистрированного 19 августа 2015 года
Таким образом, административный ответчик при обстоятельствах, установленных в настоящем деле, ссылаясь на дату возникновения у Петровского А.Ф. права собственности на жилой дом, правомерно отказал в предоставлении ему бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что положения части 7 статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 (действовавшие на момент вынесения оспариваемого постановления), введенные в действие Законом Республики Крым от 29 сентября 2015 года N 140-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» не имеют обратной силы, следовательно, не могли применяться в рассматриваемом случае, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 августа 2015 года, [СКРЫТО] А.Ф. на основании договора купли-продажи от 20 марта 2015 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в то время как с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка административный истец в порядке, установленном Законом N 66-ЗРК/2015, обратился в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно данным кадастрового паспорта земельный участок с указанным кадастровым номером расположен по другому адресу: <адрес>.
С учетом установленных обстоятельств Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу, что обжалуемое постановление Администрации г. Алушта Республики Крым от 23 августа 2019 года № 2304 «О рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка Петровского А.Ф.» принято уполномоченным органом местного самоуправления, в порядке и на основаниях, определенных законодательством.
Исходя из изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований Петровского А.Ф. о признании незаконным постановления Администрации г. Алушта Республики Крым от 23 августа 2019 года № 2304, не имеется.
Требования о возложении на административного ответчика обязанности совершить определённые действия удовлетворению также не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Так, понуждение судом органа государственной власти к исполнению обязанностей, о которых просит административный истец, допустимо только в случае признания решений, действий (бездействий) этих органов незаконными. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Согласно положениям пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом того, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Отказать Петровскому А.Ф. в удовлетворении административного искового заявления к Администрации города Алушта Республики Крым о признании незаконным постановления, его отмене и понуждении к совершению определенных действий.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: З.И. Курапова
Судья: Н.В. Кучеренко