Дело № 33а-6857/2020, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым)
Дата поступления 30.07.2020
Дата решения 29.09.2020
Категория дела прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Кагитина Ирина Владимировна
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Судебное решение Есть
ID bbbca481-ac01-330c-9ba5-4da4166a2dbf
Стороны по делу
Истец
*********** ***** ********
Ответчик
************* ************ ********* ********* ******** ******
********* ****** ***********
******************
********* ********* * ******** ******* ************* ******** ****** **-******* *.*.
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 33а-6857/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А.И. к Администрации Сакского района Республики Крым, начальнику [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], земельных отношений и наружной рекламы Администрации Сакского района Республики Крым Лахтиной И.А., заинтересованные лица – Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Администрации Сакского района Республики Крым Белицкого К.Г. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 мая 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения представителя Администрации Сакского района Республики Крым Белицкого К.Г., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым

установила:

[СКРЫТО] А.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит суд: признать бездействие Администрация Сакского района Республики Крым, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель (на земли населенного пункта) в отношении земельного участка с кадастровым номером , в связи с принятием решения (акта) о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении его категории земель (на земли населенного пункта) незаконным; обязать Администрацию Сакского района Республики Крым направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель (на земли населенного пункта) в отношении земельного участка с кадастровым номером , в связи с принятием решения (акта) о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении его категории земель (на земли населенного пункта).

Требования мотивированы тем, что в собственности административного истца имеется земельный участок площадью 59 999 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , право на которое зарегистрировано в Госкомрегистре Республики Крым запись 90-90/016-90/015/001/2016-1241/1 от 14.03.2016 года. Указывает, что в результате незаконного бездействия Администрации Сакского района РК не были направлены в орган регистрации документы для внесения сведений в ЕГРН об изменении категории земель на земли населенного пункта в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 08 мая 2020 года удовлетворено частично административное исковое заявление; признано незаконным бездействие Администрация Сакского района Республики Крым, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель (на земли населенного пункта) в отношении принадлежащего [СКРЫТО] А.И. земельного участка с кадастровым номером , в связи с принятием решения (акта) о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении его категории земель (на земли населенного?

пункта) или информации об отсутствии оснований для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель (на земли населенного пункта) в отношении принадлежащего [СКРЫТО] А.И. земельного участка с кадастровым номером . В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, представитель Администрации Сакского района Республики Крым Белицкий К.Г. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08 мая 2020 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование указывает, что в оспариваемом решении суд неоднократно указывал, что земельный участок административного истца не находится в запланированных границах <адрес> ввиду отсутствия такого участка в соответствующем перечне земельных участков согласно сведениям, изложенным в пояснительной записке к генеральному плану Штормовского сельского поселения, что не дает оснований для изменения категории земельного участка. При принятии оспариваемого решения, суд первой инстанции не учел требования Распоряжения Главы Республики Крым от 05.11.2019 №562-рг, позицию административного ответчика, согласно которой в Сакском районе запущен процесс внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений Сакского района, в том числе и Штормовского сельского поселения.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца [СКРЫТО] А.И. – Волковой О.Ю. были поданы возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации Сакского района Республики Крым Белицкий К.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией Сакского района Республики Крым не представлены доказательства о направлении в орган регистрации прав документов (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель (на земли населенного пункта), в связи с принятием решения (акта) о включении земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта и изменения его категории земель (на земли населенного пункта) и сведения об отсутствии таких оснований. При этом представленная административным ответчиком суду информация об отсутствии спорного земельного участка в перечне земельных участков включенных в границы населенного пункта Штормовское сельское поселение, опровергает представленная административным истцом Выписка из ПЗЗ Штормовского сельского поселения Сакского района РК о нахождении земельного участка в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, малоэтажными жилыми домами (Ж-1).

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не может с такими выводами согласится, поскольку суд первой инстанции не учел следующее.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных [СКРЫТО] государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, [СКРЫТО] А.И. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 14.03.2016 года является собственником земельного участка площадью 59 999 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Сведения об указанном участке внесены в ЕГРН.

Согласно выписке ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка, он был сформирован из земельных участков с кадастровыми номерами: .

Директором департамента планирования территориального развития Министерства экономического развития Российской Федерации на обращение [СКРЫТО] А.И. по вопросу предоставления информации о текущем статусе генеральных планов, размещенных в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, 11.02.2020 года сообщено, что согласно информации, размещенной в ФГИС ТП генеральный план муниципального образования Штормовское сельское поселения Сакского района РК утвержден решением Сакского районного совета РК от 08.10.2018 года №150 УИН №3564348802010304201810172, имеет статус действующий, дата публикации 17.10.2018 года.

Согласно данным Генерального плана в карте функционального зонирования земельный участок с кадастровым номером отражен в подзоне индивидуальной и малоэтажной застройки, а также согласно Правилам землепользования и застройки Штормовского сельского поселения Сакского района, утвержденных решением 79 сессии Сакского районного совета I созыва от 28.12.2018г. №235, земельный участок расположен в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами, малоэтажными жилыми домами) в планируемых границах населенного пункта.

11.02.2020 года [СКРЫТО] А.И. обратилась с заявлением к Главе администрации Сакского района Республики Крым, в котором просила в порядке межведомственного информационного взаимодействия направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения в формате XML-схемы) для внесения сведений в ЕГРН об изменении категории земель на земли населенного пункта в отношении принадлежащего ей земельного участка площадью 59 999 кв.м., адрес расположения: <адрес>, кадастровый , в связи с принятием решения (акта) о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении его категории земель на земли населенного пункта.

18.02.2020 года за исх.№77/22/3-5/427 в адрес [СКРЫТО] А.И. направлено сообщение о рассмотрении заявление от 11.02.2020 года, и разъяснено, что согласно Генеральному плану Штормовского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером находится в планируемых границах населенного пункта <адрес> в зоне «Жилой застройки» и с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Начата процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки территорий сельских поселений, после проведения процедуры согласования изменений, изменения будут направлены в орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН в срок не позднее 01.01.2021 года.

С аналогичным заявлением 11.02.2020 года [СКРЫТО] А.И. также обращалась в муниципальное образование Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, на которое 13.03.2020 года председателем Штормовского сельского поселения - главой администрации Штормовского сельского поселения направлено сообщение о том, что в компетенцию администрации не входит рассмотрение вопроса о предоставление сведений об изменение целевого назначения земельного участка в ЕГРН.

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно положениям статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

При этом статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов [СКРЫТО] земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Исходя из положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов (подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).

Пунктами первым и третьим статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ закреплено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон N 218-ФЗ), установлены правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с пунктами 8 и 11 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении границ населенного пункта; об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

При этом частью 18.1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 6 вышеназванной статьи закреплено, что орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.

Следовательно, внесение в ЕРГН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно после внесения в ЕРГН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.

Обосновывая свою позицию по не направлению сведений об изменении категории земель в отношении спорного земельного участка, административный ответчик ссылается на требования Распоряжения Главы Республики Крым от 05.11.2019 года №562-рг, которым был установлен запрет на изменение видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также на то, что в Сакском районе запущен процесс внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений Сакского района Республики Крым, в том числе и Штормовского сельского поселения, после чего в орган государственной регистрации прав будут представляться соответствующие сведения.

Как установлено судом апелляционной инстанции, Решением внеочередной 72 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 08.10.2018 года утвержден Генеральный план муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым.

Решением внеочередной 79 сессией 1 созыва Сакского районного совета от 28.12.2018 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым.

Согласно информации предоставленной Администрацией Сакского района Республики Крым от 21.09.2020 года №77/8224/01-41/1, в соответствии с утверждённой Градостроительной документацией Штормовского сельского поселения, а именно Генерального плана (решение 72 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 08.10.2018 года №150), в карте функционального зонирования земельный участок с кадастровым номером отражен в подзоне индивидуальной и малоэтажной застройки, а также Правилам землепользования и застройки Штормовского сельского поселения Сакского района (решение 79 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 28.12.2018 года №235), земельный участок расположен в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами, малоэтажными жилыми домами) в планируемых границах населенного пункта.

В соответствии со сведениями из публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» по документу.

При этом информация об отнесении испрашиваемого земельного участка к сельскохозяйственным угодьям отсутствует в Администрации Сакского района Республики Крым.

Сведения об изменении границ населенных пунктов Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (согласно данным генерального плана, утвержденного решением Сакского районного совета 1 созыва от 08.10.2018 года №150), графическое описание в электронной форме месторасположения населенных пунктов Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым о включении земельного участка с кадастровым номером , информация о включении испрашиваемого земельного участка в границы населенного пункта <адрес>, не направлялись Администрацией в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

При этом Администрация Сакского района Республики Крым указывает, что на текущий период 2020 года не принимались решения о включении в границы населенного пункта и об изменении категории испрашиваемого земельного участка ввиду того, что действует бессрочное поручение Главы Республики Крым от 16.01.2019 года №1/01-32/144.

Согласно данному поручению, в целях недопущения реализации решений представительных органов местного самоуправления Республики Крым об утверждении генеральных планов поселений, городских округов по вопросу включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, согласованными с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Крым поручено главам Администрацией муниципальных образований Республики Крым не допускать направление в Государственный комитет государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов до урегулирования возникших разногласий по включению в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Установлен срок действия указанного поручения – постоянно.

Также административный ответчик в письме от 23.09.2020 года №77/8224/01-41/1/1 указывает, что в Сакском районе в соответствии с требованиями статей 9, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, начаты и ведутся работы по подготовке проектов по внесению изменений в генеральные планы муниципальных образований - сельских поселений Сакского района Республики Крым, в том числе в генеральный план Штормовского сельского поселения Сакского района, на территории которого расположен земельный участок с кадастровым номером площадью 59999,00 кв.м., подтверждением чему является постановление администрации Сакского района Республики Крым от 05.08.2020 года № 336 «О подготовке предложений по внесению изменений в Генеральные планы муниципальных образований сельских поселений Сакского района Республики Крым», определение Арбитражного суда Республики Крым от 04.09.2020 года по делу № А83-2265/2020 об утверждении Мирового соглашения между истцом - МКУ «ЖКХ-РЕСУРС» и ответчиком - ООО «КОРПУС», третьим лицом - администрацией Сакского района Республики Крым относительно подготовки разработчиком - ООО «КОРПУС» проектов изменений в Генеральные планы 24-х сельских поселений Сакского района Республики Крым, в том числе в генеральный план Штормовского сельского поселения.

После утверждения мирового соглашения разработчик ООО «КОРПУС» приступил к выполнению обязательств по подготовке проектов изменений в Генеральные планы сельских поселений в соответствии с условиями мирового соглашения.

Кроме того, в соответствии с постановлением от 22.09.2020 года №431 Администрация Сакского района Республики Крым приступила в подготовке проектов внесения изменений в Генеральные планы муниципальных образований сельских поселений Сакского района Республики Крым, пунктов 22 данного постановления значится Генеральный план муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденный решением Сакского района Республики Крым от 8 октября 2018 года №150.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов административного истца.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом актов Главы Республики Крым, проводимыми действиями по внесению изменений в Генеральные план муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым относительно включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, Администрация Сакского района Республики Крым по объективным причинам не направляет в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель (на земли населенного пункта) в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, в связи с чем, бездействия в указанной части административным ответчиком допущено не было.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым также учитывает то, что согласно данным дела правоустанавливающих документов, земельный участок с кадастровым номером был сформирован из трех земельных участков, которые до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации имели целевое использование – для ведения личного сельского хозяйства, состав сельскохозяйственные угодья – пашня. Согласно данным свидетельств о государственной регистрации права от 03.07.2015г., 06.07.2015г., 27.08.2015г., указанные земельные участки [СКРЫТО] А.И. приобрела в собственность с установленной категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Таким образом, принадлежащий административному истцу земельный участок использовался и используется с установленной категорией - сельскохозяйственное назначение, к землям населенного пункта он никогда не относился.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск [СКРЫТО] А.И., пришёл, таким образом, к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для его удовлетворения.

Исковые требования о возложении на административного ответчика обязанности совершить определённые действия удовлетворению также не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Так, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

С учетом изложенного, учитывая, что выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам административного дела, решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 мая 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 мая 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Отказать [СКРЫТО] А.И. в удовлетворении административного искового заявления к Администрации Сакского района Республики Крым, начальнику [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО], земельных отношений и наружной рекламы Администрации Сакского района Республики Крым Лахтиной И.А., заинтересованные лица – Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: З.И. Курапова

Судья: Н.В. Кучеренко

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) на 30.07.2020:
Дело № 33-6858/2020, апелляция
  • Дата решения: 06.10.2020
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гоцкалюк Владимир Дмитриевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6859/2020, апелляция
  • Дата решения: 18.08.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Аверина Елена Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6866/2020, апелляция
  • Дата решения: 29.09.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сокол Виктор Степанович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6867/2020, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Белоусова Виктория Васильевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-6865/2020, апелляция
  • Дата решения: 29.09.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гоцкалюк Владимир Дмитриевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6864/2020, апелляция
  • Дата решения: 22.09.2020
  • Решение: другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Матвиенко Нина Олеговна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6863/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.08.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Богославская Светлана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6862/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.08.2020
  • Решение: другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Егорова Елена Станиславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6861/2020, апелляция
  • Дата решения: 02.09.2020
  • Решение: решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Курская Антонина Георгиевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-6869/2020, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Любобратцева Наталья Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-831/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.07.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Агин Владимир Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-430/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.08.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дяченко Любовь Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-811/2020, апелляция
  • Дата решения: 03.08.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дяченко Любовь Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-818/2020, апелляция
  • Дата решения: 03.08.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дяченко Любовь Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-819/2020, апелляция
  • Дата решения: 05.08.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Агин Владимир Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-812/2020, апелляция
  • Дата решения: 03.08.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дяченко Любовь Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-820/2020, апелляция
  • Дата решения: 05.08.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Агин Владимир Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-822/2020, апелляция
  • Дата решения: 31.07.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Агин Владимир Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-827/2020, апелляция
  • Дата решения: 05.08.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Агин Владимир Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-826/2020, апелляция
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дяченко Любовь Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-2171/2020, апелляция
  • Решение: СНЯТО по ДРУГИМ ОСНОВАНИЯМ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фарина Неля Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-232/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 14.08.2020
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Онищенко Татьяна Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 15-64/2020, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Скляров Виктор Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ