Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 10.06.2021 |
Дата решения | 02.08.2021 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Курапова Зоя Ильинична |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b7fc8197-0be1-38d0-b4e9-1920ceee867b |
Судья Томащак А.С. | Дело №33а-6360/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.08.2021 г. | город Симферополь |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Мостовенко Н.Р.,
Тимофеевой А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесник Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11.01.2021 г. по делу №2а-628/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным приказа, возложении обязанности совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Ф.Д. обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №5292 от 01.10.2020 г. «Об отказе в предоставлении земельного участка»; возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Ф.Д. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № площадью 6000 кв.м.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что [СКРЫТО] Ф.Д. на основании распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым №685-р от 06.04.2012 г. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 0,4 га пастбищ и 0,6 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес>. Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров № площадью 4000 кв.м и № площадью 6000 кв.м. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 20.05.2016 г. №1526 [СКРЫТО] Ф.Д. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером № площадью 4000 кв.м, расположенный за границами населенных пунктов Урожайновского сельского поселения в районе <адрес> и находящийся в собственности Республики Крым. При этом приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №5292 от 01.10.2020 г. [СКРЫТО] Ф.Д. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 6000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, поскольку [СКРЫТО] Ф.Д. ранее было реализовано право на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, что не предусмотрено частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 11.01.2021 г. по делу №2а-628/2021 административный иск [СКРЫТО] Ф.Д. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным приказа, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворено; признан незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №5292 от 01.10.2020 г. «Об отказе [СКРЫТО] Ф.Д. в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 6000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>»; на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Ф.Д. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № площадью 6000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11.01.2021 г. по делу №2а-628/2021 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №1526 от 20.05.2016 г. административный истец приобрела право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, площадью 4000 кв.м, то есть реализовала свое право на приобретение земельного участка на основании распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым №683-р от 06.04.2012 г. Приобретение бесплатно в собственность второго земельного участка противоречит требованиям пп. 3 п. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель [СКРЫТО] Ф.Д. – Полетаева А.И. просила оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Иные стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И., суд приходит к следующему.
Как было установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, [СКРЫТО] Ф.Д. на основании распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым №685-р от 06.04.2012 г. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 0,4 га пастбищ и 0,6 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес>.
Данные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров № площадью 4000 кв.м и 90:12:190301:129 площадью 6000 кв.м.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №1526 от 20.05.2016 г. [СКРЫТО] Ф.Д. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером № площадью 4000 кв.м, расположенный за границами населенных пунктов Урожайновского сельского поселения в районе <адрес>.
При этом приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №5292 от 01.10.2020 г. [СКРЫТО] Ф.Д. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № площадью 6000 кв.м на основании пп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. 1, 3 ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в связи с тем, что [СКРЫТО] Ф.Д. ранее было реализовано право на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №1526 от 20.05.2016 г.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №1526 от 20.05.2016 г. было реализовано право [СКРЫТО] Ф.Д. на получение в собственность земельного участка площадью 4000 кв.м, указанного в распоряжении Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым №685-р от 06.04.2012 г., тогда как указанным распоряжением [СКРЫТО] Ф.Д. разрешена разработка технической документации в отношении двух земельных участков – для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 0,4 га пастбищ и 0,6 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения, в связи с чем удовлетворил заявленные административные исковые требования.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции обоснованными, решение – законным, на основании следующего.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 23 Закона №6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1.1 ст. 12.1 Закона №6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК), в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно ч. 7 ст. 13 Закона №38-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. №313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона №6-ФКЗ, на основании документов, указанных в ст.ст. 3 и 13 Закона №38-ЗРК.
В соответствии с п. 4 Порядка, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно п. 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Пунктом 12 Порядка определено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона №38-ЗРК.
Согласно п.п. 1, 3 ч. 6 ст. 13 Закона №38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются, в том числе, наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, к заявлению о представлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 6000 кв.м, расположенного в районе <адрес> <адрес>, [СКРЫТО] Ф.Д. было приложено распоряжение Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым №685-р от 06.04.2012 г., которым [СКРЫТО] Ф.Д. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 0,4 га пастбищ и 0,6 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе <адрес>, которое соответствует требованиям ч. 1 ст. 13 Закона №38-ЗРК и п. 4 Порядка.
Вместе с тем приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №5292 от 01.10.2020 г. [СКРЫТО] Ф.Д. отказано в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что [СКРЫТО] Ф.Д. ранее было реализовано право на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №1526 от 20.05.2016 г.
При этом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым №685-р от 06.04.2012 г. [СКРЫТО] Ф.Д. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность двух земельных участков – для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 0,4 га пастбищ и 0,6 га паши из земель запаса сельскохозяйственного назначения, а приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №1526 от 20.05.2016 г. было реализовано право [СКРЫТО] Ф.Д. на получение в собственность только одного земельного участка площадью 4000 кв.м., тогда как, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 13 Закона №38-ЗРК, [СКРЫТО] Ф.Д. также имеет право завершить оформление права собственности на основании неисполненного распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым №685-р от 06.04.2012 г. и на земельный участок площадью 6000 кв.м.
Вопреки доводам административного ответчика, приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №1526 от 20.05.2016 г. не свидетельствует о наличии предусмотренного п. 3 ч. 6 ст. 13 Закона №38-ЗРК основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, поскольку не подтверждает принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка площадью 6000 кв.м, образование которого предусмотрено распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в АР Крым №685-р от 06.04.2012 г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11.01.2021 г. по делу №2а-628/2021 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11.01.2021 г. по делу №2а-628/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись А.А. Тимофеева
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>