Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 22.06.2020 |
Дата решения | 07.07.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Павловский Евгений Геннадьевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 3f16cd93-c950-3ed7-b890-44023b3449f0 |
Судья 1-ой инстанции: Рыков Е.Г. Дело № 33а-5812/2020
(2а-150/2020)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Симферополь 07 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Хожаиновой О.В. и Тимофеевой А.А.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потёмкиной Любови [СКРЫТО], Потемкина Виталия [СКРЫТО], Потёмкина Дмитрия [СКРЫТО] к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заместителю заведующего отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Усову А.А. о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета, заинтересованное лицо: администрация города Судака Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенкова Андрея Вячеславовича на решение Судакского городского суда Республики Крым от 09 января 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Потёмкина Л.Г., Потемкин В.В., Потёмкин Д.В., действуя через представителя, обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации от
19 сентября 2019 года № и взыскать судебные расходы. В обоснование заявленных требований указывают на то, что за административными истцами зарегистрировано право общедолевой собственности на жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>. 04 сентября 2019 года администрацией г. Судака Республики Крым принято постановление № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка Потёмкиной Л.Г., Потемкину В.В., Потёмкину Д.В.». 12 сентября 2019 года административные истцы обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, однако, решением от 19 сентября 2019 года осуществление регистрационных действий было приостановлено, в связи с несоответствием площади земельного участка, установленным в соответствии с Федеральным законом требованиям предельным размерам земельных участков. Решение о приостановлении государственного кадастрового учета административные истцы считают незаконным, в связи с чем обратились в суд.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 09 января 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственного кадастрового учета от 19 сентября 2019 года №. С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Потёмкиной Л.Г., Потемкина В.В., Потёмкина Д.В. в равных долях взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенков А.В., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Судакского городского суда Республики Крым от 09 января 2020 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обосновании жалобы указывает, что площадь образуемого участка, о регистрации которого просят административные истцы составляет 208+/-5 кв.м., что противоречит предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, утвержденным правилам землепользования и застройки г. Судака, в связи с чем постановка на кадастровый учет спорного земельного участка является нарушением норм действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что административным истцам на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 24 июня 1996 года, свидетельства о праве на наследство по закону от 18 апреля 2013 года, зарегистрированного в реестре под №, свидетельства о праве на наследство по закону от 18 апреля 2013 года, зарегистрированного в реестре под №, свидетельства о праве на наследство по закону от 22 декабря 2009 года, зарегистрированного в реестре под №, свидетельства о праве на наследство по закону от 22 декабря 2009 года, зарегистрированного в реестре под №, на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>.
12 сентября 2019 года в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратилась Антрашкевич М.Н. с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
19 сентября 2019 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение № о приостановлении осуществления кадастрового учёта в отношении указанного земельного участка на основании пункта 28 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Согласно утвержденным правилам землепользования и застройки г. Судака Республики Крым для земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства определены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков от 500 кв.м. до 800 кв.м.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права от 01 ноября 2019 года № принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Полагая уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта незаконным, административные истцы обратились в суд.
Суд первой инстанции, признавая незаконным уведомление от 19 сентября 2019 года № указал, что земельный участок, площадью 208 кв.м. не является вновь образуемым, о чем свидетельствует вступившее в законную силу решение Судакского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года. В связи с чем пришел к выводу, что площадь спорного земельного участка соответствует размерам, утвержденным правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республика Крым для существующих земельных участков.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их законными и обоснованными.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При обращении в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым к заявлению о государственном кадастровом учёте спорного земельного участка был приложен межевой план земельного участка № от 12 сентября 2019 года, подготовленный на основании постановления администрации г. Судака Республики Крым № 984 от 04 сентября 2019 года и решение Судакского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года (л.д.53-56).
Согласно пункту 28 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Приостанавливая государственный кадастровый учёт в отношении спорного земельного участка указано, что согласно утвержденным правилам землепользования и застройки г. Судака Республики Крым для земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства определены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков от 500 кв.м. до 800 кв.м. Земельный участок, о регистрации которого просят административные истцы, не соответствует предельным размерам, утвержденных правил землепользования.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации г. Судака Республики Крым № от 04 сентября 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам Потёмкиной Л.Г., Потемкину В.В., Потёмкину Д.В.» утверждена представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для использования в целях обслуживания индивидуального жилого дома, площадью 208 кв.м., с условным номером ЗУ: 1, расположенного в границах территориальной зоны Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами), из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства - код 2.1, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, присвоен земельному участку, площадью 208 кв.м., указанному в пункте 1 настоящего постановления, адрес: <адрес>.
Указанное постановление принято на основании решения Судакского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, их установившего.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Судебная коллегия отмечает, что решением Судакского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года установлено, что спорный земельный участок не является вновь образуемым, поскольку был образован до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации и закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений» от 15 января 2015 года № 66-ЗРК.
Согласно решению 83 сессии 1 созыва Судакского городского совета от 28 марта 2019 года № 906, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (далее Правила).
В соответствии с указанными Правилами установлены следующие размеры земельных участков, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства: площадь земельного участка: для существующих земельных участков от 200 кв.м, до 800 кв.м., для планируемых земельных участков от 500 кв.м, до 800 кв.м.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности решения административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка по основаниям несоответствия, установленным федеральным законом требованиям к предельным размерам земельных участков.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда нет.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения судом не допущено.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 09 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенкова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: О.В. Хожаинова
А.А. Тимофеева