Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 12.05.2020 |
Дата решения | 17.06.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Тимофеева Анна Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b97fa827-47d8-33a4-96ac-13778027507d |
Судья 1 инстанции: Кулишов А.С.
Номер дела суда 1 инстанции: 2а-384/2020 Дело №33а-4786/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2020 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,
судей – Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Киселева Алексея Александровича, поданного от имени и в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо – ПАО «Межрегиональное бюро кадастровых работ», о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
ФИО2 обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, поданным от имени и в интересах ФИО1, к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит обязать административного ответчика снять с государственного кадастрового учета нежилые здания: летнюю кухню №; гараж КН №; сарай № сарай №; летнюю кухню №; тамбур № и иное сооружение горловину подвала №
Требования мотивированы тем, что указанные объекты поставлены на кадастровый учет без заявления правообладателя, что является нарушением требований статей 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Кроме того, данные объекты не обладают признаком самостоятельности, поскольку являются вспомогательными вещами по отношению к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> По мнению представителя истца, вышеуказанные строения не подлежат государственному кадастровому учету отдельно от основной вещи.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично. Возложена обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с кадастрового учета следующих объектов недвижимости: нежилые здания: летняя кухня №; гараж №; сарай №; сарай № летняя кухня №; тамбур № и иное сооружение, горловина подвала КН №. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Дополнительным решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ взыскано с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу [СКРЫТО] А.Л. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Не согласившись с решением суда, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит восстановить срок на подачу апелляционной жалобы, решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В апелляционной жалобе Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указывает, что при подаче административным истцом заявления о снятии с государственного кадастрового учета указанных объектов недвижимости не был представлен акт обследования, подготовленный кадастровым инженером, а также к участию в деле не был привлечен в качестве административного соответчика первый заместитель председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, поскольку им был подписан указанный отказ о снятии с регистрации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, сведения об объектах капитального строительства: нежилое здание - летняя кухня (кадастровый №); нежилое здание - гараж (кадастровый №); нежилое здание - сарай (кадастровый №); нежилое здание - сарай (кадастровый №); нежилое здание - летняя кухня (кадастровый №); нежилое здание - тамбур (кадастровый №); иное сооружение - горловина подвала (кадастровый №) включены в ЕГРН в результате завершения работ по внесению в кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных в границах кадастрового округа «Крымский» в соответствии с материалами, предоставленными исполнителем работ по государственному контракту. Сведения об указанных объектах включены в кадастр недвижимости в соответствии с информацией, поступившей из филиала ГУПРК «КрымБТИ» в <адрес>, которая являлась основанием для государственного кадастрового учета до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», что предусмотрено Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии с кадастрового учета указанных объектов.
В письме Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истице разъяснен порядок аннулирования сведений из ЕГРН об указанных объектах недвижимости (по решению суда или в связи с прекращением его существования путем подачи акта обследования в орган кадастрового учета и регистрации прав).
Частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отсутствовали правовые основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета указанных объектов недвижимости без проведения правовой экспертизы документов, что противоречит положениям статьей 8, 13, 14, 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №-р, переданы уполномоченному органу – Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Статьей 72 указанного Федерального закона предусмотрено, что законодательные акты и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до его вступления в силу, к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Согласно части 2 статьи 8 указанного Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учнта заявления о кадастровом учнте и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Как установлено судом первой инстанции, ни [СКРЫТО] А.Л., ни иное лицо, на основании доверенности, с заявлением о государственном учете указанных построек в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не обращались.
[СКРЫТО] А.Л. обратилась к административному ответчику с заявлением о снятии указанных построек с государственного кадастрового учета, так как указанные постройки не являются объектами недвижимости.
Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал [СКРЫТО] А.Л. в снятии построек с государственного кадастрового учета.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, недра и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Верховный Суд Российской Федерации в обзоре судебной практики № 1 за 2019 год в пункте 20 указывает, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления кадастрового учета или государственной регистрации права собственности на нее следует устанавливать наличие у вещи признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Постановке на кадастровый учет, государственной регистрации прав в ЕГРН должна предшествовать проверка наличия у объекта признаков недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ закреплена правовая позиция о правомерности отказа органа кадастрового учёта в постановке на кадастровый учет объекта, не обладающего признаками недвижимой вещи, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществления кадастрового учёта объекта, не являющегося объектом недвижимости.
Из изложенного следует, что при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.
Подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.
Вышеуказанные объекты недвижимости являются вспомогательными объектами по отношению к жилому дому, при этом не представлены доказательства того, что в отношении представленных документов проводилась правовая экспертиза.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела установлена, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отсутствовали правовые основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных объектов без проведения правовой экспертизы документов, что также противоречит положениям статей 8, 13, 14, 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Утверждение апеллянта о том, что обжалованное решение суда незаконно, так как к участию в деле не привлекался первый заместитель председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в качестве административного соответчика, ошибочно. Для возникновения такого основания необходимо, чтобы решение было принято непосредственно о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а такие обстоятельства по настоящему делу отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебного разбирательства и судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: | А.А. Тимофеева |
Судьи: | З.И. Курапова |
Н.Р. Мостовенко |