Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 12.05.2020 |
Дата решения | 02.06.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Кагитина Ирина Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 0b660965-b62f-3c4d-af81-faa3414786d6 |
Дело № 33а-4773/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты>
02 июня 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей - Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] А.Ю. к Администрации города Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя, заинтересованное лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании постановления незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,
по апелляционной жалобе представителя Администрации города Симферополя Республики Крым Лемтюжниковой А.В. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 августа 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым
установила:
[СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] А.Ю. обратились в суд с административным иском к Администрации города Симферополя, в котором просили признать незаконным постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 22.03.2019 г. № 1597«Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Ю.С.», возложить обязанность на Администрацию г. Симферополя повторно рассмотреть заявление от 22.02.2019г., касающееся предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 427 кв.м., расположенного по <адрес>
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 августа 2019 года, с учетом определения об исправлении описки от 13 апреля 2020 года, административное исковое заявление [СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] А.Ю. удовлетворено частично; признано незаконным постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 22.03.2019 № 1597 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Ю.С.»; возложена обязанность на Администрацию г. Симферополя повторно рассмотреть заявление от 22.02.2019г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 427 кв.м., расположенного по <адрес> [СКРЫТО] А.Ю. и [СКРЫТО] Ю.С.. В остальной части иска отказано. Взыскано с Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу административных истцов расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Представитель Администрации г. Симферополя Лемтюжникова А.В., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда 20.08.2019 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование поданной жалобы указывает, что согласно представленной административными истцами выписке из ЕГРН жилой дом поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №, в которой указано, что право собственности на объект недвижимости возникло 20.06.2018 года, т.е. после 18.03.2014 года. Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством.
В возражениях, подданных на апелляционную жалобу, административные истцы просят решение суда первой инстанции от 20.08.2019 года оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Администрации г. Симферополя -Лемтюжникова А.В. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и мест рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 07.02.2011г., выданного исполкомом Симферопольского городского совета на основании решения исполкома №15 от 28.01.2011 г., [СКРЫТО] Ю.С. и [СКРЫТО] А.Ю. принадлежит жилой дом с надворными строениями на праве общей долевой собственности в размере 110/300 и 55/300 за каждым соответственно, находящийся по адресу: <адрес>
14.02.2011 г. осуществлена государственная регистрация права собственности принадлежащих административным истцам 110/300 и 55/300 частей жилого дома с надворными строениями в Крымском республиканском предприятии «Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации», что подтверждается соответствующим Извлечением о государственной регистрации прав за №28994641 от 14.02.2011 г.
Согласно решения исполкома № 15 от 28.01.2011 г. и свидетельства о праве собственности регистрация остальных 45/100 частей домовладения по вышеуказанному адресу осуществлена за П.В.А.
28.05.2014г. в соответствии Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Апелляционного суда Республики Крым по делу № 22-ц/190/1544/14 утверждено мировое соглашение, заключенное 28.05.2014г., согласно которому выделены в натуре в общую долевую собственность [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Ю.С. на принадлежащие им на праве общей долевой собственности 165/300 части жилого дома с надворными строениями, расположенного по адресу: <адрес>, следующие помещения: жилой дом лит. «А», коридор площадью 5,2 кв.м., кухня площадью 6,3 кв. м., жилая комната площадью 10,5 кв. м., жилая комната площадью 18,9 кв. м.; тамбур лит. «а», в котором коридор площадью 8,0 кв. м. и коридор площадью 5,3 кв.м., тамбур лит. “al”, в котором - кладовка площадью 5,3 кв.м; признано за ними право собственности соответственно за Литвиненок А.ю. на 1/3 доли, за [СКРЫТО] Ю.С. – на 2/3 доли вновь созданного домовладения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23.11.2017г., исправлена описка в резолютивной части Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Апелляционного суда Республики Крым от 28.05.2014г., площадь коридора в тамбуре лит. «а» в жилом доме лит. «А» указать верно: 5,5 кв.м., вместо 5,3 кв.м.
Согласно выписок из ЕГРН от 03.07.2018 за [СКРЫТО] Ю.С. и [СКРЫТО] А.Ю. зарегистрировано право общей долевой собственности по 2/3 и 1/3 доли соответственно, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации города Симферополя от 24.09.2018г. № 4621 объекту недвижимого имущества - жилому дому общей площадью 59,7 кв.м., принадлежащему [СКРЫТО] Ю.С. и [СКРЫТО] А.Ю. на праве долевой собственности, присвоен <адрес>.
Согласно выписок из ЕГРН за [СКРЫТО] Ю.С. и [СКРЫТО] А.Ю. зарегистрировано право общей долевой собственности (по 2/3 и 1/3 доли соответственно) жилого, дома, расположенного по адресу: <адрес>
22.02.2019г. административными истцами подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка площадью 427 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство».
22.03.2019 Администрацией города Симферополя вынесено постановление № 1597 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Ю.С.» на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, поскольку согласно приложенной выписке из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности зарегистрировано 03.07.2018 г.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности обжалуемого постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 22.03.2019 г. № 1597, поскольку моментом возникновения права собственности административных истцов на доли жилого дома по <адрес>, следует считать государственную регистрацию права собственности в Крымском республиканском предприятии «Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации», которая была осуществлена 14.02.2011г., что подтверждается соответствующим Извлечением о государственной регистрации прав №28994641 от 14.02.2011 года, т.е. возникло до 18.03.2014 года. При этом, поскольку оспариваемое постановление вынесено Администрацией г. Симферополя, суд отказал в удовлетворении иска к МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьёй 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сведения, подлежащие указанию в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также перечень документов, подлежащих предоставлению с ним, предусмотрены частями 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (пункт 2).
При этом, в силу пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно части 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон № 38-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон № 66-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу части 7 статьи 18 Закона № 66-ЗРК гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
В пункте 2.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утверждённого постановлением Администрации города Симферополя от 19 октября 2018 г. № 5199, приведён исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Так, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
- схема расположения земельного участка, приложенная к Заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен Заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен Заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных Законом Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Проанализировав содержание постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 22.03.2019г. №1597, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с ошибочным определением момента возникновения права собственности на жилой дом, кадастровый№, - 03.07.2018 г. (даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости на основании Апелляционного определения Апелляционного суда Республики Крым от 28.05.2014 года, Определения Верховного Суда Республики Крым от 23.11.2017 года №22-ц/190/1544/14).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года № 132-О, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создаёт гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что право собственности на 55/300 долей [СКРЫТО] А.Ю. и 110/300 долей [СКРЫТО] Ю.С. на <адрес>, возникло у административных истцов на основании государственной регистрации права собственности в Крымском республиканском предприятии «Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации», которая была осуществлена 14.02.2011г., что подтверждается соответствующим Извлечением о государственной регистрации прав №28994641 от 14.02.2011 года. Последующий выдел указанных долей из права общей долевой собственности не свидетельствует о том, что у административных истцов не возникло права собственности на этот же объект недвижимости до 18.04.2014года.
Таким образом, при обращении 22.02.2019 г. [СКРЫТО] Ю.С., [СКРЫТО] А.Ю. в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административными истцами были соблюдены условия, предусмотренные частью 7 статьи 18 Закона № 66-ЗРК.
Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое постановление административного ответчика от22.03.2019г. №1597принято с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым, касающегося предварительного согласования предоставления земельного участка.
Признав незаконными постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 22.03.2019г. №1597, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления [СКРЫТО] А.Ю. и [СКРЫТО] Ю.С. от 22.02.2019 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 427 кв.м., расположенного по адресу:<адрес>.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 августа 2019 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Администрации города Симферополя Республики Крым Лемтюжниковой А.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: З.И. Курапова
Судья: Н.Р. Мостовенко