Дело № 33а-4220/2020, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым)
Дата поступления 16.04.2020
Дата решения 01.06.2020
Категория дела прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления
Судья Мостовенко Наталья Рудольфовна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID e45fe958-e1ce-3bb1-80c2-928937922039
Стороны по делу
Истец
***** ***** **********
Ответчик
************* **
*********** ************ ************** ** - ****** *.*.
*********** ************ ************** ** - ****** *.*.
********** ******* **** * ****** ************** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Домникова М.В. Дело № 33а-4220/2020

(№ 2а-235/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 1 июня 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Тимофеевой А.А.,

при секретаре Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заместителю председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Якубову Д.К., заместителю председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Костину А.А., Управлению ведения Единого государственного реестра недвижимости и архива Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения должностного лица об отказе в выдаче копий архивных документов, возложении обязанности совершить определённые действия

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 февраля 2020 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

[СКРЫТО] О.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором, с учётом изменений его предмета, просила признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26 марта 2019 г. за исх. № С-8/936/5,С-8/937/5 об отказе в предоставлении копий архивных документов по обращениям от 2 марта 2019 г., зарегистрированным в интернет-приёмной Правительства Республики Крым под номерами 7392 и 7386, и возложить на административного ответчика обязанность предоставить копии затребованных документов в течение десяти дней после вступления решения суда в законную силу. Вместе с этим заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления в суд.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что 2 марта 2019 г. посредством интернет-приёмной Правительства Республики Крым обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о предоставлении копий документов и архивных документов. 26 марта 2019 г. дан ответ за подписью заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Якубова Д.К., оформленный в форме письма, из содержания которого отказано в выдаче архивных документов, в нарушение предписаний Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Закона Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 50-ЗРК «Об архивном деле в Республике Крым».

В возражениях на административное исковое заявление, а также дополнительных пояснениях представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указал, что 26 марта 2019 г. по результатам рассмотрения обращений, [СКРЫТО] О.В. дан ответ, которым отказано в направлении архивных документов, с разъяснением положений Порядка предоставления Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сведений из архива документов, принадлежащих ранее регистрационным службам территориальных управлений юстиции Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной Республике Крым, утверждённого Приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 апреля 2016 г. № П/69. Не согласившись с указанным решением, 26 марта 2019 г., [СКРЫТО] О.В. через интернет-приёмную портала Правительства Республики Крым подана жалоба на отказ в предоставлении копии архивных документов. 19 апреля 2019 г. заявителю направлен ответ, в котором указано, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым действовал в соответствии с установленным Порядком, а также рекомендовано направить в суд ходатайство об истребовании доказательств. Часть испрашиваемых документов предоставлялась в Арбитражный суд Республики Крым на основании определения от 13 сентября 2018 г. по делу , и [СКРЫТО] О.В. имела возможность ознакомиться с ними. Ответ на обращение [СКРЫТО] О.В. № С-8/1373/5 был получен ею 19 апреля 2019 г., в связи с чем срок на обращение в суд истекает 19 июля 2019 г., а не 20 июля 2019 г. Таким образом, административным истцом пропущен без уважительных причин процессуальный срок на обращение в суд.

К участию в административном деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Якубов Д.К., заместитель председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Костин А.А., Управление ведения Единого государственного реестра недвижимости и архива Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 февраля 2020 г. [СКРЫТО] О.В. восстановлен срок на подачу административного искового заявления в суд.

Административное исковое заявление [СКРЫТО] О.В. удовлетворено частично.

Признано незаконным решение заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Якубова Д.К. от 26 марта 2019 г. № С-8/936/5,С-8/937/5, принятое по результатам рассмотрения заявлений [СКРЫТО] О.В. от 2 марта 2019 г., зарегистрированных в интернет – приёмной Правительства Республики Крым под номерами 7392 и 7386.

На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявления [СКРЫТО] О.В. от 2 марта 2019 г., зарегистрированные в интернет – приёмной Правительства Республики Крым под номерами 7392 и 7386, с учётом установленных обстоятельств по делу.

В удовлетворении остальной части требований – отказано.

На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность устранить допущенные нарушения в течение 1 месяца со дня вступления данного решения в законную силу и сообщить об этом в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым и [СКРЫТО] О.В.

С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу [СКРЫТО] О.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения норм материального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что поскольку [СКРЫТО] О.В. не является правообладателем земельного участка, в отношении которого запрашивались архивные документы (установлено решением Арбитражного суда Республики Крым от 6 августа 2019 г. по делу , а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости). По результатам рассмотрения жалобы [СКРЫТО] О.В. от 26 марта 2019 г., 19 апреля 2019 г. направлен ответ в соответствии с установленным Порядком, а также рекомендовано обратиться в суд с ходатайством об истребовании доказательств. Часть испрашиваемых документов предоставлялась в Арбитражный суд Республики Крым на основании определения от 13 сентября 2018 г. по делу и [СКРЫТО] О.В. имела возможность ознакомиться с ними. По мнению подателя апелляционной жалобы, повторное рассмотрение обращения [СКРЫТО] О.В. противоречит действующему законодательству Российской Федерации, с учётом того, что из обжалуемого решения суда первой инстанции не усматривается, каким образом Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым нарушены права административного истца. Суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что ответ на обращение [СКРЫТО] О.В. № С-8/1373/5 был получен ею 19 апреля 2019 г., в связи с чем срок на обращение в суд истекает 19 июля 2019 г., а значит истечение трёхмесячного срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением истёк 19 июля 2019 г., а не 20 июля 2019 г.

В возражениях на апелляционную жалобу [СКРЫТО] О.В. указала, что право на обращение граждан в государственные учреждения за предоставлением информации, непосредственно затрагивающей и личные права и свободы, гарантировано частью 2 статьёй 24 Конституции Российской Федерации. Обжалуемые действия административного ответчика противоречат положениям Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Закона Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 50-ЗРК «Об архивном деле в Республике Крым». Доводы подателя апелляционной жалобы о пропуске [СКРЫТО] О.В. без уважительных причин процессуального срока на обращение в суд, основаны на неверном толковании норм процессуального права. По мнению административного истца, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Из материалов административного дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что 2 марта 2019 г. [СКРЫТО] О.В., посредством интернет-приёмной Правительства Республики Крым обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о предоставлении копий архивных документов, касающихся земель ОАО «Родниковое», мотивируя тем, что является собственником недвижимого имущества, расположенного на указанных землях.

Письмом Заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Якубова Д.К. от 26 марта 2019 г. № С-8/936/5,С-8/937/5 «О рассмотрении обращения» дан ответ, который по мнению сторон является решением об отказе в выдаче архивных документом.

Полагая, что вышеуказанное действие (решение) об отказе в предоставлении копий архивных документов является незаконным, [СКРЫТО] О.В. обратилась в суд.

Суд первой инстанции, признавая незаконным решение заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Якубова Д.К. от 26 марта 2019 г. № С-8/936/5,С-8/937/5, принятое по результатам рассмотрения заявлений [СКРЫТО] О.В. от 2 марта 2019 г., исходил из того, что из названного ответа не следует, что поданные заявления не рассмотрены в соответствии с Порядком, не приведены основания отказа в предоставлении [СКРЫТО] О.В. истребованных документов, а также не усматривается результата рассмотрения её заявлений от 2 марта 2019 г.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Судом установлено, что после получения 26 марта 2019 г. оспариваемого ответа, [СКРЫТО] О.В. обжаловала его в порядке подчинённости. По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы, 19 апреля 2019 г. заместителем председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Костиным А.А. административному истцу дан соответствующий ответ, который был получен им через интернет-приёмную Правительства Республики Крым в этот же день (л.д. 215, т. 2).

В соответствии с частью 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, процессуальный срок начинает исчисляться со дня, следующего за днём получения административным истцом ответа от 19 апреля 2019 г., т.е. с 20 июля 2019 г. (суббота).

В силу части 2 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.

Согласно оттиска штемпеля входящей корреспонденции Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым, административное исковое заявление [СКРЫТО] О.В. поступило в адрес суда 23 июля 2019 г., а направлено посредством ГАС «Правосудие» 22 июля 2019 г., что подтверждается квитанцией об отправке (л.д. 12, т. 1).

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что после получения оспариваемого ответа от 26 марта 2019 г. административный истец не бездействовал, обжаловал в порядке подчинённости, а также что восстановление пропущенного процессуального срока направлено на защиту гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у административного истца уважительных причин пропуска процессуального срока на подачу административного искового заявления в суд, и оснований для его восстановления.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом без уважительных причин процессуального срока на обращение в суд, судебной коллегией отклоняются.

Частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно статье 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ одними из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды, а также предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа;

4) создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией;

5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ).

Согласно пункту 19 статьи 3 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ, пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.

В силу статьи 24 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

Доступ к архивным документам обеспечивается:

1) путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа;

2) путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов;

3) путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Ограничивается доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации <данные изъяты>, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии.

Аналогичные положения содержат статьи 20, 21 Закон Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 50-ЗРК «Об архивном деле в Республике Крым».

Приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 апреля 2016 г. № П/69 утверждён Порядок предоставления Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сведений из архива документов, принадлежащих ранее регистрационным службам территориальных управлений юстиции Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной Республике Крым (далее – Порядок).

Действие указанного Порядка распространяется на сведения из архива документов, принадлежащих ранее регистрационным службам территориальных управлений юстиции Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной Республике Крым (далее — Архив документов) до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (п. 1.2 Порядка).

Согласно пункту 1.5. Порядка, получателями услуги являются: физические и юридические лица (правообладатели), наследники физических лиц, представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности; органы государственной власти, органы местного самоуправления (государственные или муниципальные учреждения, действующие по поручению таких органов), нотариусы.

Пунктом 2.5.1 Порядка установлено, что запрос (сообщения) о предоставлении сведений из Архива документов, поступившие в [СКРЫТО] рассматриваются в течении 30 календарных дней со дня их регистрации. В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в этот срок или срок, указанный в запросе (сообщении), из - за необходимости проведения масштабной поисковой работы по комплексу архивных документов, [СКРЫТО] уведомляет заявителя о продлении на определённый срок рассмотрения запроса (обращения). Максимальный срок рассмотрения запроса (сообщения) о предоставлении сведений из Архива документов не должен превышать 45 календарных дней.

Требования к форме и содержанию запроса (сообщения) установлены п. 2.6 Порядка.

Как усматривается из материалов административного дела, заявления [СКРЫТО] О.В., поступившие в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, рассмотрены в срок, установленный в соответствии с пунктом 2.5.1 Порядка. Замечаний по форме и содержанию поступивших заявлений оспариваемое решение должностного лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не содержит.

Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что результатом предоставления услуги являются: архивные копии, информационное письмо о предмете запроса (обращения), уведомление об отказе в предоставлении сведений из Архива документов.

В соответствии с пунктом 2.8 Порядка, основанием для отказа в предоставлении услуги является несоответствие запроса (обращения) требованиям, указанным в пункте 2.6 Порядка.

При отсутствии документов, необходимых для исполнения запроса (обращения), в течение 15 календарных дней составляется уведомление об отказе в предоставлении сведений из Архива документов (пункт 3.4 Порядка).

Согласно пункту 3.4.4 Порядка, услуга по предоставлению [СКРЫТО] сведений из Архива документов считается предоставленной, если получателю услуги выдана запрашиваемая документированная информация или предоставлено уведомление об отказе в предоставлении сведений из Архива документов.

Сведений об ограниченном доступе к архивным документам заявления [СКРЫТО] О.В. не содержат.

Доводы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о том, что [СКРЫТО] О.В. не является правообладателем земельного участка, в связи с чем ей не были представлены испрашиваемые архивные документы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку оспариваемое решение в форме письма не содержало указанного основания.

Административный истец, обращаясь с заявлениями о выдаче копий архивных документов указал на то, что является собственником недвижимого имущества, находящегося на землях бывшего КСП «Родниковое» Симферопольского района, имущественного пая в паевом фонде КСП «Родниковое» Симферопольского района. Рекомендация должностного лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о возможности ознакомления с архивными документами в Арбитражном суде Республики Крым, является некорректной, поскольку в силу вышеуказанных правовых норм обращение в соответствующий государственный орган с такими заявлениями является правом выбора гражданина. Между тем, само по себе получение копий архивных документов (незаверенных надлежащим образом), которые находятся в материалах дела не позволит [СКРЫТО] О.В. оформить право на соответствующий земельный участок.

Исходя из вышеприведенных правовых положений и фактических обстоятельств дела следует, что заявления [СКРЫТО] О.В. от 2 марта 2019 г., зарегистрированные в интернет-приёмной Правительства Республики Крым под номерами 7392 и 7386, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не рассмотрены в соответствии с требованиями Порядка.

Кроме того, данное письмо не содержит ссылок на положения Порядка, с указанием оснований для отказа в предоставлении сведений из Архива документов, и оно не оформлено в виде уведомления, как того требуют положения Порядка.

При таком положении решение заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Якубова Д.К. от 26 марта 2019 г. № С-8/936/5,С-8/937/5 нарушает право административного истца на получение информации и выдачу копий архивных документов, в связи с чем его нельзя признать соответствующим закону.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, обжалуемое решение принято административным ответчиком без соблюдения требований Порядка (пункт 3.4.4.), что не может свидетельствовать о его законности и обоснованности.

Судом первой инстанции правомерно возложена на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявления [СКРЫТО] О.В. от 2 марта 2019 г., зарегистрированные в интернет – приёмной Правительства Республики Крым под номерами 7392 и 7386, с учётом установленных обстоятельств по делу, поскольку, исходя из обстоятельств дела, это будет являться восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение.

Учитывая установление нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемыми решениями государственного регистратора, документальное подтверждение уплаты государственной пошлины в размере 300,00 руб. за подачу административного искового заявления в суд с требованиями неимущественного характера, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу [СКРЫТО] О.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.

Доводы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 февраля 2020 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

А.А. Тимофеева

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) на 16.04.2020:
Дело № 33-4270/2020, апелляция
  • Дата решения: 29.04.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Беляевская Ольга Яновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4238/2020, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корсакова Юлия Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4240/2020, апелляция
  • Дата решения: 14.05.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Белоусова Виктория Васильевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4248/2020, апелляция
  • Дата решения: 26.05.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Синани Александр Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4271/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.05.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сокол Виктор Степанович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4272/2020, апелляция
  • Дата решения: 24.12.2020
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сокол Виктор Степанович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4273/2020, апелляция
  • Дата решения: 07.09.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хмарук Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4269/2020, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корсакова Юлия Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4251/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.04.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Егорова Елена Станиславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4256/2020, апелляция
  • Дата решения: 16.09.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Беляевская Ольга Яновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-388/2020, апелляция
  • Дата решения: 06.05.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Яковлев Сергей Валериевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1063/2020, апелляция
  • Дата решения: 09.06.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Осоченко Анатолий Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1064/2020, апелляция
  • Дата решения: 14.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Мельник Татьяна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1065/2020, апелляция
  • Дата решения: 13.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Осоченко Анатолий Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1066/2020, апелляция
  • Дата решения: 14.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Последов Алексей Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1067/2020, апелляция
  • Дата решения: 13.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лебедь Олег Дмитриевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1068/2020, апелляция
  • Дата решения: 03.06.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Слезко Тимур Васильевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1069/2020, апелляция
  • Дата решения: 01.06.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фарина Неля Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1070/2020, апелляция
  • Дата решения: 14.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Спасенова Елена Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1071/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Белоусов Эдуард Феликсович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1072/2020, апелляция
  • Дата решения: 14.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Последов Алексей Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13а-122/2020, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мостовенко Наталья Рудольфовна
  • Судебное решение: НЕТ