Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 14.04.2020 |
Дата решения | 03.06.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Кагитина Ирина Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 4ce5ddb2-6349-36df-9c92-0d7fbc088a48 |
Дело № 33а-4120/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты>
03 июня 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей - Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Е.Б. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Троян О.Ю., заинтересованное лицо – Филиал ГУП РК «Крым БТИ» г. Евпатории, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права и возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.Б. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 января 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя административного истца Хоменко Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
[СКРЫТО] Е.Б. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Троян О.Ю., заинтересованное лицо филиал ГУП РК «Крым БТИ» г.Евпатории, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обосновании иска указала, что 10 июня 2019 года она обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым через Центр «Мои документы» г. Евпатории ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с письменным заявлением провести государственную регистрацию права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. В качестве правоустанавливающего документа она предоставила нотариально удостоверенный договор купли-продажи указанной квартиры от 25 ноября 2004 года, зарегистрированный в реестре под №1402. Уведомлением государственного регистратора Троян О.Ю. №90/006/151/2019- 4682 от 06 августа 2019 года проведение государственной регистрации права собственности по моему заявлению приостановлено до 16 сентября 2019 года в связи с направлением административным ответчиком повторного запроса в Филиал ГУП РК «Крым БТИ» в г.Евпатория, так как согласно ответу на первичный запрос, в архиве Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г.Евпатория имеется запись о зарегистрированных правах на заявленный объект недвижимого имущества за иными лицами, в связи с чем не представляется возможным подтвердить право собственности заявителя. 23 сентября 2019 года сообщением государственного регистратора Троян О.Ю. №90/006/151/2019-4682 в проведении государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру отказано на основании ст.27 Федерального закона № 218-ФЗ, ввиду того, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Ознакомившись с данным отказом в государственной регистрации права собственности, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим действующие законодательные нормы Российской Федерации о государственной регистрации недвижимого имущества граждан, а также её права и законные интересы, в том числе конституционное право: владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 января 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В поданной апелляционной жалобе [СКРЫТО] Е.Б. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление в полном объёме. В обоснование жалобы указывает, что предоставленный истцом договор купли-продажи квартиры от 25.11.2004 года является достаточным основанием для проведения государственной регистрации ранее возникшего права собственности. Ответчиком не доказано, а судом не установлено, что данный договор является поддельным, признан недействительным, отменен, изменен или оспорен кем-либо. При этом суд не дал правовую оценку и не пояснил в своем судебном решении, на основании каких норм законодательства Российской Федерации он не принимает данный нотариальный договор в качестве документального доказательства. Суд не принял во внимание, что свидетельство о праве собственности Х.Н.И. и П.Е.В. от 28.03.2001 года, выданное ОАО «СПМК-4» было погашено (аннулировано) нотариусом Ф.А.В. при удостоверении 25 ноября 2004 года сделки купли-продажи.
В судебном заседании представитель административного истца [СКРЫТО] Е.Б. – Хоменко Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить принять новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить.
Представитель Филиала ГУП Республики Крым «Крым БТИ» г. Евпатории Шевченко С.А. в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец [СКРЫТО] Е.Б. 10 июня 2019 года обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым через Центр «Мои документы» г. Евпатории ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с письменным заявлением провести государственную регистрацию права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В качестве правоустанавливающего документа она предоставила нотариально удостоверенный договор купли-продажи указанной квартиры от 25 ноября 2004 года, зарегистрированный в реестре под №1402.
Осуществление государственного кадастрового учета уведомлением от 06 августа 2019г. № 90/006/1512019-4682 приостановлено до 23 сентября 2019 года по основанию, предусмотренному частями 2,10 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в целях подтверждения наличия у заявителя зарегистрированного права собственности, а также подтверждения, что право собственности не было прекращено в порядке перехода права к другому лицу, либо по иным основаниям в период до 07.03.2014г. В связи с чем государственным регистратором направлен запрос в филиал ГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатория.
Согласно ответу Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатория от 25.07.2019г. №04/11424 в материалах инвентарного дела ГУП РК «БТИ» по вышеуказанному адресу имеется запись о зарегистрированных правах Х.Н.И. и П.Е.В. по 1/2 доле, на основании свидетельства о праве собственности, выданного «ОАО СПМК-4» 28.03.2001г. В материалах инвентарного дела имеется второй экземпляр данного правоустанавливающею документа, какие-либо другие договора купли- продажи в материалах инвентарного дела отсутствуют.
Решением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Троян О.Ю. №90/006/151/2019-4682 от 23 сентября 2019 года отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с кадастровым номером №, поскольку не представилось возможным подтвердить право заявителя на объект недвижимости.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что принимая решение об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру от 23.09.2019 года №90/006/151/2019-4682 государственный регистратор Троян О.Ю. действовал в соответствии со своей законодательно определенной компетенцией, в рамках полномочий, на основании и согласно с нормами действующего законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не может с такими выводами согласится, поскольку суд первой инстанции не учел следующее.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон N 218-ФЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 1 и пункт 2 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Статьей 27 Закона № 218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 г. (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», далее - Закон № 6- ФКЗ).
В силу прямого предписания статьи 12 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 названного федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Федеральный законодатель определил, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ).
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым устанавливаются в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗPK).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 38-ЗPK право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона №38-ЗPK к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом о регистрации, с учетом особенностей, установленных статьей 8 Закона № 38-ЗPK.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 38-ЗPK перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержден постановлением Совета министров Республики.
Согласно п. 18 Приложения к Постановлению Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 года №264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации являются договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
Исходя из указанных положений закона, для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости на территории Республики Крым, гражданину достаточно предоставить в регистрирующий орган документ, подтверждающий совершение гражданско-правового соглашения, на основании которого возникает право на объект недвижимого имущества. При этом никаких требований подтверждения при этом факта государственной регистрации на объекты недвижимого имущества, расположенные в Крыму, законодательство Российской Федерации не содержит, поскольку срок государственной регистрации права для гражданина законом не ограничена.
Как установлено судом, 10 июня 2019 года [СКРЫТО] Е.Б. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, приложив в качестве правоустанавливающего документа нотариально удостоверенный договор купли-продажи указанной квартиры от 25 ноября 2004 года, зарегистрированный в реестре под №1402; извлечение №5463744 из электронного Реестра прав собственности на недвижимое имущество Украины от 09 декабря 2004 года, о проведении государственной регистрации права, регистрационный номер 8615721, подтверждающее переход права собственности к [СКРЫТО] Е.Б.
В ответе нотариуса Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым Аксеновой И.В., поступившего в адрес Верховного Суда Республики Крым 19.05.2020 года подтвержден факт удостоверения, а также наличие в бывшем Государственном нотариальном архиве АР Крым экземпляра договора купли-продажи квартиры, удостоверенной Ф.А.В., частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа, 25.11.2004 года под реестровым №1402. Согласно данным наряда Ф.А.В., частного нотариуса Евпаторийского городского нотариального округа, хранящегося в бывшем Государственном нотариальном архиве АР Крым, информация о расторжении или признании недействительным вышеуказанного договора отсутствует.
Учитывая приведённые выше нормы материального права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что нотариально удостоверенный договор купли-продажи квартиры от 25.11.2004 года под реестровым №1402, при указанных выше обстоятельствах является достаточным основанием для регистрации права административного истца на недвижимое имущество, следовательно, обжалуемое решение государственного органа неправильно признано законным и в удовлетворении заявленных требований отказано неправомерно.
Отсутствие в материалах инвентарного дела сведений о переходе права собственности к [СКРЫТО] Е.Б., при наличии нотариально удостоверенного договора купли- продажи, не может влиять на право административного истца на государственную регистрацию права.
Таким образом, у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – квартиру, распложенную по адресу: <адрес>, что противоречит положениям статей 8, 13, 14, 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких данных, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований административного истца, посредством признания оспариваемого решения административного ответчика незаконным с понуждением в установленном законом порядке и сроки устранить допущенное нарушение прав истца путём повторного рассмотрения заявления [СКРЫТО] Е.Б. о государственной регистрации права собственности на квартиру.
При этом, поскольку вопрос о государственной регистрации прав относится к исключительной компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, суд апелляционной инстанции не имеет полномочий возлагать на ответчика обязанность проведения государственной регистрации права, в связи с чем, в удовлетворении этой части исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 января 2020 года – отменить, принять по административному делу новое решение.
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Е.Б. - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Троян О.Ю. №90/006/151/2019-4682 от 23 сентября 2019 года об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Е.Б. о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В удовлетворении остальной части исковых требований [СКРЫТО] Е.Б. – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: З.И. Курапова
Судья: Н.Р. Мостовенко