Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 13.04.2020 |
Дата решения | 03.06.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Кагитина Ирина Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | a668094b-fb8b-3855-8fac-2e0330b7b6bc |
Дело № 33а-4065/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты>
03 июня 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей - Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисовской Р.В. к Администрации г. Ялта Республики Крым, заинтересованные лица - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ялта Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Ялты – Короткова Д.К. на решение Ялтинского городского суда Крым от 15 января 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
[СКРЫТО] Р.В. обратилась с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Ялты Республики Крым от 20.09.2019 года №2233-п «О приведении гр. Борисовской Р.В. земельного участка ориентировочной площадью 243кв.м. в первоначальное состояние путем сноса капитального одноуровневого строения, возведенного по адресу: <адрес>».
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку административный истец с 2003г. проживает в данном строении, построенного на заброшенном земельном участке с устного разрешения администрации пгт. Форос и обещания узаконить его. Иного жилья административный истец не имеет, относиться к малообеспеченным слоям населения, является пенсионером. 30 декабря 2014 г. была зарегистрирована декларация о готовности данного объекта к эксплуатации. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта сообщено, что для утверждения схемы расположения земельного участка, необходимой для передачи административному истцу земельного участка под строением, необходимо представить правоустанавливающие документы на строение. При этом Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым административному истцу отказано в регистрации права собственности на строения, в связи с непредставлением сведений о предоставлении земельного участка. Административный истец неоднократно обращалась в Администрацию г. Ялта и Совет министров Республики Крым к Главе Республики Крым с вопросами и заявлениями по узаконению строения, до настоящего времени по существу ее обращения не рассмотрены. Вместе с тем она добросовестно пользуется своими правами, при такой ситуации осуществлять снос единственного жилья пенсионера является преждевременным, поскольку строение введено в эксплуатацию, строительных либо иных норм и правил не нарушает, не создает угрозу жизни и безопасности.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 января 2020 года административный иск Борисовской Р.В. удовлетворен; признано незаконным и отменено постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 20 сентября 2019 г. № 2233-п «О приведении гр. Борисовской Р.В. земельного участка ориентировочной площадью 243 кв. м. в первоначальное состояние путем сноса капитального одноуровневого строения, возведенного по адресу: <адрес>»; взыскано с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу Борисовской Р.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Представитель Администрации г. Ялты Коротков Д.К., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 15.01.2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что материалы дела не содержат данных, подтверждающих, что строение, в котором проживает истец, является жилым домом. Не представлено соответствующих выписок из Единого государственного реестра прав, не подтверждено, что дом введен в эксплуатацию. Имеющийся в материалах дела акт проверки от 17.06.2019 года отображает характеристики объекта и его фактическое использование, при этом не может подтверждать факт законного использования объекта в качестве жилого дома. Ссылки на материалы инвентарного дела также не подтверждают законность строительства, поскольку инвентарные дела заводятся как на самовольные постройки, так и на оформленные. Полагает, что административным ответчиком полностью соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия органов на принятие оспариваемого решения, порядок принятия решения и основания для его принятия. Судом не дана оценка, что строение, в отношении которого принято обжалуемое постановление, имеет все основания для сноса во внесудебном порядке, предусмотренном пунктами 1,2 части 4 статьи 222 ГК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Администрации г. Ялта Республики Крым Коротков Д.К. подал ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, апелляционную жалобу просит удовлетворить в полном объеме.
Оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных положениями статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегией не установлено. Занятость представителя административного истца Петровой И.А. в другом судебном процессе не является основанием для отложения судебного разбирательства, поскольку ходатайство не содержит обоснованных причин невозможности рассмотрения административного дела в ее отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления о признании указанного постановления незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что спорное строение, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, используется в качестве жилого дома, о чем указано в акте со ссылкой на материалы инвентарного дела. Таким образом, органом местного самоуправления не могло быть принято решение о сносе данного строения в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 222 ГК РФ, в силу запрета, предусмотренного абз. 6 приведенной правовой нормы. Поскольку органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки в отношении жилого дома, указанный вопрос подлежал передаче на рассмотрение суда путем предъявления Администрацией г. Ялта иска о сносе самовольной постройки.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не может с такими выводами согласится, поскольку суд первой инстанции не учел следующее.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно пункту 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
В силу пункта 8 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта, принятого решением 51 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 22 сентября 2017 г. N 1, Администрация города Ялта Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.
Статьей 29 Устава определено, что к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым относятся, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа Ялта, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений,
05 февраля 2019 года Администрацией г. Ялты принято постановление №152-п «Об организации работы по сносу самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», которым утвержден Порядок принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее по тексту – Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает основания и порядок принятия решения о сносе самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования (1.2 Порядка).
Пунктами 1.3., 1.4. Порядка установлено, что выявление фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляется работниками департамента муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым (далее - муниципальный инспектор).
Установление факта возведения самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляет комиссия по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (приложение № 2 к постановлению) (далее - Комиссия).
Согласно пункту 2.1. указанного Порядка выявление самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляется муниципальным инспектором при проведении департаментом муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым (далее - департамент) плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внеплановых проверок в отношении лиц, не относящихся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые проводятся по поручению главы администрации города Ялта, а также на основании поступивших от органов государственной власти, отраслевых, функциональных, территориальных органов Администрации города Ялта Республики Крым, юридических лиц и граждан обращений, документов и иных доказательств, свидетельствующих о нарушении земельного и градостроительного законодательства, и в случае обнаружения инспектором достаточных оснований, указывающих на наличие нарушений в использовании земель.
Пунктом 2.3. Порядка установлено, что в случае выявления лица, осуществившего самовольную постройку на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в его адрес муниципальным инспектором заказным письмом направляется уведомление о необходимости явиться в департамент муниципального контроля для составления и подписания (для ознакомления) акта выявления самовольной постройки в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.
По результатам проведенных мероприятий по выявлению самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым муниципальными инспекторами составляется акт выявления самовольной постройки, который муниципальный инспектор направляет в Комиссию.
В разделе 3 Порядка закреплено, что материалы, указанные в пункте 2.3 раздела 2 настоящего Порядка, рассматриваются Комиссией в течение 60 рабочих дней со дня получения.
По результатам рассмотрения поступивших материалов в отношении самовольной постройки Комиссией принимается одно из следующих решений: 1) о наличии оснований для признания объекта самовольной постройкой; 2) о наличии оснований для обращения в суд с иском о сносе постройки; 3) о возврате документов и материалов в уполномоченный орган для устранения замечаний и (или) дополнительного сбора сведений; 4) о целесообразности сохранения самовольной постройки; 5) об отсутствии оснований для признания объекта самовольной постройкой.
Решение Комиссии оформляется протоколом заседания с указанием периода для осуществления работ, который при сносе самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым определяется с учетом характера самовольной постройки и не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев; для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями срок устанавливается с учетом характера самовольной постройки и не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Протокол заседания Комиссии в случае установления факта возведения самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым согласно подпункту 1 пункта 3.2 настоящего Порядка и наличия признаков ч. 4 ст. 222 ГК РФ является основанием для издания постановления Администрации города Ялта Республики Крым о сносе самовольной постройки (далее - Постановление).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с обращениями граждан о самовольном занятии земельных участков и возведении на них объектов по адресу: <адрес> Департаментом муниципального контроля Администрации г. Ялта в апреле 2019 г. инициирована проверка, к ходе которой установлено, что [СКРЫТО] Р.В. ранее обращалась в Администрацию г. Ялта с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> ей было отказано, в связи с непредставлением правоустанавливающего документа на строение, которое согласно техническому паспорту является самовольно возведенным, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка не регистрировались.
17 июня 2019 г. в присутствии Борисовской Р.В. сотрудниками Департамента муниципального контроля Администрации г. Ялта произведено обследование фактического использования земельного участка ориентировочной площадью 243 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>) и расположенных на нем объектов. По результатам обследования составлен акт о самовольном занятии земельного участка, согласно которому на земельном участке муниципальной формы собственности расположен объект капитального строительства -одноуровневое капитальное строение ориентировочной площадью 35 кв. м., по материалам инвентарного дела - литера А (жилой дом) является самовольно выстроенным, о чем свидетельствует соответствующий штамп. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка не регистрировались, по информации Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта данный земельный участок в собственность или пользование в установленном законом порядке не предоставлялся.
Согласно протоколу от 31 июля 2019 г. № 13 комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым единогласно принято решение о приведении Борисовской Р.В. земельного участка ориентировочной площадью 243 кв. м. в первоначальное состояние путем сноса капитального одноуровневого строения, возведенного по адрес: <адрес>.
По результатам проверки Департамента муниципального контроля Администрации г. Ялта, с учетом указанного решения комиссии, 20 сентябре 2019 г. Администрацией г. Ялта принято постановление, согласно которому постановлено Борисовской Р.В. в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления привести земельный участок ориентировочной площадью 243 кв. м. в первоначальное состояние путем сноса капитального одноуровневого строения, возведенного по адресу: <адрес> (п. 1). Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ялта по истечении срока, указанного в п. 1 настоящего постановления, в соответствии с п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 15 Порядка принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации г. Ялта от 5 февраля 2019 г. №152-п, организовать мероприятия по сносу одноуровневого строения, возведенного по адресу: <адрес>.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальный контроль был осуществлен должностным лицом, уполномоченным на его проведение, акт о выявлении самовольной постройки составлен в присутствии административного истца. Материалы о выявлении самовольной постройки рассмотрены полномочными членами комиссии, оформлены в виде протокола.
Таким образом, принимая оспариваемое постановление, Администрация города Ялты Республики Крым действовала в пределах представленных полномочий, постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 20 сентября 2019 года №2233-п «О приведении гр. Борисовской Р.В. земельного участка ориентировочной площадью 243 кв.м. в первоначальное состояние путем сноса капитального одноуровневого строения, возведенного по адресу: <адрес>».
Выводы суда первой инстанции о том, что спорное строение используется в качестве жилого дома, а потому органом местного самоуправления не могло быть принято решение о сносе данного строения в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 222 ГК РФ, в силу запрета, предусмотренного абз. 6 приведенной правовой нормы, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Материалы дела не содержат данных, подтверждающих, что строение, которое подлежит сносу является жилым домом. Имеющийся в материалах дела акт проверки от 17.06.2019 года отображает характеристики объекта и его фактическое использование, при этом не может подтверждать факт законного использования объекта в качестве жилого дома. Ссылки на материалы инвентарного дела также не подтверждают нахождение на земельном участке жилого дома, поскольку они являются технической документацией, фиксирующей характеристики строения и его самовольное возведение.
Согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной 30.12.2014г, объект, возведенный по адресу: <адрес>, готов к эксплуатации. В декларации указано, что документом, удостоверяющим право пользования земельным участком, является договор аренды земли, выданный Форосским поселковым советом от 16.07.2007г. №10.
Между тем, из ответа Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта от 22.05.2020г. №6565/02.1-40/1 следует, что согласно акту приема – передачи оригиналов договора аренды земельных участков от 09.12.2014г., ликвидационной комиссией исполнительного комитета Форосского поселкового совета договор аренды земельного участка от 16.07.2007г №10 не передан, соответственно в реестре договоров аренды земельных участков муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым не значится.
Согласно ответу Администрации города Ялта Республики Крым Форосский территориальный орган от 26.05.2020г. №128/-1.6-11 по имеющейся информации на земельный участок (массив) был заключен договор аренды с ООО «Электра», который был расторгнут через суд. Позже решением поссовета земля была выделена физическим лицам.
Из ответа Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым от 16.02.2018г. №03-19/525 следует, что Борисовской Р.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 0,025га, расположенного по адресу: <адрес>.
Оценив указанные доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что они не подтверждают факт законного использования Борисовской Р.В. земельного участка по адресу: <адрес>. и возведения на нем объекта строения, отвечающего признакам жилого дома.
Доводы административного истца о том, то указанное строение является ее единственным местом жительства не свидетельствуют о незаконности постановления Администрации <адрес> от 20.09.2019г.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
С учетом того, что выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам административного дела, решение Ялтинского городского суда Крым от 15 января 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила :
решение Ялтинского городского суда Крым от 15 января 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение.
Отказать Борисовской Р.В. в удовлетворении административного искового заявления к Администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления от 20 сентября 2019 года №2233-п.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья И.В. Кагитина
Судья З.И. Курапова
Судья Н.Р. Мостовенко