Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 24.03.2020 |
Дата решения | 30.06.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Тимофеева Анна Александровна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 0a177c57-59ee-317c-9951-74abad57a566 |
Судья 1 инстанции: ФИО2
Номер дела суда 1 инстанции: 2а-2324/2019 Дело №33а-3684/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2020 года <адрес>
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,
судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованное лицо – Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым, о признании незаконным постановления и возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
[СКРЫТО] Г.Н. обратилась в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просит признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]»; обязать повторно рассмотреть ранее поданное административным истцом заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 415 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №, с учетом обстоятельств, установленных решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2430/2018, апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-9392/2018, а также решением по данному делу.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу:<адрес>, на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное свидетельство было зарегистрированоДД.ММ.ГГГГ КРП «СМБРТИ». Пользуясь своим правом,[СКРЫТО] Г.Н.обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №утверждена схема расположения земельного участка по <адрес>А в городе Симферополе, предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью № кв.м. по данному адресуадминистративному истцу.Формируемый земельный участок отнесен к землям населенного пункта с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.ФИО1осуществила за свой счет выполнение кадастровых работ, участку был присвоен кадастровый№, зарегистрировано право муниципальной собственности. Завершая процедуру предоставления земельного участка в собственностьистецподала соответствующее заявление и документы через МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» Администрациигорода СимферополяРеспублики Крым, на что получила постановление от ДД.ММ.ГГГГ №№«Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской ФедерацииМамчурГ.Н.». Согласно указанному Постановлению истцу было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что предоставление участка на заявленном виде прав не допускается, так как указанный участок по мнению Администрации города Симферополя Республики Крым относится к землям общего пользования, занятыми площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами и не подлежит приватизации. С учетом изложенного истец полагает, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, в связи с чем обратилась в суд с вышеуказанными требованиями
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным постановление Администрации города Симферополя Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации ФИО1 Г.Н.». Возложена обязанность на Администрацию города Симферополя повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Г.Н. о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №, с учетом, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств. Взыскано с Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Мачур г.Н. судебные расходы по оплате Государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, представитель Администрации города Симферополя Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, вынесенное на основании ошибочных выводов, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела, а также с нарушением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Симферополя Республики Крым указывает, что ДД.ММ.ГГГГ принято постановление Администрации города Симферополя Республики Крым № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Улично – дорожной сети и территорий общественного пользования <адрес> муниципального образования городской округ Симферополь», согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> попал в зону красных линий как территория общего пользования. В связи с чем был вынесен отказ [СКРЫТО] Г.Н.
Кроме того, относительно возложения обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца, Администрация города Симферополя Республики Крым считает, что в данной части решение суда первой инстанции является незаконным, поскольку рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков относится к полномочиям МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, которые являются самостоятельным юридическим лицом.
Определением судьи Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Администрации города Симферополя Республики Крым восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Такие основания имеются.
Как установлено судом первой инстанции [СКРЫТО] Г.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: г<адрес>. Право административного истца зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ году, о чём имеется копия свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления дельного участка ФИО1» предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу:<адрес>А.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно собственность гражданке Российской Федерации ФИО1 Г.Н.» административному истцу отказано в предоставлении названного земельного участка со ссылкой на положения пункта 19 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка, а также оспариваемое постановление нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия считает данные выводы необоснованными, решение суда подлежащим отмене на основании следующего.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделённого государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 31 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Согласно статей 9 - 11 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков.
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6 - ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Согласно статье 1 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015, принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно части 7 статьи 18 Закона № 66-ЗРК/2015 гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который возникло у гражданина до ДД.ММ.ГГГГ. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона (о предоставлении льготным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта) в отношении указанных случаев не применяются.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ответчиком указано на основания, предусмотренные пунктом 19 статьи 39.16 и пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из ответа Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, поступившего на запрос Верховного Суда Республики Крым, согласно Проекта планировки и проекта межевания территории Улично-дорожной сети и территорий общественного пользования <адрес> муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № частично находится за границами красных линий.
В соответствии с постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Сводного плана красных линий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» земельный участок с кадастровым номером № находится в границах красных линий.
Решением 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (<адрес>) Республики Крым. Согласно указанным правилам испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальный зоны «Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
К территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земли общего пользования не подлежат приватизации.
Согласно пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо ограничений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законно и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно пункта 12.0 Приказа Министерства экономического развития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» содержание земельных участков общего пользования включает в себя размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и прочее.
Правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территорий общего пользования подтверждена выводами Верховного Суда Российской Федерации в определениях от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№; от ДД.ММ.ГГГГ №ЭС18-8200; в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенных для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление грани территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж планировки территории на котором отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи.
Таким образом оспариваемое постановление Администрации города Симферополя Республики Крым является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного законным и обоснованным решение признать нельзя, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, из материалов дела, а также на основании пояснений административного ответчика в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что испрашиваемый земельный участок возможно образовать в иных границах и иной площади с соблюдением требований к образуемым или измененным земельным участкам, установленных градостроительным и земельным законодательством, в отношении которого заявителем может быть реализовано его право на приобретение земельного участка в собственность, в том числе без пересечения красных линий.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от 30 октября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: | А.А. Тимофеева |
Судьи: | З.И. Курапова |
Н.В. Кучеренко |