Дело № 33а-3681/2020, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым)
Дата поступления 24.03.2020
Дата решения 09.06.2020
Категория дела прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Кагитина Ирина Владимировна
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Судебное решение Есть
ID 576cc708-cc7b-33be-af08-b96de48d7873
Стороны по делу
Истец
******** *. *********** **
Ответчик
************ *. *********** **
************* ********* ********** "*****" ************** *********** ********* ***** *********** **
************* ******** ********** *********** ********** ********* ************* *. *********** **
************* ******** ********** *********** ************ ************* ************* *. *********** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 33а-3681/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>

09 июня 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей - Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,

с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Симферополя Республики Крым к Администрации г. Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальному бюджетному учреждению «Город» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент капитального строительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица – ОГИБДД УМВД России по г. Симферополю, Управление МВД РФ по г. Симферополю, Муниципальное казенное учреждение Департамент финансов Администрации г. Симферополя, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя, о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Симферополя Клеева И.С. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 января 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя административного ответчика Клеева И.С., старшего помощника прокурора г. Симферополя Северина С.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Прокурор г. Симферополя Республики Крым обратился в Центральный районный суд города Симферополя с иском к Администрации г. Симферополя, в котором с учетом заявления об отказе от части исковых требований просит: признать незаконным бездействие Администрации г. Симферополя в непринятии мер по решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения путем осуществления финансирования, разработки проектно-сметной документации и осуществления строительства тротуаров по ул. Беспалова в г. Симферополе на участке от пересечения с ул. Григоренко до пересечения с ул. Кошевого, а также обустройству остановок общественного транспорта согласно требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2004 и утвержденному проекту организации дорожного движения; обязать Администрацию г. Симферополя в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование затрат на разработку проектно-сметной документации и организовать строительство тротуаров по ул. Беспалова в г. Симферополе на участке от пересечения с ул. Григоренко до ул. Кошевого; обязать Администрацию г. Симферополя в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения путем организации оборудования остановочных пунктов маршрутных транспортных средств в соответствии с требованиями п. 5.3.3, п. 5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 и утвержденным проектом организации дорожного движения ул. Беспалова в г. Симферополе, а именно: по ул. Беспалова, 103, за перекрестком с ул. Кошевого в направлении ул. Родниковая; по ул. Беспалова, 107, между ул. Родниковая и ул. Багратиона; по ул. Беспалова, 158А, за перекрестком ул. Родниковая в направлении ул. Кошевого.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Симферополя с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОГИБДД УМВД России по г. Симферополю проведена проверка исполнения Администрацией г. Симферополя законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности при содержании автомобильной дороги местного значения - улицы Беспалова в городе Симферополе. Обследованием дорожных условий улицы Беспалова установлены существенные нарушения государственных стандартов по безопасности дорожного движения. Согласно ответу Администрации г. Симферополя от 24.04.2019 года на требование прокуратуры бюджетом г. Симферополя на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг. финансирование капитального ремонта по обустройству тротуаров по ул. Беспалова не предусмотрено. Письменный ответ от 24.05.2019 года на представление прокуратуры содержал аналогичную информацию. Выявленные в ходе проверки многочисленные нарушения государственных стандартов по безопасности дорожного движения до настоящего времени не устранены, какой-либо информации по планированию их устранения от Администрации г. Симферополя в адрес прокуратуры не поступало. Таким образом, выявленные прокуратурой г. Симферополя нарушения государственных стандартов по безопасности дорожного движения создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества граждан, прежде всего жителей ул. Беспалова и близлежащих улиц, в том числе несовершеннолетних лиц - учащихся МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28», а также иных лиц.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 января 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объёме.

Представитель Администрации г. Симферополя Клеев И.С., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 15.01.2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование поданной жалобы указывает, что большинство улиц г. Симферополя требуют проведения работ капитального характера, при этом Администрация г. Симферополя формирует планы работ исходя из финансовых возможностей. В первоочередных порядке выполняет ремонт и содержание улиц, по которым осуществляется интенсивное движение транспорта, в том числе, по которым проходят маршруты общественного транспорта. Поскольку выполнение Администрацией г. Симферополя своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на ответчика обязанности указанных в решении суда приведет к нарушению требований статьей 9,15 Бюджетного кодекса РФ, ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой города Симферополя поданы письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель Администрации г. Симферополя Клеев И.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принят по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Старший помощник прокурора г. Симферополя Республики Крым Северин С.А. просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель МКУ Департамент финансов Администрации г. Симферополя Республики Крым Надолинская В.Е. в судебное заседание не явилась, подала заявление о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные в ходе прокурорской проверки многочисленные нарушения государственных стандартов по безопасности дорожного движения Администрацией г. Симферополя до настоящего времени не устранены. Администрацией города Симферополя меры, направленные на планирование дорожной деятельности, разработке проектно-сметной документации и проведения работ капитального характера по обустройству тротуаров и пешеходных дорожек по ул. Беспалова на участке от пересечения с ул. Григоренко до ул. Кошевого, а также по обустройству остановок общественного транспорта согласно требованиям законодательства и утвержденному проекту организации дорожного движения не предпринимаются, чем создается реальная угроза безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества населения муниципального образования городской округ Симферополя.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме не соглашается, исходя из следующего.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.п. 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; а содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу положений ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1). Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч. 4).

Статьёй 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Постановлением Администрации г. Симферополя от 05.02.2018 № 321 утвержден «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Симферополь», в который также включена улица Беспалова.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 9, пп.5, 7 ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым к полномочиям администрации города отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 47 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в структуру администрации города входят, в том числе отраслевые органы. Отраслевые (функциональные) органы администрации города обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территории городского округа в соответствии со своей компетенцией (организацию деятельности администрации города). Органы администрации города осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о территориальных, отраслевых и функциональных органах администрации города, которые утверждаются в порядке, установленном Уставом города Симферополя.

Постановлением Администрации города Симферополя от 23 июня 2015 года №431 утвержден проект организации дорожного движения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в том числе по улице Беспалова.

Требования к организации тротуаров и пешеходных дорожек определены в п. 4.5.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст. Согласно пункту 4.5.1.1 которого тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Требования к организации остановочного пункта маршрутных транспортных средств определены в п. 5.3 указанного ГОСТ Р 52766-2007, согласно п. 5.3.3.1 которого остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

При прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований: на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия); на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 - в габаритах проезжей части; на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 - в заездных "карманах" (п.5.3.3.2).

Требования к оборудованию остановочных пунктов техническими средствами организации дорожного движения установлены в п. 5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007, согласно пункту 5.3.4.1 которого, остановочные пункты оборудуют дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256, которые применяют по ГОСТ Р 52290.

Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения проверки исполнения Администрацией города Симферополя законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности при содержании автомобильной дороги местного значения - улицы Беспалова в городе Симферополе, прокуратурой выявлены существенные нарушения государственных стандартов по безопасности дорожного движения, в частности по ул. Беспалова от пересечения с ул. Григоренко до ул. Кошевого отсутствуют тротуары либо пешеходные дорожки, что не соответствует требованиям п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Указанные нарушения зафиксированы в Акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 12.04.2019 года (л.д. 12-13). Аналогичный акт о выявленных недостатках составлен 08.10.2019 года.

Указанный участок дороги находится в районе путей следования учащихся к МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28», что обуславливает повышенную угрозу для жизни и здоровья детей.

Согласно ответу Администрации г. Симферополя от 24.04.2019 года бюджетом г. Симферополя на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг. финансирование капитального ремонта по обустройству тротуаров по ул. Беспалова не предусмотрено. Письменный ответ от 24.05.2019 года на представление прокуратуры содержал аналогичную информацию.

Кроме того, проверкой установлено, что по ул. Беспалова, 103, за перекрестком с ул. Кошевого в направлении ул. Родниковая; по ул. Беспалова, 107, между ул. Родниковая и ул. Багратиона; по ул. Беспалова, 158А, за перекрестком ул. Родниковая в направлении ул. Кошевого остановочные пункты маршрутных транспортных средств не оборудованы в соответствии с требованиями п. 5.3.3, п. 5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007, что подтверждается Актами о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 12.04.2019 года и от 08.10.2019 года.

В акте МКУ Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым от 14.01.2020г., письменных пояснениях представителя указанного департамента Мускаиди Д.К. от 03.06.2020г. №И2542/03/01-20 указано, что в рамках п. 2 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработан проект организации дорожного движения на улице Беспалова. Данный проект организации дорожного движения утвержден постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 23.06.2015 №431 «Об утверждении проектов организации дорожного движения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым». Проектом предусмотрены остановочные пункты на участках автомобильной дороги ул. Беспалова в г. Симферополе (сторона строения №103 по ул. Беспалова, примыкание ул. Кошевого к ул. Беспалова) и на участках дороги автомобильной дороги ул. Беспалова (район строения №107 по улице Беспалова, участок примыкания ул. Родниковая).

В письменных объяснениях от 09.06.2020 года начальник отдела эксплуатации объектов УДС управления дорожного хозяйства МКУ Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Галяев В.Ю. подтвердил, что улица Беспалова (участок от улицы О.Кошевого до ул. Багратиона) относится к автомобильным дорогам III категории, на ней необходимо обустроить остановочные пункты в с соответствии с ГОСТ Р 218.1.002-2003, ГОСТ Р52766-2007 и проектом организации дорожного движения; необходимость обустройства тротуара на участке от улиц О Кошевого до района примыкания ул. Григоренко обусловлена требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017. В настоящее время на участке автомобильной дороги улица Беспалова ( от улицы О. Кошевого до района примыкания улицы Григоренко) тротуар не обустроен.

Из пояснений представителя Администрации города Симферополя Клеева И.С., данных в суде апелляционной инстанции, следует, что выявленные в ходе проверки многочисленные нарушения государственных стандартов по безопасности дорожного движения до настоящего времени не устранены, сроки исполнения проекта организации дорожного движения, утвержденного постановлением от 23.06.2015г. №431, не установлены.

В ходе судебного разбирательства доказательств устранения указанных нарушений и принятие мер по обеспечению дорожной деятельности по ул. Беспалова в г. Симферополе (на участке от пересечения с улицей Генерала Григоренко до пересечения с улицей Олега Кошевого) административным ответчиком не представлено.

Из пояснений представителя Администрации города Симферополя Клеева И.С., данных в суде апелляционной инстанции, следует, что выявленные в ходе проверки нарушения государственных стандартов по безопасности дорожного движения до настоящего времени не устранены, сроки исполнения проекта организации дорожного движения, утвержденного постановлением от 23.06.2015г. №431, не установлены.

Таким образом, принимая во внимание, отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об осуществлении Администрацией города Симферополя Республики Крым дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения по ул. Беспалова (на участке от пересечения с улицей Генерала Григоренко до пересечения с улицей Олега Кошевого) г. Симферополя и обеспечении безопасности дорожного движения на ней, которое предусмотрено предписаниями указанных выше нормативных правовых актов, в том числе нормами Федерального закона № 257-ФЗ, Федерального закона № 196-ФЗ, Федерального закона 131-ФЗ, и Устава, ГОСТ Р 52766-2007, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности бездействия Администрации города Симферополя Республики Крым при осуществлении вышеуказанной деятельности.

Вместе с тем, учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеуказанные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что надлежащим способом защиты нарушенного права неопределённого круга лиц, в защиту прав, свобод и интересов которых обратился прокурор с данным административным исковым заявлением, будет возложение на Администрацию города Симферополя Республики Крым обязанности принять в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации меры, направленные на обеспечение дорожной деятельности по ул. Беспалова в г. Симферополе на участке от пересечения с улицей Генерала Григоренко до пересечения с улицей Олега Кошевого в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденным постановлением Администрации города Симферополя от 23 июня 2015 года №431, и пунктами 4.5.1, 5.3.3, 5.3.4 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст.

При этом требования административного искового заявления, в котором прокурор города Симферополя Республики Крым просил обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование затрат на разработку проектно-сметной документации и организовать строительство тротуаров по ул. Беспалова в г. Симферополе на участке от пересечения с ул. Григоренко до ул. Кошевого, а также в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения путем организации оборудования остановочных пунктов маршрутных транспортных средств в соответствии с требованиями п. 5.3.3, п. 5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 и утвержденным проектом организации дорожного движения ул. Беспалова в г. Симферополе, удовлетворению не подлежат, поскольку удовлетворение таких требований избранным способом, в том числе путём установления конкретного срока, повлечёт вмешательство в деятельность административного ответчика.

При этом, судебная коллегия принимает во внимание акт МКУ Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым от 14.01.2020г. из которого следует, что для размещения остановочных пунктов необходимо выполнить работы по обустройству заездного кармана, возвышенной посадочной площадки, площадки остановочного павильона и самого павильона, выполнить перенос ЛЭП с учетом возможного размещения иных сетей инженерной инфраструктуры. Также необходимо выполнить комплекс строительно –монтажных работ по устройству остановочного пункта, что в свою очередь отнесено к дорожным работам капитального характера, требующего проведения ряда мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на Администрацию г. Симферополя обязанности по строительству автомобильной дороги приведет к нарушению положений ст.ст.9,15 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает администрацию от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения. При этом передача имущества в оперативное управление того или иного структурного подразделения не влечет изменения обязанности осуществить функции по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких данных, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 января 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение.

Административный иск прокурора города Симферополя Погудина Д.М. – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации города Симферополя в непринятии мер по обеспечению дорожной деятельности по ул. Беспалова в г. Симферополе на участке от пересечения с улицей Генерала Григоренко до пересечения с улицей Олега Кошевого в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденным постановлением Администрации города Симферополя от 23 июня 2015 года №431, «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст.

Обязать Администрацию города Симферополя принять в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации меры, направленные на обеспечение дорожной деятельности по ул. Беспалова в г. Симферополе на участке от пересечения с улицей Генерала Григоренко до пересечения с улицей Олега Кошевого в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденным постановлением Администрации города Симферополя от 23 июня 2015 года №431, и пунктами 4.5.1, 5.3.3, 5.3.4 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст.

В удовлетворении иной части административного иска - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: З.И. Курапова

Судья: Н.Р. Мостовенко

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) на 24.03.2020:
Дело № 33-3715/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.06.2020
  • Решение: в связи с необходимостью в принятии дополнительного решения судом нижестоящей инстанции
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сокол Виктор Степанович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3699/2020, апелляция
  • Дата решения: 03.06.2020
  • Решение: другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Рошка Марина Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3700/2020, апелляция
  • Дата решения: 22.04.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Курская Антонина Георгиевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3714/2020, апелляция
  • Дата решения: 10.08.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пономаренко Алла Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3702/2020, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Романова Любовь Владиславовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-186/2021 (33-3703/2020;), апелляция
  • Дата решения: 07.12.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кирюхина Марина Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3704/2020, апелляция
  • Дата решения: 07.10.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Беляевская Ольга Яновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3705/2020, апелляция
  • Дата решения: 14.10.2020
  • Решение: решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Романова Любовь Владиславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3706/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.05.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сокол Виктор Степанович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3677/2020, апелляция
  • Дата решения: 16.06.2020
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гоцкалюк Владимир Дмитриевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-366/2020, апелляция
  • Дата решения: 18.05.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шидакова Оксана Арсеновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-367/2020, апелляция
  • Дата решения: 21.04.2020
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Тимошенко Екатерина Григорьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-368/2020, апелляция
  • Дата решения: 18.05.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Агин Владимир Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-369/2020, апелляция
  • Дата решения: 18.05.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Воробьева Светлана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-139/2020, апелляция
  • Дата решения: 27.05.2020
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шидакова Оксана Арсеновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-138/2020, апелляция
  • Дата решения: 25.03.2020
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Агин Владимир Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-108/2020, первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Галимов Айрат Ильдусович
  • Судебное решение: НЕТ