Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 16.03.2020 |
Дата решения | 26.05.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Кагитина Ирина Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 3c7339e6-f453-3489-a408-46e8c85c3727 |
Дело № 33а-3430/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты>
26 мая 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей - Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] С.Я. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственной регистрации,
по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сыроваткиной М.Д. на решение Судакского городского суда Республики Крым от 09 января 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя административного истца Кваша С.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым
установила:
[СКРЫТО] С.Я. в лице представителя по доверенности Кваша С.А. обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственной регистрации от 07 ноября 2019 года за №90/018/100/2019-8248, №90/018/100/2019-8249.
Требования мотивированы тем, что административному истцу [СКРЫТО] С. Я. на основании государственных актов на право собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>. Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы в установленном законном порядке.
Вместе с тем, административным истцом принято решение о перераспределении границ существующих земельных участков, для чего был подготовлен соответствующий межевой план по изменению границ вышеуказанных земельных участков. 22 октября 2019 года административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о кадастровом учете и государственной регистрации права в связи с образованием объектов недвижимости, в соответствии с требованиями п.2 ч.3 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», однако осуществление регистрационных действий было приостановлено, в связи с несоответствием образуемых земельных участков предельным минимальным размерам. Уведомления о приостановлении государственной регистрации административный истец считает незаконными и нарушающими ее права и законные интересы.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 09 января 2020 года административное исковое заявление удовлетворено; признаны уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственной регистрации от 07 ноября 2019 года за №90/018/100/2019 - 8248, №90/018/100/2019-8249 незаконными; взыскано с административного ответчика в пользу [СКРЫТО] С.Я. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В поданной апелляционной жалобе представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сыроваткина М.Д. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы указывает, что согласно утвержденным правилам землепользования и застройки г. Судака для земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства определены следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков: для планируемых земельных участков в городской местности – от 500кв.м. до 800кв.м. При этом перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, определенном статьями 39.28 и 39.29 ЗК РФ. В соответствии с указанными статьями, допускается перераспределение земель или земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельно максимальных размеров земельных участков. На основании изложенного, полагает, что административным ответчиком были приняты законные и обоснованные уведомления и приостановлении.
В возражениях, подданных на апелляционную жалобу, представитель административного истца [СКРЫТО] С.Я. – Кваша С.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Административный истец [СКРЫТО] С.Я. в судебное заседание не явилась, подала заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель административного истца Кваша С.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражениях, просил решение суда от 09.01.2020 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯА № от 01 ноября 2005 года и государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯБ № от 02 декабря 2005 года административному истцу принадлежат земельные участки, площадью 0,0492 га и площадью 0,0437 га, расположенные по адресу: <адрес>.
15 октября 2019 года кадастровым инженером Ж.С.И. был подготовлен межевой план. В результате перераспределения смежных земельных участков сформировано два земельных участка: участок №1, площадью 421 кв.м, и участок №2, площадью 508 кв.м.
22 октября 2019 года [СКРЫТО] С.Я. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о кадастровом учете и государственной регистрации прав, в связи с образованием объектов недвижимости в соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Уведомлениями государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. от 07 ноября 2019 года №90/018/100/2019-8248, №90/018/100/2019 - 8249 приостановлен кадастровый учет и государственная регистрация прав, проводимые по заявлению №91-0-1-33/3141/2019-4017, по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Согласно утвержденным правилам землепользования и застройки г. Судака для земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства определены следующие предельные минимальные и максимальные размеры участков: от 500 кв.м, до 800 кв.м на недвижимое имущество.
Принимая решение об отмене указанных уведомлений о приостановлении государственно регистрации, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления, предусмотренные пунктом 7 и 28 части 1 ст.26 Федерального Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из содержания ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон N 218-ФЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 1 и пункт 2 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями пунктов 7 и 28 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Согласно части 2 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 г. (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», далее - Закон № 6- ФКЗ).
В силу прямого предписания статьи 12 Закона № 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 названного федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым устанавливаются в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-3PK).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 38-3PK, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 38-3PK к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом о регистрации, с учетом особенностей, установленных статьей 8 Закона № 38-3PK.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 38-ЗPK перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержден постановлением Совета министров Республики.
Согласно п. 1 Приложения к Постановлению Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 года №264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации является государственный акт на право собственности.
Таким образом, земельные участки, принадлежащие Агоронян С.Я. на праве собственности являются объектами ранее возникшего права.
На основании решения 83 сессии 1 созыва Судакского городского совета от 28 марта 2019 года №906 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.
В соответствии с указанными Правилами были установлены следующие размеры земельных участков, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства: площадь земельного участка: для существующих земельных участков от 200 кв.м, до 800 кв.м., для планируемых земельных участков от 500 кв.м, до 800 кв.м.
С учетом внесенных изменений, размещенных 09.01.2020 года на официальном сайте городской округ Судак в разделе градостроительная деятельность, указанными Правилами установлены следующие размеры земельных участков, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства: для существующих и планируемых земельных участков в городской местности – от 200 кв. м. до 1000 кв. м.
Учитывая приведённые выше положения законов и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку вышеуказанные земельные участки являются объектами ранее возникшего права, при этом размеры земельных участков соответствует предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки согласно пунктам 7 и 28 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не имеется, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал незаконными уведомления государственного регистратора Государственного комитета по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. от 07.11.2019 года №90/018/100/2019-8248 и №90/018/100/2019-8249.
Доводы апелляционной жалобы о том, что принадлежащие [СКРЫТО] С.Я. земельные участки являются образуемыми, в связи с чем их размер не соответствует установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным размерам земельных участков, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в том числе законодательства Республики Крым, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 09 января 2020 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сыроваткиной М.Д. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: З.И. Курапова
Судья: Н.Р. Мостовенко