Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 26.02.2021 |
Дата решения | 29.03.2021 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Мостовенко Наталья Рудольфовна |
Результат | другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений |
Судебное решение | Есть |
ID | 20860ae1-659b-3cf6-ab65-a98d1df96ef3 |
Судья Пронин Е.С. Дело № 33а-2977/2021
(№ 9а-1396/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 29 марта 2021 г.
Судья Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым Мостовенко Н.Р., рассмотрев в порядке части 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации материал
по частной жалобе [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на определение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 ноября 2020 г. о возвращении административного искового заявления
по их административному исковому заявлению к Федеральной службе безопасности по Республике Крым в лице Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Республике Крым о признании незаконными действий и решений государственного органа, связанных с ограничением въезда на территорию Российской Федерации
установил:
[СКРЫТО] К.К., [СКРЫТО] Е.С. обратились в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 9 сентября 2020 г. административное исковое заявление оставлено без движения, заявителям предложено устранить выявленные недостатки в срок до 15 октября 2020 г.
Определением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 октября 2020 г. продлён срок оставления административного искового заявления без движения. Заявителям предложено устранить выявленные недостатки в течение пяти дней с момента получения копии данного определения.
17 ноября 2020 г. в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым поступило уточнённое административное исковое заявление.
Судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым 18 ноября 2020 г. возвратил административное исковое заявление на основании пункта 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе, поданной [СКРЫТО] К.К., Е.С., ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного.
Частная жалоба мотивирована тем, что судьёй районного суда не принято во внимание, что [СКРЫТО] К.К. является пенсионером, а [СКРЫТО] Е.С.- инвалидом 2-й группы. В определении об оставлении административного искового заявления без движения, судья районного суда не указал правильную сумму и реквизиты оплаты государственной пошлины.
Судья, изучив материал и доводы частной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе: 1) оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения; 2) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Общие требования к форме и содержанию административного искового заявления определены статьёй 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 части 2 статьи 125 названного Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны, в т.ч.: наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
Пунктом 2 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.
Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями изложены в установлены статьёй 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 6 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны в т.ч.: сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса, а также сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Судья районного суда, оставляя административное исковое заявление без движения, исходил из того, что в нарушение требований части 3 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, доказательства того, что [СКРЫТО] К.К. и [СКРЫТО] Е.С. являются членами указанного Объединения, в т.ч. единственными членами; сведения из компетентных государственных органов о государственной регистрации Международного научного сообщества в лице Общественной организации «Научное общество студентов и аспирантов-юристов «ЮСТИ*С», сведения о руководителе и всех его членах; в нарушение пункта 1 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами указано, что они подают административное исковое заявление в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, направив его при этом, в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым; в нарушение пункта 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении не указаны адреса электронной почты административных истцов, что способствовало бы соблюдению разумных сроков судопроизводства, принимая во внимание удалённость места их жительства; не представлены сведения о государственной регистрации Международного научного сообщества в лице Общественной организации «Научное общество студентов и аспирантов-юристов «ЮСТИ*С» (соответствующий номер); в нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не указаны наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, а также не представлены доказательства осуществления каких-либо действий, направленных на получение информации о номере, дате принятия оспариваемого решения или невозможности получения такой информации;
Также судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для освобождения административных истцов от уплаты государственной пошлины, и указал о необходимости предоставления административными истцами доказательств оплаты государственной пошлины за подачу административного искового заявления в установленном размере и порядке.
Из содержания административного искового заявления усматривается, что предметом споря является признание незаконными действий и решений государственного органа, связанных с ограничением въезда на территорию Российской Федерации административных истцов - [СКРЫТО] К.К,, [СКРЫТО] Е.С.
Вместе с тем, в силу положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вопрос о предоставлении сведений о руководителе и всех членах Международного научного сообщества в лице Общественной организации «Научное общество студентов и аспирантов-юристов «ЮСТИ*С» мог быть разрешён судом после принятия административного искового заявления к производству, как и вопросы об адресах электронной почты административных истцов, а также о наименовании, номере и дате принятия оспариваемого решения.
В уточнённом административном исковом заявлении, поданном после продления срока оставления административного искового заявления, административными истцами было указано, что оно подано в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Таким образом, недостаток административного искового заявления, выразившийся в его несоответствии требованиям пункта 1 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными истцами был устранён.
В подтверждения доводов ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, административными истцами при обращении в суд были представлены: копия справки о временном отсутствии пенсионного удостоверения от 23 сентября 2013 г., в которой указано, что [СКРЫТО] К.К. пребывает на учёте Главном Управлении Пенсионного Фонда Украины в Одесской области и получает пенсию по возрасту; копия справки к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссией, согласно которой с 1 февраля 2021 г. [СКРЫТО] Е.С. установлена вторая группа инвалидности (общее заболевание).
Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены статьёй 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 названной статьи установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.
Таким образом, [СКРЫТО] Е.С., представившая копию документа, подтверждающую наличие у неё второй группы инвалидности, в силу вышеуказанной правовой нормы закона освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу настоящего административного искового заявления в суд.
Учитывая, что судьёй районного суда неверно применены положения процессуального закона, у него отсутствовали основания для возвращения [СКРЫТО] Е.С. административного искового заявления определением от 18 ноября 2020 г.
В то же время, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не освобождает административных истцов-пенсионеров от уплаты государственной пошлины за подачу в суд административного искового заявления неимущественного характера, [СКРЫТО] К.К., являющийся административным истцом по настоящему делу, при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением к Федеральной службе безопасности по Республике Крым в лице Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Республике Крым об отмене решения, признании незаконными действий, обязан был представить документ, подтверждающий оплату государственной пошлины либо представить документы, свидетельствующие о наличии оснований для освобождения его от уплаты государственной пошлины в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, чего им в установленный судом срок сделано не было.
В абзаце 2 подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.
Банковские реквизиты оплаты государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд указаны на сайте районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет».
Таким образом, в связи с не устранением административным истцом вышеназванного недостатка, указанного в определении об оставлении административного искового заявления без движения в установленный срок, судья районного суда обоснованно возвратил [СКРЫТО] К.К. поданное административное исковое заявление со всеми приложенными к нему документами.
Оспариваемый судебный акт не препятствует административному истцу [СКРЫТО] К.К. в доступе к правосудию, а лишь является следствием невыполнения ими в установленный судом срок необходимых действий с целью соблюдения процессуальных норм, регулирующих порядок обращения в суд за защитой предполагаемого нарушенного права, о чём было указано в определении об оставлении административного искового заявления без движения от 9 сентября 2020 г. и в определении о продлении срока оставления административного искового заявления без движения от 16 октября 2020 г.
При таких обстоятельствах, определение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 ноября 2020 г. в части возвращении [СКРЫТО] Е.С. административного искового заявления, подлежит отмене, а материал в части административного искового заявления [СКРЫТО] Е.С.– направлению в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
Определение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 ноября 2020 г. в части возвращении административного искового заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] - отменить.
Материал в части административного искового заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] направить в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
В остальной части определение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 ноября 2020 г. о возвращении административного искового заявления – оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Н.Р. Мостовенко