Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 26.02.2021 |
Дата решения | 20.04.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Хожаинова Оксана Васильевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 3f455c8a-1de2-3043-b28b-eacb2525361c |
дело № 33а-2971/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 20 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре | Юсуповой Л.А-В., Шидаковой О.А. Квита П.А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Валерия [СКРЫТО] к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо – Садоводческий потребительский кооператив «Энергетик» о признании постановления незаконным, его отмене и понуждении совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2020 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
[СКРЫТО] В.Н. посредством своего представителя Нафонайлова А.В. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 12 августа 2020 года № 2136 «Об отказе гражданину Российской Федерации [СКРЫТО] В.Н. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без торгов» и возложить на Администрацию города Феодосия Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] В.Н. о предоставлении в собственность без торгов земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый номер№
В обоснование заявленных требований указывает, что согласно договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10 июля 2019 года он является арендатором земельного участка по адресу: г<адрес> № с кадастровым номером № а также с 21 августа 2019 года он является членом Садоводческого потребительского кооператива «Энергетик». На основании Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 20 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» административный истец обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка для целей ведения садоводства, однако оспариваемым постановлением [СКРЫТО] В.Н. было отказано в предоставлении в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, что препятствует реализации его права на оформление земельного участка в собственность.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2020 года административное исковое заявление [СКРЫТО] В.Н. удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Администрации города Феодосия Республики Крым от 12 августа 2020 года № 2136 «Об отказе гражданину Российской Федерации [СКРЫТО] В.Н. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без торгов», на Администрацию города Феодосия Республики Крым возложена обязанность, с учётом установленных судом обстоятельств, повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] В.Н. от 15 июля 2020 года о предоставлении ему в собственность без проведения торгов земельного участка, площадью 1200 кв.м, по адресу: <адрес> кадастровый номер: №. В удовлетворении требований к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» отказано.
В апелляционной жалобе административным ответчиком Администрацией города Феодосии Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, и принятии нового решения, которым в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] В.Н. отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывается, что судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка доводам административного ответчика о несоответствии спорного земельного участка условиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, границы земельного участка садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, из которого был предоставлен спорный земельный участок, в данном случае не определены, какие-либо правоустанавливающие документы на земельный участок у объединения отсутствуют, в связи с чем, факт нахождения спорного земельного участка в пределах юридических границ садоводческого товарищества своего подтверждения не нашёл, в установленном порядке межевание земельного участка не проведено. Также, в пояснениях к апелляционной жалобе указывается, что проект межевания территории Садоводческим потребительским кооперативом «Энергетик» в Администрацию города Феодосии Республики Крым для рассмотрения не поступал и не утверждался, документы по планировке территории, проект организации и застройки территории отсутствует. Кроме того, в жалобе указывается, что решением 40 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета от 29 июля 2005 года № 2255 земельный участок был выделен не административному истцу, а ФИО14
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца представлены письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Феодосии Республики Крым Нетреба А.А. апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней
Представители административного истца Кропотина О.С., Иванов А.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением 40 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета от 29 июля 2005 года № 2255 «О предоставлении земельных участков гражданам» утверждена техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право на земельные участки, гражданам Российской Федерации, в том числе ФИО15 для ведения садоводства, код целевого использования – 1.2 и решено передать в аренду на срок до 29 июля 2054 года земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №, площадью 0,12 га, в том числе по угодьям: земли сельскохозяйственного назначения, в том числе многолетние насаждения 0,12 га, за счёт земель не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель сельскохозяйственного назначения в границах г. Феодосия. Возложена обязанность в течении двух месяцев после принятия решения оформить договор аренды земли (пункты 1.3, 10).
Согласно договора аренды земельного участка № 816 от 1 декабря 2017 года, заключённого между Администрацией города Феодосия Республики Крым (арендодатель) и ФИО16 (арендатор), арендатор принимает в аренду земельный участок, общей площадью 1200 кв.м, категория земель – земли населённых пунктов, с кадастровым номером № в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане), прилагаемом к настоящему договору (приложение №2) и являющимся неотъемлемой частью, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> цель предоставления: для ведения садоводства, в соответствии с видом разрешённого использования – ведение садоводства. Договор заключён сроком до 29 июля 2054 года (пункты 1.1, 2.1).
Из сути договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10 июня 2019 года, удостоверенного нотариусом Феодосийского городского нотариального округа Республики Крым Радовым С.Л., серия №, следует, что ФИО17 передала [СКРЫТО] В.Н. все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка № от 1 декабря 2017 года.
С 21 августа 2019 года [СКРЫТО] В.Н. является членом Садоводческого потребительского кооператива «Энергетик», что подтверждается выпиской из протокола общего собрания членов №1 от 21 августа 2019 года, а также справкой от 6 октября 2020 года и членской книжкой.
30 августа 2016 года земельный участок, площадью 1200 +/-12 кв.м, по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учёт, кадастровый номер №, правообладатель - муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, вид права – собственность, ограничение - аренда с 13 июня 2019 года по 29 июля 2054 года в пользу [СКРЫТО] В.Н.
15 июля 2020 года [СКРЫТО] В.Н. посредством своего представителя Нафонайлова А.В. обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов для целей – ведение садоводства.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 12 августа 2020 года № 2136 отказано гражданину Российской Федерации [СКРЫТО] В.Н. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без торгов, площадью 1200 кв.м, расположенного но адресу: <адрес> кадастровый номер № с видом разрешенного использования — ведение садоводства (13.2), на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: предоставление земельного участка на заявленном виде не допускается.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие сведений об утверждении проекта межевания Садоводческого потребительского кооператива «Энергетик» не может служить препятствием для члена этого объединения в реализации права на получение земельного участка в собственность.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым регулируются законами Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», от 15 января 2015 года № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» и от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым».
В силу части 3 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015) земельные участки могут образовываться на основании утверждённой схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до 1 января 2023 года, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества.
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 установлено, что до 1 марта 2022 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц
Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление таких земельных участков осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьёй 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В части 1 статьи 39.14 Земельного кодека Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.
Согласно пункта 3 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе пунктом 19: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий, в том числе принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод об отсутствии необходимости межевания Садоводческого потребительского кооператива «Энергетик», из земель которого административный истец просит предоставить земельный участок в собственность, поскольку в силу пункта 2 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждённый проект межевания территории, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, является исключительным условием образования земельного участка.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Таким образом, судебная коллегия, с учётом вышеуказанных положений, приходит к выводу о том, что Администрацией города Феодосии Республики Крым в соответствии пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации правомерно отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Между тем, следует отметить, что довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок был выделен не административному истцу, а ФИО18 является несостоятельным, поскольку опровергается договором аренды земельного участка № 1 декабря 2017 года, из которого следует, что арендатор имеет право, если иное не предусмотрено федеральными законами, передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам, в том числе отдавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества, либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора, при условии уведомления арендодателя не позднее 30 дней с даты передачи своих прав и обязанностей третьим лицам (пункт 4.1.2). При этом, из уведомления от 8 июля 2019 года следует, что ФИО19 уведомила Администрацию города Феодосии республики Крым о передаче прав и обязанностей по указанному договору аренды земельного участка.
Установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права.
В связи с указанным, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 ноября 2020 года по административному делу № 2а-2008/2020 – отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] Валерия [СКРЫТО] к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо – Садоводческий потребительский кооператив «Энергетик» о признании постановления незаконным, его отмене и понуждении совершить определённые действия – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Л.А-В. Юсупова
О.А. Шидакова