Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 21.01.2019 |
Дата решения | 26.02.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Юсупова Луиза Абдул-Вахаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 7bd522f7-1e9a-3c70-8d5a-6fd1a816f91c |
Судья Глухова И.С. | Дело № 33а-1911/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 26 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В.,
судей Хожаиновой О.В., Кучеренко Н.В.
при секретаре Ломзиной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Юрия [СКРЫТО] к администрации г. Феодосии Республики Крым, МКУ «Департамент [СКРЫТО], [СКРЫТО], муниципального имущества и земельных отношений» администрации г. Феодосии Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определённые действия
по апелляционной жалобе администрации г. Феодосия Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 октября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец [СКРЫТО] Ю.А. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление администрации г. Феодосии Республики Крым № 2201 от 11 июля 2018 года об отказе [СКРЫТО] Ю.А. в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 0,03 га по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав, обязать ответчика отменить указанное постановление, повторно рассмотреть заявление.
Исковые требования мотивированы тем, что решением 7-й сессии VI созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии № 170 от 31 марта 2011 года ООО «Экоземпроект» выдано разрешение на разработку Генерального и детального плана места расположения жилых кварталов усадебной и блокированной застроек, в том числе в Северной части пгт. Курортное Щебетовского поселкового совета г. Феодосии. Генеральный и детальный планы были разработаны ООО «Экоземпроект» в 2012 году. 02 сентября 2011 года решением 12 сессии VI созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии № 359 гражданам Украины в соответствии с приложенным к решению списком разрешено составление проектов землеустройства по отводу земельных участков, расположенных в пгт. Курортное для строительства и обслуживания жилых домов, с последующей передачей в собственность за счёт земель, не преданных в собственность или постоянное пользование, в том числе по угодьям: открытые земли, без растительного покрова или с незначительным растительным покровом, категория земель: жилая и общественная застройка. Пункт 2 решения № 359 содержит информацию о сроке выполнения проектов отвода земельных участков до 02 сентября 2012 года. В список лиц, получивших разрешение, вошёл в том числе административный истец с указанием места его регистрации. 04 октября 2011 года решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета №198 «О наименовании новых улиц и присвоения адресов расположению земельных участков в пгт. Курортное» земельному участку, на который административному истцу выдано разрешение на составление проекта землеустройства, присвоен юридический адрес: <адрес>. Решением 45 сессии VI созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии №1125 от 19 июля 2013 года утверждена градостроительная документация пгт. Курортное, в частности детальный план территории Северная часть пгт. Курортное Щебетовского поселкового совета, на котором расположен земельный участок, площадью 0,03 га, которому ранее решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета г. Феодосии от 04 октября 2011 года № 198 присвоен юридический адрес: <адрес>. Решением 51 сессии VI созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии № 1357 от 19 декабря 2013 года продлены сроки действий решений Щебетовского поселкового совета, а также исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета от 04 октября 2011 года №198 «О наименовании новых улиц и присвоении адресов расположению земельных участков в пгт. Курортное». 07 октября 2011 года истцом во исполнение решения Щебетовского поселкового совета г. Феодосии № 359 от 02 сентября 2011 года с ЧП «Лясон» группы компаний «Экоземпроект» заключен договор о составлении проекта землеустройства по отводу в собственность земельного приусадебного участка по вышеуказанному адресу. 04 октября 2013 года разработанный ЧП «Лясон» проект землеустройства направлен в межгородское Управление Госземагентства в г. Судак и Феодосия для получения заключения. [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] и земельных отношений Феодосийского городского совета 07 февраля 2014 года № 02-06/65 выдано заключение по проекту землеустройства по отводу спорного земельного участка, в соответствии с которым ограничения по использованию участка применительно его функционального назначения отсутствуют. В марте 2014 года проект землеустройства по отводу земельного участка с обменным файлом был передан истцу как исполненный. 20 марта 2015 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> составлен кадастровый паспорт №, земельному участку присвоен кадастровый №. Постановлением администрации г. Феодосия Республики Крым № 2201 от 11 июля 2018 года административному истцу в порядке завершения оформления прав отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 0,03 га по адресу: Республики Крым, <адрес>, с которым истец не согласен.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 октября 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрацией г. Феодосия Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой выражает своё несогласие с решением суда, считает его подлежащим отмене, ввиду того, что при вынесении данного решения судом не приняты во внимание законодательные нормы, и основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренные статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании [СКРЫТО] Ю.А. и его представитель Сидорова Е.Е. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признавал их явку обязательной.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Граждане лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением 7 сессии VI созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии № 170 от 31 марта 2011 года ООО «Экоземпроект» выдано разрешение на разработку Генерального и детального плана места расположения жилых кварталов усадебной и блокированной застроек, в том числе в Северной части пгт. Курортное Щебетовского поселкового совета г. Феодосии.
2 сентября 2011 года решением 12 сессии VI созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии № 359 гражданам Украины в соответствии с приложенным к решению списком разрешено составление проектов землеустройства по отводу земельных участков, расположенных в пгт. Курортное для строительства и обслуживания жилых домов, с последующей передачей в собственность за счёт земель, не преданных в собственность или постоянное пользование, в том числе по угодьям: открытые земли, без растительного покрова или с незначительным растительным покровом, категория земель: жилая и общественная застройка.
Пункт 2 решения № 359 содержит информацию о сроке выполнения проектов отвода земельных участков до 02 сентября 2012 года.
Земельный участок, проектируемый к отводу [СКРЫТО] Ю.А., расположен в проектируемом жилом квартале усадебной и блокированной застроек в северной части пгт. Курортное Щебетовского поселкового совета. Генеральный план пгт. Курортное и детальный план территории северной части пгт. Курортное разработаны ООО «Экоземпроект», г. Ялта в 2012 году.
Решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета № 198 от 04 октября 2011 года «О наименовании новых улиц и присвоения адресов расположению земельных участков в пгт. Курортное» спорному земельному участку, присвоен юридический адрес: <адрес>.
07 октября 2011 года с ЧП «Лясон» группы компаний «Экоземпроект» заключен договор о составлении проекта землеустройства по отводу в собственность земельного приусадебного участка по вышеуказанному адресу, переданный истцу исполненным в марте 2014 года.
Решением 45 сессии VI созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии № 1125 от 19 июля 2013 года утверждена градостроительная документация пгт. Курортное, в частности и детальный план территории Северная часть пгт. Курортное Щебетовского поселкового совета, на котором расположен земельный участок, площадью 0,03 га.
Решением 51 сессии VI созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии №1357 от 19 декабря 2013 года продлены сроки действий решений Щебетовского поселкового совета, а также исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета от 04 октября 2011 года № 198 «О наименовании новых улиц и присвоении адресов расположению земельных участков в пгт. Курортное».
07 февраля 2014 года № 02-06/65 [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] и земельных отношений Феодосийского городского совета выдано заключение по проекту землеустройства по отводу спорного земельного участка, в соответствии с которым ограничения по использованию земельного участка регламентируются функциональным назначением объектов.
20 марта 2015 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> составлен кадастровый паспорт №, земельному участку присвоен кадастровый №. Сведения об объекте недвижимости имеют статус временные сроком до 21 марта 2020 года.
07 июня 2018 года [СКРЫТО] Ю.А. обратился в Администрацию города Феодосии с заявлением о получении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в порядке завершения прав на земельный участок, в котором просил предоставить ему в собственность в порядке завершения оформления прав, земельный участок площадью 300 кв. метров, расположенный в <адрес> с приложением документов.
Постановлением Администрации города Феодосии № 2201 от 11 июля 2018 года гражданину Российской Федерации [СКРЫТО] Ю.А. в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения прав на земельный участок площадью 300 кв. метров, расположенный в <адрес>, кадастровый № для строительства и обслуживания жилого дома отказано, поскольку в отношении земельного участка не установлен вид разрешённого использования и земельный участок не отнесён к определённой категории земель, а также не указан адрес земельного участка.
Основанием для отказа в передаче в собственность земельного участка для строительства на основании части 6 статьи 13 Закона № 38-3PK является несоответствие вида разрешённого использования земельного участка, испрашиваемого истцом - территориальной (функциональной) зоне, в которой данный участок расположен, и которая установлена утверждёнными на день вступления в силу Федерального конституционного закона генеральному плану населённого пункта, планам зонирования территорий и детальным планам территории.
Действующей градостроительной документацией по отношению к спорному земельному участку является Генеральный и детальный план пгт. Курортное г. Феодосии, разработанные в 2012 года ООО «Экоземпроект».
Удовлетворяя заявленные требования административно истца, суд пришёл к выводу о том, что видом разрешённого использования спорного земельного участка является индивидуальное жилищное строительство, а категория земель - земли населённых пунктов, в связи с чем, постановление администрации г. Феодосии Республики Крым об отказе в предоставлении [СКРЫТО] Ю.А. в собственность земельного участка по основаниям отсутствия в отношении земельного участка вида разрешённого использования и категории земель, а также адреса земельного участка не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нарушает права, свободы и законные интересы истца.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В статье 13 Закона № 38-3PK установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5 ст. 13 Закона № 38-3PK).
Частью 6 статьи 13 Закона № 38-3PK предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в п. п. 6, 7 Порядка № 313.
При рассмотрении дела установлено, что на момент принятия решения о предоставлении [СКРЫТО] Ю.А. разрешения на составление проекта отвода земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Согласно части 1 статьи 20 ЗК Украины, отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Статьёй 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых этим Кодексом, или по результатам аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления, которое рассматривается в месячный срок и даётся разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимается мотивированный отказ в его предоставлении.
Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только не соответствие месторасположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно - правовых актов, генеральных планов населённых пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно - территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населённых пунктов, утверждённых в установленном законом порядке.
Из материалов дела усматривается, что на момент предоставления гражданам Украины, в том числе [СКРЫТО] Ю.А. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, решением Щебетовского сельского Совета от 2 сентября 2011 года, земельный участок был отнесён к категории земель жилой и общественной застройки.
Решением 45-й сессии 6-го созыва Щебетовского сельского совета от 19 июля 2013 года был утверждён Генеральный план пгт. Курортное Щебетовского поселкового совета г. Феодосии
Согласно пункту 1 статьи 18 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Частью 1 статьи 17 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» установлено, что до утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документации по планировке территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года, предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешённого использования земельного участка осуществляются в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 30 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Статьёй 7 Закона Республики Крым от 30 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что разрешённым использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определённые документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утверждённой в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Кроме того, указание в пункте 1.2 Постановления администрации г. Феодосии Республики Крым № 2201 от 11 июля 2018 года на то, что решение Щебетовского поселкового совета № 359 от 2 сентября 2011 года № 1357 от 19 декабря 2013 года не содержат указания на конкретный адрес земельного участка, является несостоятельным, так как решения органа местного самоуправления, относящиеся к разработке детального плана места расположения жилых кварталов усадебной и блокированной застроек в северной части пгт. Курортное Щебетовского поселкового совета г. Феодосии, разрешения на составление проекта землеустройства, присвоения земельным участкам конкретного адреса, продления сроков действия решений указывают на то, что [СКРЫТО] Ю.А. было выдано разрешение на составление проекта землеустройства именно на земельный участок по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, оспариваемым постановлением административного ответчика существенно нарушены интересы административного истца, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о формальном рассмотрении заявления истца о предоставлении земельного участка в собственность.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учётом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 октября 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Феодосия Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.В. Кучеренко