Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 17.12.2019 |
Дата решения | 21.01.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Аверина Елена Геннадьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | ab2b9dad-bf99-3144-93f7-2bd4ddf0b25f |
Судья Холодная Е.И. дело № 33-991/2020
Киевский районный суд
г. Симферополя
Республика Крым
№ 2-12847/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 21 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М., Егоровой Е.С.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 2 октября 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Э.Б. обратилась в суд с иском к ответчику указав, что ею в адрес ответчика подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым №490397/18 от 29.01.2019 года отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа. С указанным решением [СКРЫТО] Э.Б. не согласна и просила суд признать решение ответчика от 29.01.2019 года № 490397/18 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, незаконным и отменить его; обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды: нахождения истца на курсах повышения квалификации с 01.01.2005 г. по 31.01.2005 г., с 01.10.2010 г. по 31.10.2010 г., 02.06.2014 г. по 18.06.2014 г., с 16.02.2015 г. по 22.05.2015 г.; отпуск по уходу за ребенком с 19.07.1996 г. по 30.09.1998 г., с 02.12.2002 г. по 15.04.2004 г.; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 19.07.2018 года в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 2 октября 2019 года исковые требования [СКРЫТО] Э.Б. удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 29.01.2019 года № 490397/18 - признано незаконным и отменено; на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым возложена обязанность назначить [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] досрочную страховую пенсию по старости с 19.07.2018 г., включив в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды: с 01.01.2005г. по 31.01.2005г., с 01.01.2010г. по 31.01.2010г., 02.06.2014г. по 18.06.2014г., с 16.02.2015г. по 22.05.2015г. - нахождение на курсах повышения квалификации; с 19.07.1996 г. по 30.09.1998 г., с 02.12.2002 г. по 15.08.2004 г. - отпуск по уходу за ребенком.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии и возражениям на исковое заявление. В качестве доводов апеллянт указал, что Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым принято законное и обоснованное решение об отказе в назначении пенсии [СКРЫТО] Э.Б.
Заслушав докладчика, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым Соболеву Н.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца [СКРЫТО] Э.Б. и ее представителя Меметова М.Р., возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 19.07.2018 года [СКРЫТО] Э.Б. обратилась к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты.
Решением ответчика от 29.01.2019 года № 490397/18 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. Специальный стаж истицы по мнению ответчика составил 23 года 5 месяцев 4 дня. Из подсчета специального стажа исключены периоды: нахождение на курсах повышения квалификации с 01.01.2005 г. по 31.01.2005 г., с 01.01.2010 г. по 31.01.2010 г., 02.06.2014 г. по 18.06.2014 г., с 16.02.2015 г. по 22.05.2015 г.; отпуск по уходу за ребенком с 19.07.1996 г. по 30.09.1998 г., с 02.12.2002 г. по 15.04.2004 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходя из положений Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований, для исключения из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком и периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации.
Данные выводы суда, судебная коллегия считает законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, действовавшими на момент возникновения правоотношщений.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»(далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Трудовой книжкой, приобщенной к материалам дела установлено, что [СКРЫТО] Э.Б. с 01.09.1990 года назначена на должность учителя начальных классов Шубинской СШ на период отпуска по уходу за ребенком; 05.08.1992 года уволена с занимаемой должности учителя начальных классов по собственному желанию в связи с переменой места жительства; 01.09.1992 года - назначена на должность учителя начальных классов в среднюю школу №84 Симферополя; 19.08.1994г. - освобождена от занимаемой должности по собственному желанию в связи с переменой места жительства; 22.08.1994 года назначена на должность учителя начальных классов - воспитатель группы продленного дня средней школы № 4 г. Симферополя, где и продолжает работать по настоящее время.
Согласно справке от 22.08.2018 года № 405/03-06, выданной МБОУ СШ №4 муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым следует, что [СКРЫТО] Э.Б. находилась на курсах повышения квалификации в период с 16.02.2015 г. по 22.02.2015 г., а также находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 18.03.1996 г. по 28.09.1998г., в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет с 14.06.2002г. по 16.08.2004г.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Таким образом, учебные отпуска относятся к дополнительным оплачиваемым отпускам, а следовательно периоды учебных отпусков подлежат включение в льготный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Включение учебы на курсах повышения квалификации в специальный педагогический стаж ориентировано законодательством Российской Федерации.
Периоды пребывания на курсах повышения квалификации, семинарах также включаются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет согласно украинского законодательства и право на включение в льготный стаж указанных периодов не может быть утрачено в дальнейшем в силу ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы гражданина.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно включены в стаж педагогической деятельности истца периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, поскольку в указанные периоды ей выплачивалась заработная плата по основному месту работы.
Согласно вышеуказанной справке истцу также с 18.03.1996 г. по 16.08.2004 г. предоставлялся отпуск по уходу за ребенком.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж [СКРЫТО] Э.Б. периода ухода за ребенком, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что спорные периоды работы имели место, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
Законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки.
Учитывая представленные суду первой инстанции доказательства, суд правильно пришел к выводу, что спорные период работы истца подлежат включению в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости.
В соответствии со ст.181 Кодекса законов о труде Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 указанного Кодекса) зачисляются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии с ч.3 ст.179 Кодекса законов о труде Украины по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды пособия в соответствии с законодательством.
Согласно ч.6 ст.179 Кодекса законов о труде Украины в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, женщине в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста.
В соответствии с п. «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Постановлением Кабинета Министров Украины № 909 от 04.11.1993г. «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден соответствующий Перечень в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.
Включение в специальный стаж, который дает право на пенсию за выслугу лет и на льготных условиях время ухода работающего лица за ребенком до достижения им 3-летнего и 6-летнего возраста (в случае оформления соответствующего отпуска) подтверждается письмом Пенсионного фонда Украины от 25.06.2008 г. № 10842/02-10 «О включении в стаж работы периода ухода за ребенком».
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ответчика в части неправомерности включения в специальный педагогический стаж отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 18.03.1996 г. по 16.08.2004г. не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат факты, влияющие на обоснованность и законность судебного постановления.
В силу ч.1 ст.22 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие пенсионного возраста при наличии соответствующего страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определенного размера (ч. 1, 2, 3 ст. 8, ч. 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Приложения 3, 5, 6 к Закону N 400-ФЗ).
Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии [СКРЫТО] Э.Б. у нее на дату подачи заявления о назначении пенсии имелся в наличии необходимый льготный стаж, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о назначении ей пенсии с 19.07.2018 года законным и соответствующим нормам материального права.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 2 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи