Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 17.12.2019 |
Дата решения | 23.01.2020 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Шестакова Нина Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | eb6c7e6e-2bfc-37c9-90e2-9bc0cf6acd88 |
Судья Крапко В.В. дело №33-990/2020
УИД91RS0002-01-2019-005033-30 дело №2-3815/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Авериной Е.Г. и Егоровой Е.С.
при секретаре Даевой Т.С.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 августа 2019 года по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности по совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
В июле 2019 года [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратилась с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения № от 26.11.2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности по включению в специальный страховой стаж истицы в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ в календарном исчислении периоды отпусков по уходу за ребенком с 04.11.1994 по 21.08.1997 года, с 07.04.1998 года по 16.07.2001 года, с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года; в кратном исчислении период отпуска по уходу за ребенком с 07.06.2012 года по 08.01.2015 года и период работы с 09.01.2015 года по 30.06.2015 года в должности медицинской сестры процедурной Васильевской амбулатории общей практики семейной медицины; в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.11.1991 года по 03.12.1991 года и с 12.11.2001 года по 08.12.2001 года; возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности по назначению истице досрочной страховой пенсии по старости с 17.10.2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным и нарушает пенсионные права истицы.
2
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: признать незаконным решение органа пенсионного обеспечения № от 26.11.2018 года об отказе в назначении истице досрочной страховой пенсии по старости в части не включения в специальный страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в отпусках по уходу за детьми и стажа в льготном (кратном) исчислении и возложить на орган пенсионного обеспечения обязанность включить в специальный страховой стаж истицы в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ следующие периоды: с 04.11.1994 по 21.08.1997 года и с 07.04.1998 года по 18.01.2001 года - нахождение в отпусках по уходу за ребенком до 3-х лет; с 04.11.1991 года по 03.12.1991 года, с 12.11.2001 года по 08.12.2001 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации; период работы с 09.01.2015 года по 30.06.2015 года в кратном исчислении как год работы за год и 3 месяца.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебного решения в части удовлетворения иска с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска, оспаривая выводы суда и указывая на то, что специальный стаж истицы составляет 18 лет 06 месяцев 13 дней при необходимых 30-ти годах; в связи с изменением законодательства периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком после 06.10.1992 года в специальный стаж не подлежат зачету; в периоды обучения на курсах повышения квалификации истица не выполняла медицинскую деятельность; в период с 09.01.2015 года по 30.06.2015 года отсутствует особый код условий труда.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] просит отменить судебное решение в части отказа в удовлетворении иска с принятием в этой части нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в периоды отпусков по уходу за ребенком с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года и с 07.06.2012 года по 08.01.2015 года она являлась получателем пособия по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста, что подтверждено документально.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба представитель Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым
3
(межрайонное) удовлетворению не подлежит; апелляционная жалоба [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований в части признания незаконным отказа органа пенсионного обеспечения в назначении истице досрочной страховой пенсии по старости, а также в части отказа во включении в специальный стаж истицы в календарном исчислении периодов отпуска по уходу за ребенком с 04.11.1994 по 21.08.1997 года, с 07.04.1998 года по 16.07.2001 год; отказа во включении в страховой стаж в кратном исчислении периода работы с 09.01.2015 года по 30.06.2015 года в должности медицинской сестры процедурной Васильевской амбулатории общей практики семейной медицины и отказа во включении в страховой стаж в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 04.11.1991 года по 03.12.1991 года и с 12.11.2001 года по 08.12.2001 года; в остальной части суд исходил из необоснованности иска, указывая на положения Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и на недостаточность специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
4
Выводы суда первой инстанции в части удовлетворения иска соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
В части отказа в иске во включении в специальный стаж истицы в календарном исчислении периодов отпусков по уходу за ребенком с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года, с 07.06.2012 года по 31.12.2014 года выводы суда являются необоснованными.
Как установлено судом первой инстанции, [СКРЫТО] С.Э. является гражданкой РФ.
Решением органа пенсионного обеспечения № от 26.11.2018 года истице отказано во включении в специальный страховой стаж следующих периодов: нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 3-х лет с 04.11.1994 года по 21.08.1997 года, с 07.04.1998 года по 18.01.2001 года, с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года и с 07.06.2012 года по 08.01.2015 года; обучения на курсах повышения квалификации с 04.11.1991 года по 03.12.1991 года, с 12.11.2001 года по 08.12.2001 года; в кратном исчислении периода отпуска по уходу за ребенком с 07.06.2012 года по 08.01.2015 года и периода работы с 09.01.2015 по 30.06.2015 года; в специальный страховой стаж истице засчитано 18 лет 06 месяцев и 13 дней.
Согласно записям трудовой книжки № истица с 1990 по 2011 года работала медсестрой Белогорской ЦРБ, с 26.05.2011 года переведена в Васильевскую амбулаторию Белогорской ЦРБ, где продолжает лечебную деятельность в настоящее время.
Справка, выданная ГБУЗ РК «Белогорская ЦРБ», подтверждает периоды работы истицы, сведения о которых имеются в трудовой книжке, характер условий труда, а также спорные периоды повышения квалификации с 04.11.1991 года по 03.12.1991 года, с 12.11.2001 года по 08.12.2001 года и продолжительность отпусков по уходу за детьми с 04.11.1994 года по 21.08.1997 года, с 07.04.1998 года по 18.01.2001 года, с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года и с 07.06.2012года по 08.01.2015 года.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, - положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии
5
по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ208 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи
1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации №208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
6
Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионное обеспечении», право на пенсию по выслуге лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
В Перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины № 909 от 04.11.1993 года, указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал (независимо от наименования должностей), в лечебных учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства.
Нормы законодательства Украины, действовавшие в спорные периоды, не предусматривали кратность исчисления специального стажа по должности, занимаемой истицей.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на дату обращения истицы с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.ч.3,4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в
7
стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Соответственно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ в определении от 04.03.2004 г. N 81-0 право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность.
Согласно пп.«н» п.1 Постановления Правительства РФ от 1 6.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебною иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
8
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 3 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических, учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Должности, занимаемые истицей, предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа а которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "С трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781; Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья вселения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066; Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464; Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с пп. «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, периоды работы в должностях в учреждениях,
9
указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), которым в данном случае год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Как разъяснено в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» №30 от 11.12.2012 года, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правил} засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 - далее Правила). Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Необходимым условием для включения оспариваемых периодов в стаж на соответствующих видах работ является занятость работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с
10
особыми условиями труда, такое право имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как предусмотрено ч.1 ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, - основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как определено п.4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, - в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., - для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что период работы истицы работы с 09.01.2015 года по 30.06.2015 года в должности медицинской сестры процедурной Васильевской амбулатории общей практики семейной медицины на полную ставку подлежат исчислению в льготном порядке (1 год как 1 год и 3 месяца) с учетом данных трудовой
11
книжки, как основного документа, подтверждающего трудовой стаж, и справки, уточняющей характер и условия труда, в которых указано наименование должности и место работы истицы в спорные периоды, дающие право на включение этого периода в специальный стаж в кратном исчислении.
Подлежит отклонению как несостоятельный довод ответчика о не предоставлении работодателем в отношении вышеуказанного периода сведений о льготном характере работы, поскольку соответствующие сведения не были отражены в лицевом счете работника.
Отсутствие на индивидуальном счете застрахованного лица сведений с указанием кода условий труда при наличии в деле совокупности доказательств, свидетельствующих об осуществлении истицей в спорный период работы медицинской деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, не может служить основанием для отказа в иске, так как пенсионные права работника не могут быть ограничены из-за неправомерных действий работодателя.
На застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) предусмотренных законом обязанностей по предоставлению в пенсионный фонд сведений и документов о льготном характере выполняемой работы и неправильное заполнение им сведений персонифицированного учета без кода в графе "Особые условия труда".
Иное толкование пенсионного действующего законодательства противоречит его действительному смыслу и предназначению, создает неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии, что недопустимо с точки зрения требований частей 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, приводит к неправомерному ограничению права истца на социальное обеспечение в силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции в отношении периода, подлежащего включению в специальный стаж в кратном исчислении, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Также являются обоснованными выводы суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истицы периодов обучения на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
12
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 года, в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды нахождения работника на
обучении с сохранением места работы и заработной платы в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж.
Соответственно, обучение на курсах повышения квалификации в вышеуказанные периоды осуществлялись с сохранением заработной платы и уплатой взносов на государственное социальное страхование.
Установлено, что истца в спорные периоды находилась на курсах повышения квалификации по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую занимала; в данные периоды ей начислялась заработная плата, за ней сохранялось место работы, производились страховые отчисления в Пенсионный фонд, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации в спорные периоды подтверждены документально, что не оспаривается ответчиком.
Соответственно, вышеуказанные периоды обучения истице на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении.
Также подлежат включению в специальный стаж истицы периоды нахождения ее в отпусках по уходу за детьми до трех лет с 04.11.1994 года по 21.08.1997 года, с 07.04.1998 года по 18.01.2001 года, с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года, с 07.06.2012 года по 31.12.2014 года.
В соответствии со ст.56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы.
Как предусмотрено ст.181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Согласно Указу Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
13
В силу п.103 Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 ст.167 КЗоТ РФ изложена в редакции, предусматривающей, что отпуск по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Принимая во внимание то, что ухудшение пенсионных прав физического лица не допускается, спорные периоды отпусков по уходу за детьми были предоставлены в период действия норм законодательства Украины, предусматривающих включение данных отпусков в специальный стаж, - вышеуказанные периоды подлежит включению в специальный стаж истицы в календарном исчислении.
Является неправильным вывод суда о необоснованности и преждевременности заявленных требований о включении в страховой стаж истицы периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года и с 07.06.2012 года по 31.12.2014 года.
В силу ст.56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком трехлетнего возраста, засчитывается в стаж работы.
В соответствии со ст.181 Кодекса законов о труде Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
14
Таким образом, время ухода за ребенком в период до 01.01.2004 року засчитывается в страховой стаж неработающей матери до достижения ребенком трехлетнего возраста или работающему лицу, которому в установленном законом порядке предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трехлетнего или шестилетнего возраста (при определенных обстоятельствах).
Согласно ст.11 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» общеобязательному государственному пенсионному страхованию подлежат лица, которые по закону получают, в частности, помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Начиная с 01.01.2004 года, время по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста засчитывалось в страховой стаж матери при условии, если лицо ухаживает за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, и при условии получения матерью пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (по данным, имеющимся в системе персонифицированного учета).
Время неоплачиваемого отпуска по уходу за ребенком не засчитывается в страховой стаж.
Согласно ч.16 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» положения Закона Украины «О пенсионном обеспечении» применяются в части определения права на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет.
Как разъяснено в письме Пенсионного Фонда Украины от 25 июня 2008 года № 10842/02-10, согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», вступившему в силу 01.01.2004 года, в специальный и льготный стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет и на льготных условия, засчитывается время ухода работающей матери за ребенком до достижения ребенком трехлетнего или шестилетнего возраста (в случае оформления соответствующего отпуска).
Как следует из материалов дела, отпуска по уходу за детьми после вступления в силу Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» были предоставлены истице работодателем согласно соответствующим приказам, что указано в справке, уточняющей особый характер и условия труда.
Кроме того, истицей представлена справка Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым от 26.08.2019 года о том, что истица получала пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста работающим женщинам за периоды с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года и с 07.06.2012 года по 08.01.2015 года.
Не могут быть приняты во внимание доводы истицы о том, что период отпуска по уходу за ребенком с 07.06.2012 года по 08.01.2015 года подлежит включению в страховой стаж в кратном исчислении, поскольку в отношении
15
должности, занимаемой истицей в период работы до 21.12.2014 года, по украинскому законодательству не было предусмотрено кратное исчисление стажа.
Период с 01.01.2015 года по 08.01.2015 года в специальный стаж включению не подлежит, так как в этот период истица не работала.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, с учетом 4-х отпусков по уходу за детьми (10 лет 05 месяцев 16 дней), периодов обучения на курсах повышения квалификации (1 месяц 25 дней), периода работы с 09.01.2015 года по 30.06.2015 года в кратном исчислении ((7 месяцев 4 дня) и периодов, зачтенных ответчиком (18 лет 06 месяцев 13 дней), специальный страховой стаж истицы на день подачи ею заявления о назначении пенсии (принимая во внимание то, что истица продолжает работать после 30.06.2015 года) составляет более 30 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, начиная с даты подачи указанного заявления, то есть с 17.10.2018 года.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в иске о включении в специальный страховой стаж в календарном исчислении периодов отпусков по уходу за ребенком с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года и с 07.06.2012 года по 21.12.2014 года.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, так как в этой части судом проанализированы фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, всем доказательствам дана надлежащая правовая оценка с учетом особенностей правового регулирования.
Доводы апелляционной жалобы органа пенсионного обеспечения, а также доводы апелляционной жалобы истицы в части зачета в специальный стаж периода с 01.01.2015 года по 08.01.2015 года и в части включения в страховой стаж в кратном исчислении периода отпуска за ребенком являются несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 августа 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении иска о включении в специальный страховой стаж в календарном исчислении периодов отпусков по уходу за детьми с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года и с 07.06.2012 года по 21.12.2014 года.
Иск в указанной части удовлетворить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Иск [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ-УПФ Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) № 732203/18 от 26.11.2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в части не включения в специальный
16
страховой стаж в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в отпусках по уходу за детьми, а также в части отказа во включении в специальный страховой стаж в кратном (льготном) исчислении периода работы с 08.01.2015 года по 30.06.2015 года.
Возложить на ГУ-УПФ Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) обязанность по включению в специальный страховой стаж [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ в календарном исчислении периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми до трех лет с 04.11.1994 года по 21.08.1997 года, с 07.04.1998 года по 18.01.2001 года, с 21.07.2008 года по 25.05.2011 года, с 07.06.2012 года по 31.12.2014 года; в кратном исчислении (1 год как 1 год 3 месяца) периода работы с 09.01.2015 года по 30.06.2015 года в должности медицинской сестры процедурной Васильевской амбулатории общей практики семейной медицины; в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 04.11.1991 года по 03.12.1991 года и с 12.11.2001 года по 08.12.2001 года.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) обязанность по назначению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] досрочной страховой пенсии по старости с 17.10.2018 года.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий, судья:
Судьи: