Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 15.12.2020 |
Дата решения | 21.01.2021 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Шестакова Нина Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | a3450d4e-97a3-3f2a-92b0-c26e15444c85 |
Судья Камынина В.Ф. дело №33-978/2021
УИД 91RS0002-01-2020-005670-75 дело №2-3153/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2021 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Мотиной И.И. и Подлесной И.А.
при секретаре Брожиной К.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 октября 2020 года по гражданскому делу по иску Неженца [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) о признании решения незаконным и его отмене, возложении обязанности по осуществлению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
В августе 2020 года [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) о признании незаконным и отмене решения № от 17.07.2020 об отказе в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы с 14.02.2007 года по 20.04.2007 года, с 30.10.2007 года по 02.03.2008 года; возложении на ответчика обязанности установить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 18.09.2019 года.
Исковые требования мотивированы тем, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным и нарушает пенсионные права истца.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконными и отменить решение органа пенсионного обеспечения № от 17.07.2020 г. об отказе Неженцу М.А. в установлении
досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-Ф3 "О страховых пенсиях"; обязать орган пенсионного обеспечения включить Неженцу М.А. в специальный страховой стаж периоды работы с 14.02.2007 г. по 20.04.2007
2
г., с 30.10.2007 г. по 02.03.2008 г; обязать орган пенсионного обеспечения установить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18.09.2019 г.
Разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.
В апелляционной жалобе представитель Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) ставит вопрос об отмене судебного решения, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции явились представители истца.
Стороны по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и дали пояснения, аналогичные устным и письменным пояснениям в суде первой инстанции.
Выслушав представителей истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
3
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащими применению нормам материального права в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован на территории Республики Крым с 2011 года.
18 сентября 2019 года истец обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" №400-ФЗ.
Решением органа пенсионного обеспечения № от 17.07.2020 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа; по данным органа пенсионного обеспечения специальный стаж составил 23 года 6 месяцев 09 дней, при необходимых 25 годах, общий страховой стаж составил 16 лет 05 месяцев 14 дней.
В специальный стаж ответчиком не были включены периоды работы с 14.02.2007 года по 20.04.2007 года бортинженером вертолета МИ-8 АК «Синком - Авиа» и с 30.10.2007 года по 02.03.2008 года бортинженером вертолета МИ-8 ООО «Международная авиакомпания «Чайка»; основаниями отказа указано отсутствие справок, уточняющих льготные периоды работы; отсутствие документального подтверждения отнесения АК «Синком-Авиа» и ООО «Международная авиакомпания «Чайка» к предприятиям гражданской авиации; отсутствие подтверждения периодов работы компетентными органами государства Украины, в том числе об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решением органа пенсионного обеспечения № от 05 октября 2020 года, принятого во изменение решения № от 17.07.2020 года, также отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-Ф3 "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимого специального стажа с указанием на то, что специальный стаж истца составил 23 года 6 месяцев 09 дней при необходимых 25 годах, общий страховой стаж составил 16 лет 05
месяцев 14 дней.
В специальный стаж истца не зачтены спорные периоды работы по вышеуказанным правовым основаниям.
Согласно данным трудовой книжки, справок о периодах летной работы с 2006 года № от 07.10.2019 года и № от 28.07.2020 года, а также справки, уточняющей характер работы или условия труда, работа в
4
которых засчитывается в специальный стаж часов в связи с особыми условиями труда № от 07.09.2019 года, - истец в период с 14.02.2007 года по 20.04.2007 года работал бортинженером вертолета Ми-8 в АК «Синком-Авиа»; налет часов за указанный период составил 92 ч. 05 мин.; с 30.10.2007 года по 02.03.2008 года истец работал бортинженером вертолета МИ-8 в ООО «Международная авиакомпания «Чайка», налет часов за указанный период составил 113 ч. 40 мин.
Летная книжка и справка о периодах летной работы № от 07.10.2019 года подтверждает факт работы истца на воздушных судах; количество летных часов составило 3664,52, то есть полных 305 месяцев, или 25 лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего данные функции, перед гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных
средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (Определение от 19 мая 2009 года N 541-0-0 и др.).
В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как предусмотрено ч.6 ст.11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
5
Как следует из п.п.1,2 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города сального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное лечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу п.1 ст.3 Закона №400-РФ страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действующей с 01.01.2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60
лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20
6
лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Согласно переходным положениям, установленным в ч.ч.1-3 ст.35 Закона №400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч.2 ст.8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденному Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N958H (далее — Перечень №958н), для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, документы, подтверждающие периоды работы, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, об индивидуальном пенсионном коэффициенте и другие документы.
Как предусмотрено п.п.25,30 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 17.11.2014 №884н (далее — Правила №884н) днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу ч.2 ст.22 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, ?лежащим представлению заявителем с учетом ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона
Ч. 2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости
7
в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 16 июля 2014 г. было принято постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Данным постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2015 г., установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N459.
Ст79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №73-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением
8
Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации: члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.
Как установлено Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список, утвержденный Постановлением СМ РСФСР от 4 сентября 1991 г. N459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно- технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Согласно п. 3 данного Списка к должностям инженерно-технического состава авиации относятся инженеры всех наименований.
П.3 Постановления Правительства РФ №665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение
9
страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и ст.31 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, при исчислении сроков выслуги назначения пенсий работникам летного состава считается: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпункты "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги; б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно - летного и летно - инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги.
Исчисление сроков выслуги производится путем деления фактического налета часов за весь период в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.
При выполнении в течение года различных работ, указанных в п.1, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.
Как предусмотрено п.9 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 года №258Н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются для работников летного состава - трудовой книжкой и на основании летной (парашютной) книжки. В случае отсутствия летной (парашютной) книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.
Как разъяснено в п.16 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами
10
дел, связанных с реализацией прав на трудовые пенсии» разъяснено, сто в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с пп. «з» п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона
РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. N459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Согласно ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
11
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом первой инстанции проанализированы все обстоятельства по делу и дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам в совокупности.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, из представленных истцом документов следует, что в период с 14.02.2007 года по 20.04.2007 года [СКРЫТО] М.А. работал бортинженером вертолета Ми-8 в АК «Синком-Авиа», налет часов за указанный период составил 92 ч. 05 мин.; с 30.10.2007 года по 02.03.2008 года работал бортинженером вертолета МИ-8 ООО «Международная авиакомпания «Чайка», налет часов за указанный период составил 113 ч. 40 мин.; общее количество летных часов составило 3664,52, то есть полных 305 месяцев, или более 25 лет.
Выполнение истцом работы в спорные периоды именно в гражданской авиации подтверждено справкой № от 28.07.2020 года (л.д.63), согласно которой истец работал на вертолетах, внесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Украины, а также справкой ЗАО АК «Синком-Авиа» (л.д.64), согласно которой истец работал именно в гражданской авиации.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Украины основной деятельностью ЗАО «АК «Синком-Авиа» являются авиационные нерегулярные пассажирские перевозки.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что [СКРЫТО] М.А. выполнял работы в летном составе гражданской авиации не менее 25 лет и имеет право на досрочную пенсию по старости на льготных условиях; отказ органа пенсионного обеспечения от назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости является незаконным.
Поскольку в спорные периоды истец работал на территории Украины, данные периоды работы подлежат зачету в страховой стаж на основании ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» без дополнительного подтверждения периодов работы и подтверждения уплаты страховых взносов.
Ссылка апеллянта на то, что периоды работы в летном составе после 01.04.1997 года засчитываются в соответствующий стаж при условии
12
документального подтверждения занятости на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов именно гражданской авиации, не могут быть приняты во внимание.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения ст.20 Воздушного кодекса Российской Федерации, разделившего с 01.04.1997 года авиацию на гражданскую, государственную и экспериментальную, не могут ограничивать пенсионные права работников инженерно-технического состава, обслуживающего воздушные суда государственной и экспериментальной авиации, поскольку в связи с изменением наименования авиации в Воздушном кодексе Российской Федерации и выделением ее в самостоятельный вид характер работы рассматриваемой категории работников не изменился.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены в суд допустимые доказательства, опровергающие доводы искового заявления, в связи с чем апелляционная жалоба основана на ошибочном толковании норм материального права, является несостоятельной.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что судебное решение основано на исследовании всех фактических обстоятельств, судом дана надлежащая правовая оценка доказательствам по делу, к спорным правоотношениям правильно применены нормы процессуального и материального права и принято законное и обоснованное решение.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Крым ([СКРЫТО]) без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: