Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 27.09.2021 |
Дата решения | 27.10.2021 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Мотина Ирина Ивановна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 8750fe1c-15e9-3822-81e4-4b50c406d5a7 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-9740/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Шевченко О.В.
91RS0010-01-2021-000754-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи И.И. Мотиной
судей Е.В. Притуленко, Т.С. Готовкина
при секретаре В.С. Калиниченко
рассмотрела 27 октября 2021 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о включении периодов в специальный стаж, о назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 11 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец [СКРЫТО] С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о включении в специальный стаж периодов с 09.04.1991 года по 10.04.1991 года, 02.06.1992 года, с 12.09.1994 года по 13.09.1994 года, с 14.11.1994 года по 15.11.1994 года, с 17.11.1994 года по 01.01.1995 года, с 18.09.1995 года по 30.09.1995 года, с 03.01.1996 года по 31.01.1996 года, с 26.08.1996 года по 23.09.1996 года, с 16.12.1997 года по 19.12.1997 года, с 18.02.1998 года по 24.02.1998 года, с 15.09.2000 года по 15.09.2000 года, 03.10.2002 года, с 24.12.2002 года по 28.12.2002 года в Армянской средней школе № 2, с 01.09.1994 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска, с 01.04.1995 года по 01.06.1995 года, с 01.09.1995 года по 02.01.1996 года, с 01.02.1996 года по 20.05.1996 года, с 01.10.1996 года по 18.02.1997 года - Станция юных натуралистов, с 08.12.2003 года по 29.05.2004 года, с 01.09.2004 года по 31.05.2005 года, с 01.09.2005 года по 31.05.2006 года, с 03.09.2007 года по 30.05.2008 года в Армянской средней школе № 2, с 05.09.2007 года по 31.05.2008 года, с 01.09.2008 года по 21.05.2009 года, с 23.05.2009 года по 30.05.2009 года, с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года, с 01.09.2010 года по 31.05.2011 года, с 01.09.2011 года по 31.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 31.05.2013 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска, 22.05.2009 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска, с 01.09.2011 года по 25.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 30.05.2013 года в Армянской средней школе № 2, с 02.09.2013 года по 30.05.2014 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска, с 01.09.2014 года по 29.05.2015 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска, а также не включен период службы в Армии с 12.05.1982 года по 25.01.1984 года, период обучения в институте с 01.09.1984 года по 01.07.1988 года, о назначении досрочной страховой пенсии с 14.01.2021 года.
В обоснование требований указал, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ ей было отказано в связи с недостаточностью специального стажа, полагая отказа незаконным, [СКРЫТО] С.Н. обратился с иском в суд.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 11 августа 2021 года иск [СКРЫТО] С.Н. удовлетворен частично. Суд обязал ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период службы в рядах советской армии с 12.05.1982 года по 25.01.1984 года, учебы в институте с 01.09.1984 года по 01.07.1988 года, период нахождения в командировке с 09.04.1991 года по 10.04.1991 года, 02.06.1992 года, с 12.09.1994 года по 13.09.1994 года, с 14.11.1994 года по 15.11.1994 года, с 18.09.1995 года по 30.09.1995 года, 15.09.2000 года, 03.10.2002 года, период работы с 01.04.1995 года по 01.06.1995 года, с 01.09.1995 года по 02.01.1996 года, с 01.02.1996 года по 20.05.1996 года, с 01.10.1996 года по 18.02.1997 года на Станции юных натуралистов, по совместительству в должности руководителя кружка, с 08.12.2003 года по 29.05.2004 года, с 01.09.2004 года по 31.05.2005 года, с 01.09.2005 года по 31.05.2006 года, с 01.09.2006 года по 31.05.2007 года в Армянской средней школе № 2, в должности учителя физкультуры по совместительству, с 03.09.2007 года по 30.05.2008 года в Армянской средней школе № 2, в должности учителя физкультуры по совместительству, с 05.09.2007 года по 31.05.2008 года, с 01.09.2008 года по 21.05.2009 года, с 23.05.2009 года по 30.05.2009 года, с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года, с 01.09,2010 года по 31.05.2011 года, с 01.09.2011 года по 31.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 31.05.2013 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству тренером – преподавателем, период нахождения в командировке 22.05.2009 года, с 01.09.2011 года по 25.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 30.05.2013 года в Армянской средней школе № 2 в должности учителя физкультуры по совместительству, с 02.09.2013 года по 30.05.2014 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству тренером, возложил обязанность по назначению досрочной страховой пенсии с 14.07.2021 года, взыскал с ответчика в пользу [СКРЫТО] С.Н. государственную пошлину в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, представитель Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В частности, указал, что решение суда вынесено без учета положений пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, так как работа в должностях, указанных в пункта 2 раздела "Наименование должностей" списка в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. На 01 января 2001 года у истца педагогический стаж составлял менее 16 лет, а также отсутствуют доказательства выполнения истцом педагогической нагрузки. В остальной части решение суда не обжаловано.
Истец [СКРЫТО] С.Н. в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Представитель ответчика Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым в судебном заседании участия не принимал был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Определение судьи Верховного Суда Республики Крым от 01.10.2021года ответчик ГУ УПФР в г. Симферополе Республики Крым был заменен на правопреемника - ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частью второй этой же статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее по тексту - Список N 1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту - Список N 463).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее по тексту - Перечень N 1397).
Судом установлено, что истец [СКРЫТО] С.Н.ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился к ответчику с заявлением от 14.01.2021 года о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 и. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Ответчик решением № 20 от 26.04.2021 года отказал [СКРЫТО] С.Н. в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа.
При этом ответчик не включил в стаж педагогической деятельности период с 09.04.1991 года по 10.04.1991 года, 02.06.1992 года, с 12.09.1994 года по 13.09.1994 года, с 14.11.1994 года по 15.11.1994 года, с 17.11.1994 года по 01.01.1995 года, с 18.09.1995 года по 30.09.1995 года, 03.01.1996 года по 31.01.1996 года, с 26.08.1996 года по 23.09.1996 года, с 16.12.1997 года по 19.12.1997 года, с 18.02.1998 года по 24.02.1998 года, с 15.09.2000 года по 15.09.2000 года, 03.10.2002 года, с 24.12.2002 года по 28.12.2002 года в Армянской средней школе № 2, с 01.09.1994 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству в должности тренера по ОФП, поскольку в предоставленной справке отсутствует период работы (окончание работы), с 01.04.1995 года по 01.06.1995 года, с 01.09.1995 года по 02.01.1996 года, с 01.02.1996 года по 20.05.1996 года, с 01.10.1996 года по 18.02.1997 года на Станции юных натуралистов, по совместительству в должности руководителя кружка, поскольку учреждение не поименовано Списками, периоды с 08.12.2003 года по 29.05.2004 года, с 01.09.2004 года по 31.05.200 года 5, с 01.09.2005 года по 31.05.2006 года, с 01.09.2006 года по 31.05.2007 года в Армянской средней школе № 2, в должности учителя физкультуры по совместительству с недельной нагрузкой 9 часов, с 03.09.2007 года по 30.05.2008 года в Армянской средней школе № 2, в должности учителя физкультуры по совместительству с недельной нагрузкой 6 часов, с 05.09.2007 года по 31.05.2008 года, с 01.09.2008 года по 21.05.2009 года, с 23.05.2009 года по 30.05.2009 года, с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года, с 01.09.2010 года по 31.05.2011 года, с 01.09.2011 года по 31.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 31.05.2013 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству тренером — преподавателем с недельной нагрузкой 6 часов, поскольку не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. Кроме того ответчик указал, что в соответствии с п. 12 правил исчисления периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в списке на 01.01.2001 истцом не выработано 16 лет 8 месяцев, период нахождения в командировке 22.05.2009 года исключен, поскольку, как указал ответчик включение такого периода не предусмотрено действующим законодательством, период с 01.09.2011 года по 25.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 30.05.2013 года в Армянской средней школе № 2 в должности учителя физкультуры по совместительству с недельной нагрузкой 8 часов, поскольку не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, с 02.09.2013 по 30.05.2014 в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству тренером — преподавателем с недельной нагрузкой 6 часов, в соответствии с п. 12 правил исчисления периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в списке на 01.01.2001 не менее 16 лет 8 месяцев, с 01.09.2014 года по 29.05.2015 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству тренером - преподавателем с недельной нагрузкой 9 часов, в соответствии с п. 12 правил исчисления периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в списке на 01.01.2001 не менее 16 лет 8 месяцев.
Согласно расчету ответчика специальный стаж [СКРЫТО] С.Н. составил 13 лет, общий стаж составил 39 лет 11 месяцев 15 дней.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении в специальный стаж периодов работы истца период работы с 01.04.1995 года по 01.06.1995 года, с 01.09.1995 года по 02.01.1996 года, с 01.02.1996 года по 20.05.1996 года, с 01.10.1996 года по 18.02.1997 года на Станции юных натуралистов, по совместительству в должности руководителя кружка.
Согласно трудовой книжке серии БТ-I № от 04.09.1981 года [СКРЫТО] С.Н. в период с 12.05.1982 года по 25.01.1984 года проходил службу в рядах Советской Армии, в период с 01.09.1987 года по 01.07.1988 года обучался в институте, с 01.08.1988 года по 15.08.1989 года работал тренером-преподавателем по волейболу ДЮСШ, с 15.08.1989 года по 07.12.2003 года учителем физической культуры Армянская СШ №2, УВК школа лицей №2, с 08.12.2003 года по 29.12.2014 года в исполнительном комитете Армянского городского совета начальником отдела по делам семьи, молодежи, физкультуры и спорту (л.д.8-18).
Из справки № 69 от 15.12.2020 года, выданной МКУ «Центр финансово-хозяйственного и методического сопровождения деятельности образовательных учреждений» г. Армянска Республики Крым следует, что [СКРЫТО] С.Н. в период с 01.04.1995 года по 01.06.1995 года работал на 0,5 ставки руководителя кружка на Станции юных туристов, с 01.09.1995 года по 20.05.1996 года руководителем кружков на Станцию юных туристов с нагрузкой 6 часов и 3 часа в неделю, с 01.10.1996 года по 18.02.1997 года на 0,5 ставки руководителем кружка Станции юных туристов (л.д. 33).
В указанный период работы истца действовал порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Данный документ утратил силу на территории Российской Федерации в 1993 году в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953. Таким образом, спорный период работы истца имел место быть в течение действия указанного Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Данным Постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
По смыслу пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 в его системной взаимосвязи с пунктами 1 и 2 этого же Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается работа по специальности, в том числе во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.
Таким образом, ранее действовавшим законодательством была предусмотрена возможность включения в педагогический стаж не только периодов работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, то есть, не только периодов работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем, но и периодов работы, которые в силу непосредственного указания в Положении о порядке исчисления стажа, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 фактически приравнивались к педагогической деятельности при определенных условиях, связанных с наличием у лица педагогического стажа необходимой продолжительности в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем.
Правомерность такого вывода подтверждается пунктом 1.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятым в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 N 1397, согласно которому при исчислении стажа работы по специальности различаются:
- работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет" (Перечень дан в приложении к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397);
- работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (Положение утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397).
Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятому в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др. К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.
Указанное Инструктивное письмо издано в пределах компетенции Министерства на основании Положения о Министерстве социального обеспечения РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.09.1968 N 654.
Номенклатурой внешкольных учреждений, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 14.11.1986 N 227, Примерным перечнем внешкольных учреждений, утвержденным Приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 23.04.1990 N 280, станции юных туристов относился к внешкольным учреждениям. Должность руководителя кружка (коллектива) согласно Постановлению Госкомитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам N 3 от 07.01.1977 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений" является педагогической.
При таком положении следует сделать вывод о том, что в рассматриваемый период работа в должности руководителя кружка юных туристов подлежала зачету в специальный стаж при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.
Таким образом, поскольку специальный стаж [СКРЫТО] С.Н. составляет более чем 2/3 от требуемого стажа для назначения пенсии, следовательно, это дает возможность включить период его работы с 01.04.1995 года по 01.06.1995 года, с 01.09.1995 года по 02.01.1996 года, с 01.02.1996 года по 20.05.1996 года, с 01.10.1996 года по 18.02.1997 года на Станции юных натуралистов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.Также судебная коллегия соглашается с выводом суда в части включения в специальный стаж периодов работы с 08.12.2003 года по 29.05.2004 года, с 01.09.2004 года по 31.05.2005 года, с 01.09.2005 года по 31.05.2006 года, с 01.09.2006 года по 31.05.2007 года в Армянской средней школе № 2, в должности учителя физкультуры по совместительству, с 03.09.2007 года по 30.05.2008 года в Армянской средней школе № 2, в должности учителя физкультуры по совместительству, с 05.09.2007 года по 31.05.2008 года, с 01.09.2008 года по 21.05.2009 года, с 23.05.2009 года по 30.05.2009 года, с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года, с 01.09,2010 года по 31.05.2011 года, с 01.09.2011 года по 31.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 31.05.2013 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству тренером – преподавателем, период нахождения в командировке 22.05.2009 года, с 01.09.2011 года по 25.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 30.05.2013 года в Армянской средней школе № 2 в должности учителя физкультуры по совместительству, с 02.09.2013 года по 30.05.2014 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству тренером, исходя из следующего.
Из справки № 05-30/121 от 23.12.2020 года уточняющей особый характер работ, выданной МБОУДО «Школа-лицей № 2» г. Армянска следует, что [СКРЫТО] С.Н. работал полный рабочий день в течение полной рабочей недели с 15.08.1989 года по 07.12.2003 года в должности учителя физкультуры Армянской средней школы № 2, с 08.12.2003 года по 29.05.2004 года, с 01.09.2004 года по 31.05.2005 года, с 01.09.2005 года по 31.05.2006 года, с 01.09.2006 года по 31.05.2007 года учителем физкультуры с недельной нагрузкой 9 часов, с 03.09.2007 года по 30.05.2008 года, с 01.09.2011 года по 25.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 30.05.2013 года с недельной нагрузкой 8 часов (л.д.20-23).
Согласно справки № 341 от 29.12.2020 года, выданной МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» г. Армянска Республики Крым [СКРЫТО] С.Н. был принят по совместительству с 01.09.1994 года тренером по ОФП в ДЮСШ, с 01.10.1996 года по 01.04.1997 года работал на 0,5 ставки тренером по волейболу в ДЮСШ, с 01.10.2003 года по 08.12.2003 года на 0,5 ставки тренером-преподавателем по волейболу в ДЮСШ, с 05.09.2007 года по 31.05.2008 года тренером-преподавателем, с 01.09.2008 года по 30.05.2009 года тренером-преподавателем по волейболу, с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года тренером-преподавателем по волейболу, с 01.09.2010 года по 31.05.2011 года тренером-преподавателем, с 01.09.2011 года по 31.05.2012 года тренером-преподавателем, с 03.09.2012 года по 31.05.2013 года, с 02.09.2013 года по 30.05.2014 года, с 01.09.2014 года по 29.05.2015 года по совместительству тренером-преподавателем в ДЮСШ (л.д. 134).
Ссылки апеллянта на Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Действительно, в силу пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Однако в силу ч. 4 ст. 30 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный стаж периодов работы, в том числе, выполняемых истцом, до 31.12.2014 года на территории Республики Крым, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", к спорному периоду подлежат применению нормы материального права, действующие на территории Республики Крым до 01.01.2015 года, что соответствует принципу правовой определенности.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Спорные периоды работы истца, как было указано ранее, имели место, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, которое не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки.
Кроме этого, пунктом «е» ст. 55 указанного Закона Украины предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
При этом, законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 01.01.2015 года, не было предусмотрено условий включения в специальный стаж периодов работы при наличии на 1 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что ответчиком безосновательно исключены периоды работы [СКРЫТО] С.Н. с 08.12.2003 года по 29.05.2004 года, с 01.09.2004 года по 31.05.2005 года, с 01.09.2005 года по 31.05.2006 года, с 01.09.2006 года по 31.05.2007 года в Армянской средней школе № 2, в должности учителя физкультуры по совместительству, с 03.09.2007 года по 30.05.2008 года в Армянской средней школе № 2, в должности учителя физкультуры по совместительству, с 05.09.2007 года по 31.05.2008 года, с 01.09.2008 года по 21.05.2009 года, с 23.05.2009 года по 30.05.2009 года, с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года, с 01.09,2010 года по 31.05.2011 года, с 01.09.2011 года по 31.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 31.05.2013 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству тренером – преподавателем, период нахождения в командировке 22.05.2009 года, с 01.09.2011 года по 25.05.2012 года, с 03.09.2012 года по 30.05.2013 года в Армянской средней школе № 2 в должности учителя физкультуры по совместительству, с 02.09.2013 года по 30.05.2014 года в МБОУДО «ДЮСШ» г. Армянска по совместительству тренером, исходя из следующего из специального педагогического стажа при обращении с заявлением.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда в части включения в специальный стаж периода службы в Советской Армии 12.05.1982 года по 25.01.1984 года.
В спорный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, подпунктом "г" пункта 1 которого была предусмотрена возможность зачета учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Кроме того, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод в части включения в специальный стаж периода обучения [СКРЫТО] С.Н. с 01.09.1984 года по 01.07.1988 года в Днепропетровском государственном институте физической культуры, исходя из следующего.
В соответствии с пп. "м" п. 1, пп. "в" п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. 2 Положения от 1959 года в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из указанной нормы следует, что включение в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении возможно при соблюдении двух условий: факта работы в педагогических должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положением от 1959 года, непосредственно до обучения, а также после завершения обучения.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 01 октября 1993 года.
С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования и периоды иной деятельности, в том числе учеба в высшем учебном заведении не стали учитываться при исчислении специального стажа работы (деятельности) для назначения пенсий лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Не предусматривает такое право и действующее пенсионное законодательство, а именно Федеральный закон "О страховых пенсиях", а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно копии диплома серии РВ № [СКРЫТО] С.Н. в период с 01.09.1984 года по 01.07.1988 год проходила обучение в Днепропетровском государственном институте (л.д. 125).
Поскольку на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратившим силу (01 октября 1993 года) [СКРЫТО] С.Н. окончил обучение в высшем учебном заведении, он работал в педагогических должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положением от 1959 года, непосредственно до обучения, а также после завершения обучения, следовательно, у ответчика отсутствовали основания для отказа в зачете указанного периода в специальный стаж.
Так же обоснованными являются выводы суда о том, что периоды нахождения в командировках, являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, в связи с этим, орган пенсионного обеспечения обязан включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды нахождения в командировках подтверждены справкой № 05-30/121 от 23.12.2020 года, выданной МБОУДО «Школа-лицей № 2» <адрес> и за данные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата.
Таким образом, периоды нахождения в командировках также подлежали включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Определяя дату возникновения права на назначение досрочной пенсии, судебная коллегия пришла к следующим вводам.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
На основании части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения N 7 следует, что если у лица право на пенсию наступает в 2019 г., то пенсия данному лицу наступает не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из вышеприведенных положений следует, что лицу, претендующему на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", у которого право на пенсию наступило в 2019 году, пенсия назначается через шесть месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.
С учетом периодов, зачтенных пенсионным органом и судом, продолжительность специального стажа на 31.12.2019 года составила 30 лет 04 месяца 24 дня. В связи с этим продолжительность специального стажа (25 лет) необходимая для назначения досрочной пенсии наступила до 2018 года.
В связи с этим необходимость применения к спорным правоотношениям переходных положений, изложенных в п. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", отсутствует.
Следовательно, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения в УПФР, обоснованно удовлетворено судом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328- HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=637B135D6EB3E8318DEC44ED10D042CDE0C8FDDEC5C375D3E93B182FCD73A6CA08301AC75AF35FCC1F4B686F376D5BB49F3FC1F34FpBRFI" 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 11 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Е.В. Притуленко
Т.С. Готовкина