Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 15.12.2020 |
Дата решения | 25.02.2021 |
Категория дела | из жилого помещения, занимаемого по договору специализированного найма (служебного помещения, общежития и др.) |
Судья | Белоусова Виктория Васильевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 565a20d3-0824-3233-810e-1a04cd609d10 |
УИД 91RS0003-01-2020-002723-36
№ 2-1679/2020
№ 33-940/2021
Председательствующий судья суда первой инстанции Злотников В.Я.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,
судей Кирюхиной М.А., Корсаковой Ю.М.,
при секретаре Вааповой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Администрации города Симферополя Республики Крым к [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] И.Г., третьи лица: Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики Администрации города Симферополя Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымский республиканский штаб Народного ополчения – народной дружины Республики Крым», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о выселении,
по апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.В. на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 22 октября 2020 года,
Заслушав доклад судьи Белоусовой В.В.,
у с т а н о в и л а:
Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в суд с иском к [СКРЫТО] А.Д., [СКРЫТО] И.Г. о выселении ответчиков из жилого помещения - <адрес>, без предоставления иного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что комиссией по вопросам обследования жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, 19.04.2018 г. проведено обследование с целью установления лиц, фактически постоянно проживающих в вышеуказанном жилом помещении.
В ходе осмотра жилого помещения установлено, что в указанном жилом помещении проживают ответчики. [СКРЫТО] А.Д. в качестве основания занятия спорной жилой площади предоставлен договор найма жилого помещения от 16.08.2016 г., заключенный между ним и ГКУ РК «Крымский республиканский штаб Народного ополчения - народной дружины Республики Крым» на комнаты <адрес>
В период с 01.01.2015 г. по 19.01.2018 г. [СКРЫТО] А.Д. работал в должности начальника отделения в ГКУ РК «Крымский республиканский штаб народного ополчения». Согласно п. 1 договора жилое помещение предоставлено ответчику по делу, для временного проживания, на период работы в ГКУ РК «Крымский республиканский штаб народного ополчения», п. 4 договора установлено, что в день увольнения наниматель вместе со всеми членами его семьи обязан освободить занимаемое жилое помещение (без предоставления другого жилого помещения).
Истец указывает, что [СКРЫТО] А.Д. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях не состоит, в настоящее время собственником общежития по <адрес> является муниципальное образование городской округ Симферополь, в связи с чем, правовые основания для занятия ответчиками комнат <адрес>, отсутствуют, учитывая, что добровольно ответчики не желают выселиться, истец вынужден обратиться с данным иском в суд.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 22 октября 2020 года иск удовлетворен.
[СКРЫТО] А.Д. и [СКРЫТО] И.Г. выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления иного жилого помещения.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании [СКРЫТО] А.Д. поддержал апелляционную жалобу и просил ее удовлетворить.
[СКРЫТО] А.Г. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежаще, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с невозможностью явиться в судебное заседание по причине болезни.
Представители Администрации <адрес> Республики Крым и Департамента жилищной политики Администрации города Симферополя Республики Крым, прокурор просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 г. № 1356-р за Государственным казенным учреждением Республики Крым «Крымский республиканский штаб Народного ополчения - народной дружины Республики Крым» закреплены на праве оперативного управления жилые и нежилые помещения общежития (за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности), расположенного по адресу: <адрес>.
В 2016 году ГКУ РК «Крымский республиканский штаб Народного ополчения - народной дружины Республики Крым» заключены срочные договоры найма жилого помещения в общежитии, в соответствии с которыми жилые помещения предоставлены нанимателям для временного проживания, на период работы в Учреждении.
После прекращения трудовых отношений с ГКУ РК «Крымский республиканский штаб народного ополчения - народной дружины Республики Крым» договоры найма с гражданами не продлены.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.12.2014 г. № из государственной собственности Республики Крым общежитие, расположенное по <адрес> передано в муниципальную собственность.
Решением 50-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.08.2016 № 898 «О даче согласия на прием имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» недвижимое имущество - общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих на праве частной собственности третьим лицам, принято в муниципальную собственность.
Распоряжением Совета Министров от 16.05.2017 г. № из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность передано общежитие, расположенное по <адрес>
Таким образом, в настоящее время общежитие, расположенное по <адрес>, находится в собственности муниципального образования городской округ Симферополь. Жилые помещения, предоставленные ГКУ РК «Крымский республиканский штаб Народного ополчения - народной дружины Республики Крым» (далее - Штаб народного ополчения) своим сотрудникам, в специализированный жилищный фонд (общежитие) не включались.
Согласно письма ГКУ РК «Крымский республиканский штаб Народного ополчения - народной дружины Республики Крым» № 02.1-06/2.12 от 27.03.2018 г. документами, подтверждающими выделение кому-либо жилых, либо служебных помещений в спорном общежитии, не располагает. Следовательно, решение о предоставлении работодателем спорного жилого помещения в общежитии не принималось.
19.04.2018 г. Комиссией по вопросам обследования жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Комиссия), проведено обследование с целью установления лиц, фактически постоянно проживающих в жилом помещении, осмотра технического состояния жилого помещения, установления состава помещений, из которых состоит обследуемое жилое помещение.
Согласно акту вскрытия и/или осмотра жилого помещения муниципального жилищного фонда городского округа Симферополь Республики Крым от 19.04.2018 г. установлено, что помещение расположено на 1 этаже здания общежития по <адрес>, представляет собой изолированное жилое помещение - однокомнатную квартиру, в которой оборудованы помещения: санузел, кухня. Состояние удовлетворительное, жилое, после ремонта. Имеется электричество, водоснабжение и водоотведение. В помещении находятся личные вещи, оборудование, посуда и иное имущество проживающих в нем лиц.
В ходе осмотра жилого помещения комиссией установлено, что в данном жилом помещении проживают [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] И.Г..
[СКРЫТО] А.Д. в качестве основания занятия спорной жилой площади Комиссии предоставлен договор найма жилого помещения (далее - Договор) от 16.08.2016 г., заключенный между ним и ГКУ РК «Крымский республиканский штаб Народного ополчения - народной дружины Республики Крым» на комнаты <адрес>.
Согласно п. 1 указанного договора жилое помещение предоставлено ответчику по делу, для временного проживания, на период работы в Учреждении, п. 4 договора установлено, что в день увольнения наниматель вместе всеми членами его семьи обязан освободить занимаемое жилое помещение (без предоставления другого жилого помещения) и передать Наймодателю указанное жилое помещение в состоянии не хуже, чем на момент заключения настоящего договора.
По информации ГКУ РК «Крымский республиканский штаб народного ополчения народной дружины Республики Крым», [СКРЫТО] А.Д. работал в должности начальника отделения с 01.01.2015 г. по 19.01.2018 г.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстнции исходил из того, что спорное жилое помещение предоставлено [СКРЫТО] А.Д. и членам его семьи для временного проживания на период работы в ГКУ РК «Крымский республиканский штаб народного ополчения народной дружины Республики Крым». В связи с увольнением [СКРЫТО] А.Д. из Учреждения договор найма жилого помещения между сторонами прекратил свое действие.
Вопрос о принятии мер по освобождению жилого помещения и выселению граждан, проживающих в помещении без правовых оснований, выносился на рассмотрение на заседание Комиссии по вопросам обследования жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Комиссия). По результатам рассмотрения принято решение о необходимости принятия мер по освобождению жилого помещения и выселению граждан в установленном законом порядке.
Управлением муниципального контроля Администрации города Симферополя Республики Крым за исх. 11/02-06/1978 от 21.05.2018 г. в адрес [СКРЫТО] А.Д. направлено предписание о необходимости освобождения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, с требованием добровольного возврата имущества, передачи в срок до 25.06.2018 г. по акту приема-передачи самовольно занимаемого жилого помещения - комнат <адрес>.
Однако до настоящего времени предписание ответчиками не исполнено.Пункт 3 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13.11.2014 г. № (далее - Устав), определяет, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 49 Устава относит к полномочиям администрации города Симферополя владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 раздела 2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением 15-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 13.03.2015 г. №, Администрация города Симферополя Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь, иными муниципальными правовыми актами.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым 29.05.2017 г. утвержден передаточный акт №, в соответствии с которым ГКУ РК «Крымский республиканский штаб народного ополчения - народной дружины Республики Крым» передал, а МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя принял общежитие, расположенное по <адрес>.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. №374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» установлено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым от 27.04.2016 г. № 244-ЗРК «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Крым» (далее - Закон) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях.
Статьей 4 указанного Закона определено, что к категориям граждан, имеющим право на получение служебных жилых помещений, относятся граждане, находящиеся в трудовых отношениях с государственными учреждениями, государственными гарными предприятиями Республики Крым.
Пунктом 1 статьи 10 Закона установлено, что жилые помещения в общежитиях, предназначенные для временного проживания в них граждан в период работы, службы или обучения, предоставляются гражданам по договорам найма жилого помещения в общежитии в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона, жилое помещение в общежитии предоставляется по заявлению гражданина на основании решения работодателя в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных законом.
Материалы дела не содержат данных о том, что ответчики состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях; согласно данных МВД по Республике Крым ответчики зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.43). Указанные обстоятельства не оспаривал в суде апелляционной инстанции [СКРЫТО] А.Д.
Согласно части 2 статьи 102 ЖК РФ, переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещение - исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Статья 304 ГК РФ гарантирует, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 1 статьи 94 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Пункт 1 статьи 103 ЖК РФ указывает, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается с гражданами, проживающими в жилых помещениях муниципального жилого фонда на основании решения о предоставлении жилого помещения. Также регламентом предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договоров социального найма жилого помещения», утвержденным постановлением Администрации города Симферополя от 17.08.2015 г. №, договор социального найма жилого помещения заключается с гражданами, проживающими в жилых помещениях муниципального жилого фонда на основании решения о предоставлении жилого помещения.
Администрацией города Симферополя Республики Крым решения о предоставлении спорного жилого помещения ответчикам не принималось.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
пенсионеры по старости;
члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно справки серии №, ответчику [СКРЫТО] И.Г. установлена 2 группа инвалидности вследствие общего заболевания (л.д.68).
Доводы апеллянта о том, что жилое помещение в настоящее время является муниципальным, не может быть основанием для отказа истцу в удовлетворении иска на основании статьи 7 Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Срок действия договора найма от 16 августа 2016 года, заключенный с [СКРЫТО] А.Д. на период до увольнения из ГКУ РФ «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» истек, ответчики на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения не состоят, Администрацией города Симферополя договор социального найма с ответчиками, ввиду чего в настоящее время ответчик и члены его семьи подлежат выселению из жилого помещения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 22 октября 2020 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу [СКРЫТО] А.В. оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий судья
Судьи