Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 02.10.2020 |
Дата решения | 22.10.2020 |
Категория дела | Иные, возникающие из трудовых правоотношений |
Судья | Подлесная Ирина Анатольевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | e59587d5-0546-36de-81e7-bcb50cead491 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-8859/2020 председательствующий судья суда первой инстанции Чибижекова Н.В.
2-893/2020 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2020 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | Подлесной И.А. |
судей: | Мотиной И.И., Шестаковой Н.В. |
при секретаре: | Марковой Э.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску [СКРЫТО] Нины [СКРЫТО] к Центру дошкольного образования Черноморского флота, Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о признании приказа незаконным и признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, по апелляционной жалобе Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации и апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец [СКРЫТО] Н.А. обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства [СКРЫТО] РФ, в котором просила: признать приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота Мисник В.В. от ДД.ММ.ГГГГ №-орг незаконным с даты его издания, признать недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № с даты его подписания.
Исковые требования мотивированы тем, в соответствии с приказом ДД.ММ.ГГГГ № истец принята на должность воспитателя в детский сад №, расположенный по ул. <адрес>, являющийся структурным подразделением Центра дошкольного образования Черноморского флота. Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ № ей был предоставлен отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
Начальником Центра ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ №-орг, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов Центра уменьшается до 28 календарных дней. В качестве обоснования данных действий ответчик указал на письмо начальника Главного управления кадров Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации генерал-полковника ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № в котором указывается на зависимость продолжительности отпуска педагогических работников от факта наличия или отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности у организации-работодателя.
Протокольным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации.
Протокольным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота».
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года иск [СКРЫТО] Нины [СКРЫТО] – удовлетворен.
Признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ №-орг.
Признано недействительным дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Центром дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и [СКРЫТО] Нины [СКРЫТО].
В апелляционных жалобах представитель Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации и представитель Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» просят указанное решение отменить и постановить новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В своей жалобе представитель Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ в коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота были внесены изменения, в части касающейся исключения положения о предоставлении педагогическим работникам и руководящему составу отпусков увеличенной продолжительности. Из этого следует, что основания для признания незаконным приказ №-орг от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют. Требования о признания недействительным дополнительного соглашения, по мнению Министерства не имеют материально-правого обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора не действительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений.
Доводы жалобы ФКУ Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» сводятся к тому, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела. Ввиду того, что в силу нормативных положений закона право на предоставление удлиненного отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с дошкольными образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. Доводы относительно признания недействительным дополнительного соглашения аналогичны доводам Министерства [СКРЫТО] РФ.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации и ФКУ Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержал.
Истцом [СКРЫТО] Н.А. направлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению и не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя заявленные [СКРЫТО] Н.А. требования, суд первой инстанции исходил из того, что как до 01.09.2019 г., так и после указанной даты истица в соответствии с условиями трудового договора выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, т.е. осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. То, что работодатель, осуществляющий образовательную деятельность, не получил в установленном порядке лицензию на ее осуществление, не может привести к ущемлению трудовых прав работника, в частности, в праве на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и требованиям трудового законодательства.
Так, общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников установлена статьей 115 ТК РФ и составляет 28 календарных дней. Определяя особенности регулирования труда педагогических работников, Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 334 предусматривает предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска и относит установление его продолжительности к компетенции Правительства Российской Федерации.
Право педагогических работников на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (пункт 3 части 5 статьи 47).
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г. издано постановление №466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" (далее Постановление), которое устанавливает продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей.
Указанным Постановлением для педагогических работников в зависимости от должности, типа образовательной организации и иных отдельных особенностей деятельности установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 42 дня или 56 дней, что превышает общую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работников.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
В соответствии с ч.4 ст. 10 указанного Закона дошкольное образование входит в систему образования Российской Федерации и включает в себя, в частности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. №30384) утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), включающий в себя совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции установил, что [СКРЫТО] Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с Центром дошкольного образования Черноморского флота и работает в его структурном подразделении – детский сад № на должности воспитателя.
Трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Центром дошкольного образования Черноморского флота в лице начальника Мисник В.В. и [СКРЫТО] Н.А. на неопределенный срок, в соответствии с условиями которого истица принята на работу воспитателем детского сада №; дата начала работы с ДД.ММ.ГГГГ, работнику устанавливается 36-часовая рабочая неделя и продолжительность основного оплачиваемого отпуска 42 календарных дня (л.д.8-9).
В соответствии с Должностной инструкцией воспитателя, утвержденной приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота, (разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, на основе «Профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 05.08.2016 г. №422н), основной трудовой функцией [СКРЫТО] Н.А. является педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, в рамках которой воспитатель:- участвует в разработке основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
- планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
- разрабатывает рабочую образовательную программу воспитательно-образовательной работы с группой воспитанников; выполняет текущее и перспективное комплексно-тематическое планирование своей работы (на основе проектного метода и требований ФГОС ДО) по всем разделам и образовательным областям примерной образовательной программы;
- организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
- участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
- реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
- развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
- формирует психологическую готовность детей к школьному обучению;
- создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим в разным национально-культурным, религиозным общностям и национальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
- организует виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, игры (ролевые, режиссерские, с правилами), продуктивную, конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- организует конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (Л.д 145-146).
В соответствии с Типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением «Управление Черноморского флота» в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад № кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 01 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований (Л.д 151).
В соответствии со ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Федеральный конституционный закон от 21.03.2017 г. № 6-ФЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в статье 12 определяет особенности применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В целях реализации указанных требований был принят Федеральный закон от 05.05.2014 года №84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Частью 4 статьи 4 указанного Закона установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем до 1 сентября 2019 года.
К указанной дате лицензирование дошкольных образовательных организаций Черноморского флота не проведено.
Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ №-орг с ДД.ММ.ГГГГ установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней (л.д.10). Основанием для издания данного приказа явилось письмо начальника Главного управления кадров Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общее соблюдение ими личной гигиены и режима дня) (л.д.11).
Во исполнение указанного приказа ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ между Центром дошкольного образования Черноморского флота и [СКРЫТО] Н.И. было заключено дополнительное соглашение №, в соответствии с которым пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: «Работнику устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ года» (л.д.10).
Признавая незаконным обжалуемый приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. №, заключенное между сторонами спора, суд первой инстанции обоснованно исходил из общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми трудовым законодательством, иными законами гарантируется свобода труда, включая право каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников.
Пунктом 21 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Из представленных [СКРЫТО] Н.А. доказательств, отвечающим требованиям о их относимости, допустимости и достоверности, бесспорно следует, что являясь воспитателем детского сада № Центра дошкольного образования Черноморского флота, истица осуществляла педагогическую деятельность, имела сокращенное рабочее время (36-часовую рабочую неделю), получала стимулирующую надбавку за выслугу лет как педагогический работник, а поэтому в соответствии с требованиями ст. 334 ТК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678, куда включена должность воспитателя, имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
Судом апелляционной инстанции также установлено (письмо начальника управления военно-социальной работы Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), что отсутствие после 01 сентября 2019 г. у детского сада № Центра дошкольного образования Черноморского флота лицензии на осуществление дошкольной образовательной деятельности связано не с тем, что такую деятельность детский сад не осуществляет, а в связи с проведением [СКРЫТО] [СКРЫТО] Российской Федерации совместно с должностными лицами г. Феодосии мероприятий по передаче дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в муниципальную собственность, что позволит привести деятельность ДОУ в соответствии с законодательством в области образования, получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, закрепить социальный статус педагогических работников и стать полноправными ДОУ, функционирующими в единой системе дошкольного образования Республики Крым.
Таким образом, при установлении факта осуществления [СКРЫТО] Н.А. педагогической деятельности в должности воспитателя детского сада №16 Центра дошкольного образования Черноморского флота, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что право истицы на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, установленный ст. 334 ТК РФ, связано с родом профессиональной деятельности истицы, выполняющей обязанности по обучению, воспитанию детей, и не зависит от наличия у дошкольного образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности, своевременно не полученной ДОУ в связи с проведением мероприятий по их передаче в муниципальную собственность.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено, а доводы апелляционных жалоб не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» и Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: