Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 23.07.2019 |
Дата решения | 18.09.2019 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Мотина Ирина Ивановна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 89d2c84b-a349-35b5-b6cb-71c51fdc6833 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-7953/2019 председательствующий судья суда первой инстанции Охота Я.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А., Синани А.М. при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 18 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску [СКРЫТО] Инны [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по включению периодов работы, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] районе Республики Крым ([СКРЫТО]) на решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 25 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец [СКРЫТО] И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по включению периодов работы с 29.03.1988 года по 30.04.1996 года в должности палатной санитарки во 2-м отделении Крымской республиканской клинической психиатрической больницы № 1, с 02.05.1996 года по 28.08.1997 года в должности операционной санитарки Крымской республиканской клинической психиатрической больницы № 1, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 04.12.2018 года.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] районе ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Полагая указанное решение незаконным, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 25 апреля 2019 года исковые требования [СКРЫТО] И.А. удовлетворены. Судом признано незаконным решение ГУ УПФ России в [СКРЫТО] районе Республики Крым об отказе в назначении [СКРЫТО] И.А. досрочной страховой пенсии. Возложена обязанность на ответчика по включению периодов работы истца с 29.03.1988 года по 30.04.1996 года в должности палатной санитарки во 2-м отделении Крымской республиканской клинической психиатрической больницы № 1, с 02.05.1996 года по 28.08.1997 года в должности операционной санитарки Крымской республиканской клинической психиатрической больницы № 1 и по назначению досрочной страховой пенсии с 04.12.2018 года.
Не согласившись решением суда представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации [СКРЫТО] районе Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы истца, поскольку документально не подтверждается постоянная в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени) занятость непосредственным обслуживанием больных.
Истец [СКРЫТО] И.А. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика УПФР в [СКРЫТО] районе Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, о дне слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] И.А., 1967 года рождения обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в [СКРЫТО] районе Республики Крым отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно указанному решению в специальный стаж не включены периоды работы палатной санитаркой с 29.03.1988 года по 30.06.1996 года и операционной санитаркой с 01.05.1996 года по 28.08.1997 года в ГБУЗ РК «Крымская Республиканская психиатрическая больница №1», поскольку не были представлены должностные инструкции по занимаемым должностям, из которых бы следовало условие осуществления трудовой деятельности в непосредственном контакте медицинского персонала и пациента, а также выполнение данной работы в течение полного рабочего дня.
Согласно расчету ответчика специальный стаж у [СКРЫТО] И.А. отсутствует, общий стаж составил 32 года 08 месяцев.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции на основании представленных доказательств, руководствуясь положениями п. 2 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исходил из того, что [СКРЫТО] И.А. в спорные периоды работала в должностях, относящихся к должностям младшего медицинского персонала, полный рабочий день была занята непосредственным обслуживанием больных, и пришел к правильному выводу, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж работы истца.
Из трудовой книжки серии БТ-II № на имя [СКРЫТО] (Селих) И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что 29.03.1988 года она принята в Крымскую облпсихбольницу № 1 на должность санитарки, 26.11.1993 года Крымская облпсихбольница № 1 переименована в Республиканскую клиническую психиатрическую психбольницу № 1, 02.05.1996 года истец переведена на должность операционной санитарки до 28.08.1997 года (л.д. 11-13).
До 01.01.1992 действовали Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, согласно которым (Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах) право на досрочное пенсионное обеспечение имели: раздел XXVI "Учреждения здравоохранения" младший медицинский персонал, работающий в лепрозориях, психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных), туберкулезных и инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающий больных), прозекторских и моргах.
С 01.01.1992 действуют Списки, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, согласно которым (Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые: раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", п. "в" в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка: код 260000в - младший медицинский персонал; средний медицинский персонал.
Из справок, уточняющих особый характер работы и условия труда, необходимым для назначения пенсии, выданной ГБУЗ РК «Крымская Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1» № 172 от 10.11.2017 года и № 196 от 29.12.2018 года следует, что [СКРЫТО] (Селих) И.А. работала в ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1» полный рабочий день и непосредственно обслуживала больных с 29.03.1988 года по 28.08.1997 года, занимаемые должности относятся к Списку № 2 раздел XXIV,226000000-1754б, подраздел 2260000в., утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.10.1991 г. № 10 (л.д. 18, 81).
Справкой ГБУЗ РК «Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 им. Н.И. Балабана» также подтверждена работа [СКРЫТО] И.А. с 29.03.1988 года по 28.02.2017 года (л.д. 22).
Оспаривая решение суда в указанной части, представитель ответчика ссылается на отсутствие надлежащих доказательств осуществления истцом в период работы палатным санитаром в непосредственном контакте с больными более 80% рабочего времени, приведенные доводы, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно п. 1 Указания Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное обеспечение", на которое ссылается представитель ответчика в жалобе, при разрешении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, следует руководствоваться следующим:
Непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента, выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов (проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи, кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.).
В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
При этом в указанном письме приведен перечень видов деятельности младшего медицинского персонала относящегося к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2: перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
Кроме того, данным актом определен и примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в числе которых поименована "палатная-санитарка".
Вместе с тем, при исчислении стажа медицинской работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, необходимо иметь в виду, что из содержания положения п. 4 Правил N 781 следует, что период работы в учреждении здравоохранения засчитываются в медицинский стаж лицам, указанным в Списке, до 01.11.1999 вне зависимости от выполнения нормы рабочего времени, а начиная с 01.11.1999 при условии, что эта работа протекала в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, в частности ст. ст. 91 и 92 ТК РФ, в том числе в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях).
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2018 N 375-О, положения частей 2 - 4 статьи 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливают гарантии осуществления приобретенных по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсионных прав путем запрета пересмотра права на пенсию и сохранения более высокого ее размера в случае, если при перерасчете он окажется ниже (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2017 года N 33-П).
Следовательно, данные нормы направлены на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, имеют целью сохранение уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан.
В периоды работы истца с 1992 года право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось в соответствии со ст. 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года №1788-XII, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники здравоохранения, согласно пункту "е" ст. 55.
Пунктом "е" ст. 55 указанного Закона предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04 ноября 1993 года N 909, предусмотрено, что такое право дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).
В соответствии с данным Постановлением все должности среднего медицинского персонала, независимо от их наименования имели право выхода на пенсию при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Согласно Перечню высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, утвержденный приказом Министерства охраны здоровья Украины от 25 декабря 1992 г. N 195, к среднему медицинскому персоналу относятся медсестры всех наименований.
При этом следует отметить, что приведенными нормативными актами не установлены дополнительные требования к должностям среднего медицинского персонала.
В соответствии с нормами законодательства Украины периоды работы Беличенко Е.С. в должности палатной санитарки, операционной санитарки относящейся к младшему медицинскому персоналу, подлежал включению в специальный стаж, не зависимо от наименования должности, и учреждения здравоохранения и иных условий выполнения работы, ввиду чего, в соответствии с положениями Закона N 208-ФЗ приведенный выше стаж до 18 марта 2014 года приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что работа [СКРЫТО] И.А. в спорные периоды соответствует Списку №2 и дает право на досрочное пенсионное обеспечение по п.2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
С учетом включения в стаж по списку N 2 периода работы в должности санитарки палатной и санитарки операционной на дату достижения [СКРЫТО] И.А. возраста 50 лет специальный стаж работы составлял 09 лет 04 месяца 28 дней.
Для застрахованных лиц, работа которых предусмотрена пп.1 и 2 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ, полным считается стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости соответственно на 10 и на 5 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста (табл. 6), а также стаж работы, с учетом которого общеустановленный возраст назначения трудовой пенсии уменьшается соответственно на 1 - 9 лет (по Списку N 1) и на 1 - 4 года (по Списку N 2).
С учетом уменьшения возраста для назначения пенсии в возрасте 51 год, продолжительность специального стажа по Списку №2 должна быть не менее 8 лет.
Учитывая, что требуемый специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда для назначения пенсии со снижением возраста у истца на 04.12.2018 года имеется (09 лет 04 мес. 28дней), соответственно имеются основания для назначения досрочной пенсии по старости.
Согласно ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, с учетом указанного выше периода возникло у истца по достижении возраста 51 года, заявленные требования о назначении пенсии подлежат удовлетворению с 04.12.2018года.
Несогласие ответчика с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] районе Республики Крым ([СКРЫТО]), без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
А.М. Синани