Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 09.08.2022 |
Дата решения | 06.09.2022 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Синани Александр Михайлович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | b83efe0d-d2cb-3243-b999-5695fa3b1bdb |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Мотиной И.И.,
Подлесной И.А.,
при секретаре Андрейченко М.С.,
с участием истца [СКРЫТО] В.А.,
представителя ответчика Кувшиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 мая 2022 года,
у с т а н о в и л а:
в ноябре 2021 года [СКРЫТО] Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении к совершению определенных действий, мотивируя свои требования тем, что решением ответчика от 10.11.2020 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что специальный стаж работы истца составил 9 лет 10 месяцев 27 дней (смешанный стаж), 8 лет 10 месяцев 26 дней (в сельской местности). Уточнив исковые требования, просил: признать незаконным и отменить решение ответчика от 11.12.2020 № 257258/20/1 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части указания об отсутствии специального стажа работы по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400- ФЗ, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, отсутствия страхового стажа 42 года, по ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ; включить все периоды трудовой деятельности, обозначенные в трудовой книжке, (страховые и иные, включаемые в страховой стаж), для определения права на назначение (получение) досрочной страховой пенсии по старости (по достижению 60 лет и страхового стажа 42 года), в том числе, неучтенные ОПФР РК: с 01.09.1977 по 17.11.1979, с 18.11.1981 по 28.06.1985 - учеба в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте; с 18.11.1979 по 17.11.1981 - служба в Вооруженных Силах СССР; с 06.02.1996 по 24.02.1996, с 02.01.2001 по 15.02.2001 - курсы повышения квалификации; с 01.01.2013 по 31.12.2014 - осуществление предпринимательской деятельности в Украине; включить в специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности для определения права на назначение (получение) досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 части 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды: с 18.11.1979 по 17.11.1981 - служба в Вооруженных Силах СССР; с 06.02,1996 по 24.02.1996, с 02.01.2001 по 15.02.2001 - курсы повышения квалификации; с 22.11.1989 по 11.12.1990 – работа гинекологом в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ; с 26.11.1990 по 28.12.1995 – работа гинекологом в МНВП «БИНОЭЛ»; с 17.08.2001 по 04.07.2005 – работа врачом-гинекологом в Поликлиническом отделении ФЗ Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ»; с 16.04.2007 по 12.06.2014 – работа врачом-консультантом в Медицинском Центре предприятия объединения граждан «ИНВА-ЛАЙН»; с 20.05.2015 по 06.05.2020 - осуществление предпринимательской деятельности; определить право на назначение досрочной страховой пенсии, с момента первичного обращения - 07.05.2020, согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, согласно п. 20 части 1.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ; определить право на назначение страховой пенсии по старости с 05.11.2021 по достижению возраста 61 год 6 месяцев, согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения 07.05.2020; внести соответствующие корректировки в индивидуальный лицевой счет страхового и специального стажа и ИПК; произвести все назначенные выплаты за истекший период.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] В.А. отказано.
В обоснование апелляционной жалобы [СКРЫТО] В. А., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств дела, просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителя ответчика, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что [СКРЫТО] В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился к ответчику 07.05.2020 за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В связи с тем, что специальный стаж работы истца составил 9 лет 10 месяцев 27 дней (смешанный стаж), 8 лет 10 месяцев 26 дней (работы в сельской местности), 10.11.2020 вынесено решение об отказе в назначении [СКРЫТО] В.А. досрочной страховой пенсии по старости.
11.12.2020 решением ответчика отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, а также страховой пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400- ФЗ и ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ. № 257258/20/1.
В специальный стаж работы истца, согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ, включено 9 лет 10 месяцев 3 дня (смешанный стаж) и 8 лет 10 месяцев 2 дня (работы в сельской местности), что свидетельствует об отсутствии права на установление пенсии в связи с отсутствием специального стажа 30 лет.
Периоды работы истца с 22.11.1989 по 11.12.1990 гинекологом в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ; с 26.11.1990 по 28.12.1995 гинекологом в МНВП «БИНОЭЛ»; с 17.08.2001 по 04.07.2005 врачом-гинекологом в Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ»; с 16.04.2007 по 12.06.2014 врачом-консультантом Медицинского Центра предприятия объединения граждан «ИНВА-ЛАЙН»; с 20.05.2015 по 06.05.2020 - осуществление предпринимательской деятельности подтверждаются записями в трудовой книжке и включены ответчиком в общий страховой стаж.
В записи 6 трудовой книжки истца указано, что [СКРЫТО] В.А. принят на работу заведующим экспериментальным медицинским центром Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ, в котором, согласно справке, работал в должности врача-гинеколога совместителя на 0,5 ставки с 22.11.1989 по 11.12.1990. Приказ о принятии на должность врача-гинеколога совместителя не предоставлен.
В записи 8 трудовой книжки истца указано, что он принят на работу директором Малого научно-внедренческого предприятия «Биноэл», в котором, согласно справке, работал в должности врача-гинеколога совместителя на 0,5 ставки с 26.11.1990 по 28.12.1995. Предоставлен приказ от 23.11.1990 о принятии на должность врача-гинеколога по совместительству.
С 17.08.2001 по 04.07.2005 истец работал врачом-гинекологом в Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ». Наименование организационной формы учреждения не поименовано Списком № 781. Доказательств наличия в учреждении структурных подразделений из числа предусмотренных пунктом Правил № 781, не представлено.
С 11.07.2005 по 12.06.2014 истец занимал должность директора предприятия объединения граждан «Инва-Лайн» Крымского республиканского объединения инвалидных организаций союза организаций инвалидов Украины (с 16.04.2007 врач-консультант по совместительству). Представлен в материалы дела приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении совместительства в должности врача- консультанта с 16.04.2007, а также штатное расписание, в соответствии с которым истец принят на 0,5 ставки. Списком № 781 наименование учреждения и должности не поименованы.
С 01.01.2013 по 31.12.2014 истец осуществлял предпринимательскую деятельность. Согласно протоколу № 6 заседания Комиссии по реализации пенсионных прав от 11.11.2020, указанный период включен в общий стаж работы. Решение комиссии не обжаловано и не отменено.
С 05.02.2015 по 06.05.2020 – [СКРЫТО] В.А. осуществлял предпринимательскую деятельность, согласно выписке ИЛС.
Отказывая в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] В.А., суд первой инстанции исходил из того, что справки, подтверждающие осуществление истцом в спорные периоды времени лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения полный рабочий день в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ; МНВП «БИНОЭЛ»; Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ»; Медицинском Центре предприятия объединения граждан «ИНВА-ЛАЙН»; в период осуществления предпринимательской деятельности, не предоставлено.
Соответствующими списками наименование организаций, перечисленных выше, а также должности не поименованы.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ, основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона, одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также - Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях, пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначаются врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление № 1066).
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 03.06.2004 № 11-П, а также в определении от 04.03.2004 № 81-0, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 03.06.2004 № 11-П действительно указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Однако, в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как в ходе рассмотрения дела установлено и истцом не оспаривается, что в спорные периоды он работал не в учреждении здравоохранения, а в коммерческих организациях.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1920-0).
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшего в спорные периоды в Экспериментальном медицинском Центре Молодежного Сервисного Центра ГК ЛКСМ, МНВП «БИНОЭЛ», Поликлиническом отделении Медицинского Центра Фирмы «БИЗНЕС-КОНТРАКТ», Медицинском Центре предприятия объединения граждан «ИНВА-ЛАЙН», осуществление предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя, оказывающего медицинские услуги, имеющие иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Период работы с 09.01.1996 по 15.08.2001 в должности врача- фтизиогинеколога ГБУЗ РК «КРКЦФиП» включен в общий стаж работы, т.к. работа осуществлялась на неполную ставку, ставка составила 0,5, что следует из Акта от ДД.ММ.ГГГГ № 1045, а также приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 3. Соответственно, курсы повышения квалификации с 06.02.1996 по 24.02.1996 и с 02.01.2001 по 15.02.2001 также не включены в специальный стаж.
Согласно абзацам 13 и 14 пункта 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке).
Таким образом, указанным пунктом не предусмотрена безусловная обязанность включения в подсчет специального стажа рабочего либо служащего периода его обучения.
Периоду обучения истца в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте в целом (с 01.09.1977 по 17.11.1979 и с 18.11.1981 по 28.06.1985) не предшествовал период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18.11.1979 по 17.11.1981, соответственно, период обучения истца в высшем учебном заведении не включен в подсчет его страхового стажа.
Вопрос о включении в стаж профессиональной (педагогической, лечебной) деятельности, предоставляющей право на досрочную трудовую пенсии по старости, периодов прохождения гражданами военной службы в рядах Советской армии был регламентирован ранее Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
В силу подпункта "г" пункта 1 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Действующим после этой даты пенсионным законодательством Российской Федерации, в том числе, введенным в действие с 01 января 2002 года Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как и Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Правилами исчисления этих периодов, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и от 29 октября 2002 года № 781, включение периода военной службы в профессиональный стаж в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и педагогической деятельности не предусматривается.
Между тем, Положение 1959 года, утратившее силу с 01 октября 1993 года, на заявленный период (с 18.11.1979 по 17.11.1981) распространяло действие, в связи с чем данный период прохождения истцом военной службы подлежал включению (в календарном исчислении) в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 19 декабря 1959 года № 1397 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения», в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 вышеназванного Положения определено, что период службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В абзаце 2 пункта 4 данного Положения указано, что служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности независимо от наличия стажа по специальности продолжительностью более 20 лет (2/3).
Однако, поскольку 20 лет профессиональной деятельности истцом, на момент обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган, не выработаны (медицинский стаж составил 9 лет 10 месяцев 3 дня (смешанный стаж) и 8 лет 10 месяцев 2 дня (работа в сельской местности), соответственно, не имеется оснований для включения в специальный стаж периода военной службы.
В соответствии с указанным Постановлением, в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Пункт 3.6 Инструктивного письма «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30 июня 1986 года разъясняет, что под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы.
Согласно военному билету, истец проходил службу в Вооруженных силах Союза ССР с 18.11.1979 по 17.11.1981 на должностях рядового и сержантского состава, иных доказательств прохождения службы на медицинских должностях не предоставлено. Учетная карточка члена КПСС, представленные фотографии не подтверждают факт прохождения службы в Вооруженных силах Союза ССР на медицинских должностях.
Таким образом, оснований для определения права [СКРЫТО] В.А. на назначение досрочной страховой пенсии с момента первичного обращения - 07.05.2020, не имеется.
Согласно п. 1.2 ст. 8 Закона, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) - страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Из расчета страхового стажа работы, для определения права по ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ не выработаны исключены периоды: 01.09.1977 по 17.11.1979, с 18.11.1981 по 28.06.1985 — учеба в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте. Включено в общий стаж работы: с 18.11.1979 по 17.11.1981 - служба в Вооруженных Силах СССР; с 06.02.1996 по 24.02.1996, с 02.01.2001 по 15.02.2001 — курсы повышения квалификации.
По предварительному расчету ответчика, по состоянию на 07.05.2020, в целях установления права на пенсию в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, страховой стаж истца составил: 35 лет 10 месяцев 28 дней.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Таким образом, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
За период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР, а также при учебе в Крымском ордена трудового Красного Знамени медицинском институте страховые взносы не уплачивались, к периодам получения пособия по обязательному социальному страхованию военная служба и период обучения не относится.
Право на установление страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом статьи 35 Закона № 400-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» имеют мужчины, достигшие в 2021 году возраста 61 год 6 месяцев, при наличии страхового стажа не менее 12 лет и минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов в размере 21. На момент обращения [СКРЫТО] В.А. с заявлением 07.05.2020 о назначении пенсии истец не достиг возраста 61 год 6 месяцев, о чем указано в решении № 257258/20/1 от 11.12.2020.
В ходе рассмотрения дела стало известно, что [СКРЫТО] В.А. обратился 28.04.2022 к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Однако, на момент рассмотрения дела суду не предоставлены сведения о результатах рассмотрения заявления от 28.04.2022, в связи с чем, пенсионные права истца не могут считаться нарушенными, т.к. на момент подачи заявления от 07.05.2020, вынесения спорного решения № 257258/20/1 от 11.12.2020 истец не достиг возраста 61 год 6 месяцев, а заявление от 28.04.2022 не рассмотрено. Требований о признании незаконными действий ответчика в связи с не рассмотрением заявления от 28.04.2022, не заявлено.
Требование истца об определении права на назначение страховой пенсии по старости с 05.11.2021, по достижению истцом возраста 61 год 6 месяцев, согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, является преждевременным.
В случае несогласия истца с результатами рассмотрения его заявления от 28.04.2022, [СКРЫТО] В.А. вправе их обжаловать в установленном законом порядке.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] В.А. без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 07 сентября 2022 года.
Судьи: