Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) |
Дата поступления | 09.08.2022 |
Дата решения | 07.09.2022 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Любобратцева Наталья Ивановна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 439530c3-39f6-329e-9ebe-408547a5eb2c |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Курской А.Г.,
Мотиной И.И.,
при секретаре Морозовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску прокурора г. Симферополя в интересах Ф.И.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А :
17 февраля 2022 года прокурор г. Симферополя обратился в суд с иском в интересах Ф.И.В. к ГУ ОПФ РФ по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Симферополя проведена проверка по обращению Ф.И.В. по вопросу нарушения ее прав на пенсионное обеспечение, в ходе которой установлено, что с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Ф.И.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ По результатам рассмотрения предоставленных документов решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано, так как специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, составил 16 лет 5 месяцев 23 дня. Согласно указанному решению пенсионным органом не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - региональные праздники. Истец полагает, что отказ ответчика во включении в специальный педагогический стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, нерабочих праздничных дней, приходящихся на дни региональных праздников, является незаконным и нарушающим права истца.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2022 года исковые требования прокурора г.Симферополя в интересах Ф.И.В. удовлетворены частично.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в стаж работы Ф.И.В. периодов, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, признано незаконным.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости Ф.И.В., периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - региональные праздники.
В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, 30 мая 2022 года ГУ ОПФ РФ по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором г. Симферополя в интересах Ф.И.В. требований. Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что у пенсионного органа нет полномочий и законных оснований включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, спорные периоды работы. Специальный стаж истицы составил 12 лет 4 месяца 26 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по стрости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г.Симферополя, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу пенсионного органа – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истица Ф.И.В., о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении адресату ДД.ММ.ГГГГ судебной повестки-извещения, направленной заказной корреспонденцией; в суде интересы Ф.И.В. представляет прокурор Ш.М.В.
Заслушав докладчика, пояснения представителя ГУ ОПФ РФ по Республике Крым К.А.В., прокурора Ш.М.В., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Ф.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ России в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о досрочном назначении пенсии, в чем решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано, так как специальный стаж составил: в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» – 12 лет 4 месяца 26 дней, вместо необходимых 25 лет; в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 названного закона -5лет 6 месяцев 29 дней, вместо необходимых 15 лет; общий суммарный стаж - 29 лет 11 месяцев 18 дней.
В соответствии с оспариваемым решением пенсионного органа из льготного и общего стажа истицы исключены периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Нерабочие (праздничные) дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 г. № 55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в расчет общего стажа работы (л.д.11-16,118-120).
Частично удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ранее нормами законодательства Украины предусматривалась возможность включения в льготный страховой стаж периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный страховой стаж истца. При этом суд не усмотрел оснований для включения в специальный страховой стаж отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку работнику, находящемуся в отпуске без сохранения заработной платы, оплата труда не производится и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период этого отпуска не начисляются. Периоды региональных праздников судом включены в подсчет специального стажа, исходя из положений трудового законодательства, предусматривающего возможность установления дополнительных нерабочих праздничных дней органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С решением суда в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия согласиться не может, поскольку в этой части судебный акт не основан на законе.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 указанного федерального закона №173 ФЗ трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.20 Постановления от 11.12.2012 г. №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Пунктом 4 указанных Правил №781 установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Возможность включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, отпусков без сохранения заработной платы, данными Правилами №781 не предусмотрена.
Таким образом, решение суда в части возложения обязанности на ГУ ОПФ РФ по Республике Крым включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода нахождения Ф.И.В. в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как не основанное на нормах материального права, подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в иске.
С выводом суда первой инстанции о незаконности решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный страховой стаж нерабочих (праздничных) дней, установленных органами государственной власти Республики Крым как не основанного на законе судебная коллегия соглашается.
Так, нерабочие праздничные дни, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, по умолчанию включаются в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии. Перечень нерабочих праздничных дней установлен ст. 112 ТК РФ. При этом в ст.5 ТК РФ указано, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе, региональными законами, содержащими нормы трудового права. Статья 6 ТК РФ, разграничивающая полномочия федеральной власти и власти субъектов Российской Федерации, не относит установление дополнительных нерабочих праздничных дней, а также дополнительных отпусков отдельным категориям работников к исключительному ведению федеральной власти.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на определенных территориях. Право субъектов Российской Федерации устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено Верховным Судом Российской Федерации (Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 г. №20-ПВ11).
Кроме того, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г.№516). Предписаний о том, что в специальный стаж должны включаться спорные периоды отдыха, установленные не Трудовым кодексом Российской Федерации, а региональным законодательством, в Правилах нет, как нет и норм, запрещающих это делать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу ГУ - ОПФ РФ по Республике Крым удовлетворить частично.
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2022 года в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанности включить в специальный стаж, дающий Ф.И.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, нахождение в отпуске без сохранения заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменить и в этой части постановить новое решение об отказе в иске.
В иной части решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 18 мая 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи: Курская А.Г.
Мотина И.И.